Урок литературного чтения 2 класс УМК"Школа России" М.М.Пришвин "Ребята и утята"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гребенникова Виктория Анатольевна

Урок литературного чтения 2 класс УМК"Школа России" М.М.Пришвин "Ребята и утята"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели и задачи урока:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

  Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя,  выставка произведений М.М. Пришвина.

Ход урока

I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

1.Приветствие: видеозаставка к передаче: «В мