Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гоппе Наталья Сергеевна

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Класс

3 класс

Программа

Программа развивающего обучения Л.В.Занкова

УМК

Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012

Тип урока

Сообщение новых знаний

Тема

Предложение. Связи слов в предложении.

Планируемые предметные результаты

Демонстрировать умение составлять предложения из данных слов, учиться

анализировать действия, которые были выполнены для достижения поставленной задачи.

Упражняться в выделении главных членов предложения, характеристике предложения.

Учиться устанавливать связи в предложении, находить словосочетания по данным признакам.                                                 Выполнять звукобуквенный анализ слова.

Распространять предложение, наблюдать связи слов,  роль служебных частей речи.

Восстанавливать предложения, выделять в них грамматическую основу.

Работать над освоением слов с непроверяемым написанием.

Личностные результаты

  • Положительная мотивация к учебной деятельности;
  • Адекватная самооценка;
  • Осознание ответственности за общее дело;
  • Проявление уважительного отношения к мнению другого человека;
  • Понимание взаимосвязи между целью деятельности и её результатом.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  •  адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
  • осуществлять самоконтроль.
  • высказывать своё предположение;
  • формулировать тему и цель деятельности на уроке
  • оценивать совместно с учителем результат своих действий.

 Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать объекты;
  • определять свои границы знания / незнания
  • сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

  Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в парах; выполнять различные роли;

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы

У учителя: мультимедиа-проектор, экран, компьютер, презентация, карточки для оформления плана урока, снежинки, для оформления доски, самооценки, ёлочки. картинка с изображением медведя.

 У учащихся:  1.учебники

                         2.рабочие тетради

                         3. листы самооценки

                         4. карточки с заданием для работы в парах

 Форма использования   мультимедиа – проектора:  проецирование на  экран при фронтальной работе с классом.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, парная

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение

 к деятельности

5 мин 

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками. Присаживайтесь на свои места.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

Прежде, чем начать  наш урок, проверим, всё ли у вас к нему готово? (учебные принадлежности)

- Что нам ещё пригодится на уроке?

-Какие качества нужны? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум).

2. Мотивирование к учебной деятельности

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда именно, вы вскоре узнаете.

- А теперь  давайте разработаем план урока.

1. Чистописание.

2. Словарная работа.

3. Работа над темой.

4.  Закрепление.

 5. Итог.

6.Рефлексия.

- Листы самооценки (в виде снежинок) у вас лежат на столах, в которых вы будете фиксировать результаты нашего продвижения к цели на каждом этапе урока.

3. Пальчиковая гимнастика

 Минутка чистописания. Словарная работа.

- Откройте тетради и запишите дату начала нашего путешествия. Мы должны уметь разборчиво и правильно писать.

-Запишите  цепочку сочетаний  букв: ен  с тя брь тя брь ок ябрь но.

-Найдите закономерность и запишите слова, которые рассыпались в порядке следования друг за другом в календаре:

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

-Подчеркните в словах безударные непроверяемые гласные и сочетания букв, которые надо запомнить.

(Один ученик у доски, записывает эти слова).

-Попроси соседа по парте проверить работу и подчеркнуть карандашом самое лучшее написанное соединение букв и букву.

- Вы согласны, что вам подчеркнул сосед по парте? Что это значит? (именно так и надо писать данные буквы и их соединения).

-Оцените себя.

- Что за слова мы записали? (названия  осенних месяцев)

-Какой месяц идёт сейчас? А время года?

- У каждого месяца есть свои приметы и особенности.

-Ноябрь за окном, месяц студёный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замёрзшей земли. Не зря в народе назвали этот месяц – «грудень». Хоть и осень за окном, ноябрь в самом разгаре, а на Руси 14  ноября отмечается первый зимний праздник - Кузьминки. Встреча зимы. Первые морозы. Снежный день обёщает будущей весне большой разлив.

-Предлагаю по первому снежку совершить  с вами увлекательное путешествие.

А куда – догадайтесь сами.

Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч ее долой?
(Лес)     Презентация.  

А вы любите гулять зимой? Это полезно?

- Сейчас мы проверим, какой багаж знаний и умений вы собрали в путь.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Организует чистописание и словарную работу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

 Пишут каллиграфически правильно словарные слова, сверяют с образцами на доске.

Актуализация и фиксация затруднения.

5 мин

4. Актуализация и фиксация затруднения.

 Работа над предложением.

-Посмотрите на слайд:

Наступила поздняя осень.

Снежинки небо лёгкий падать голубой

-Что вы видите (предложение и набор слов).

-В какой строчке записано предложение? Почему вы так думаете?

(предложение выражает законченную мысль).

- Что записано во второй строчке? (отдельные слова).

-Составьте предложение из данных слов. ( С голубого неба падают лёгкие снежинки.).

-Вспомните, как начинаем писать предложение? (с заглавной буквы).

-Что ставим в конце предложения? (точку).

-С красной строки запишите это предложение.

- Посмотрите на доску, проверьте, правильно ли вы составили предложение.

-Какие действия вам пришлось выполнять, чтобы получилось предложение?

(подбирать родственные слова; (-)

изменять форму слов; (+)

 определять цель высказывания, интонацию; (+)

добавлять слова самостоятельных частей речи; (-)

добавлять служебные слова; (+)

определять порядок слов; (+)

оформлять предложение. (+)

-Оцените себя.

 Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.

Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения, обнаруживают недостаток знаний.

Постановка темы и цели урока

3 мин

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока (предложение, связи слов в предложении).

- Какую цель поставите? – Чему будем учиться?

(научиться составлять предложения,  использовать их в речи, а также наш словарный состав должен пополниться).

- Для чего нам нужно это знать? Где нам это может пригодиться?

Физминутка. 

-Если я называю предложение, то вы хлопаете в ладоши. Если я называю набор слов, то вы топаете.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого выясняют тему урока,. формулирует некоторые задачи урока

Совместно с учителем формулируют  тему и задачи урока.

Актуализация опорных ЗУН и

4 мин

 -Итак, ребята, с вашей помощью мы составили предложение.

С голубого неба падают лёгкие снежинки.

- Какое задание можно предложить? (найти главные  члены предложения  и определить части речи, дать характеристику предложению).

- Главные члены предложения – это какие члены предложения? (подлежащее и сказуемое).

-Найдите главные члены предложения.

-Дайте характеристику предложению. (повествовательное, невосклицательное, распространённое).

- Оцените себя.

Организует диалог с целью актуализации опорных знаний по теме предыдущего урока.

Совместно с учителем актуализируют опорные знания по теме предыдущего урока.

Открытие нового знания

6 мин

-  Вот мы с вами и в лесу.

-На улице сегодня снегопад. Вот мы и понаблюдаем за снежинками.

Посмотрите, как красиво!

-Давайте мы ещё раз покажем это, поработав с заданием,  предложенным в  учебнике.

с.95, упражнение 173.

-Из составленного тобой предложения выпиши сочетания слов:

Снежинки (какие?) ___________, падают (откуда?) _____________.

-Обозначьте в этих словосочетаниях части речи, укажите их грамматические признаки: число и, если возможно, род. Подчеркни в слове снежинки буквы мягких согласных звуков.

-А мы, я вижу, немного притомились. Без физ. минутки не обойтись.

- Оцените себя.

Физминутка (танцевальная) «Вперёд четыре шага». 

Организует

 работу по учебник.

Указывает объект наблюдения.

Включает учащихся в обсуждение

Работают с информацией,  сравнивают и анализируют.

Участвуют в обсуждении Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Делают выводы.

Первичное закрепление

7 мин

- Мы продолжаем наше путешествие по лесу. А вот и лесной житель, с которым нам предстоит встретиться. Угадайте, кто это?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

-  Все лесные жители готовятся к долгой зиме: пополняют свои кладовые запасами, наводят порядок в кладовой и жилище. Поможем ему?

1) Работа в парах.

Задание: Распространите предложение второстепенными членами предложения. Условие: во всех предложениях грамматическая основа должна быть одинаковая: медведь мечтает. В каждом следующем предложении должно быть на одно слово больше, чем в предыдущем.

     А) Рассмотрите предложенные схемы.

___________ медведь мечтает.

___________медведь мечтает  ___________.

___________медведь мечтает   ___________    ____________.

Б) Подберите подходящие слова.

      В) Запишите самое длинное предложение в тетрадь.

    Г) Сделай вывод: - Потребовались ли служебные части речи?

     Д) Результаты работы представьте одноклассникам.

2) Проверка работы в парах с фронтальным обсуждением.

(предложения представляет каждая пара).

- Сколько предложений получилось у вас?

-А у одноклассников?

-Что вам помогло подобрать правильные слова?

Общие выводы: ( Желание точно выразить мысль, связь  слов по смыслу и интонации).  

- Оцените себя.

Указывает объект наблюдения

Формулирует задание, включает учащихся в обсуждение. Организует деятельность учащихся (работа в парах) и взаимопроверку результатов парной деятельности.

Работают с представленной информацией, Осуществляют в группах поиск решения учебной задачи.

Участвуют в обсуждении Формулируют вывод  и аргументируют его.

 Представляют результаты парной работы.

Самостоятельная работа

5 мин

- В записанном предложении (смотреть выше) установите связи слов при помощи вопросов.

-Дайте характеристику этому предложению.

-Проверка заданий с фронтальным обсуждением.

- Ещё один этап закончен.

Оцените себя. Поставьте самооценку.

Организует  самостоятельную работу.

Указывает объект наблюдения.

Включает учащихся в обсуждение после самостоятельной  работы.

Самостоятельно  работают с информацией, представленной в учебнике, сравнивают и анализируют.

Участвуют в обсуждении Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Подведение итогов. Рефлексия. Д/з.

5 мин

- Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Ребята, мы сегодня не только путешествовали, но ещё и получили новые знания.

-Давайте ответим на вопросы:

- Какую цель  ставили перед собой в начале урока?

-  Достигли её?

- Зачем нам нужно уметь составлять предложения?

- Каким путём  двигались к цели? (план)

-  Проанализируйте этапы урока. Что выполнено? Что нет? (помещаем снежинки около этапов урока, которые удалось осуществить)

- Какой этап урока был самым сложным?

- Какой самый интересный?

- Какой самым необычным и запоминающимся?

- Что было самым лёгким?

- Поставьте самооценку за весь урок.

- Молодцы, ребята!

-Я думаю, что мы не можем уйти из леса, если не осуществим желание медведя о сладком сне в уютной тёплой  берлоге.

-Давайте утеплим его жилище. Поместите свои снежинки (листы самооценки) на доску, смастерим ему уютное жилище.

-А медведь благодарит вас за активную помощь ему и просит самым активным поставить отличные оценки. Он дарит вам на память ёлочки к Новому году.

Урока время истекло

Я вам ребята благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

Д/з: с.96, упр.175 (собрать предложения и записать их, подчеркнуть главные члены предложения.).

Задает вопросы 
о цели урока. Спрашивает, какая цель останется 
на следующие уроки.

Организует рефлексию.

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Высказывают свои впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении". 3 класс. СРО Занкова.

Презентация "Путешествие в зимний лес",  уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении. 3 класс. СРО Занкова....

Конспект урока русского языка "Предложения с однородными членами", умк «Перспектива», 3 класс.

Урок русского языка , УМК «Перспектива»Тема урока: Предложения с однородными членами....

Конспект урока по русскому языку "Устанавливаем связи слов в предложении"

Предмет: русский язык . Тема урока: "Устанавливаем связи  слов в предложении"Цель урока:  развивать умение выделять в предложениях главные и второстепенные члены предложения; ...

Конспект урока по русскому языку "Устанавливаем связи слов в предложении"

Предмет: русский язык . Тема урока: "Устанавливаем связи  слов в предложении"Цель урока:  развивать умение выделять в предложениях главные и второстепенные члены предложения; ...

Конспект урока русского языка "Предложение и его схема"

Цель урока: актуализация знаний и умений обучающихся в работе с предложением.Задачи урока:Образовательные:- упражнять в составлении предложений по схемам и в составлении схем к предложениям...

Конспект урока русского языка "Предложение и его схема"

Конспект урока русского языка "Предложение и его схема" во 2 классе коррекционной школы...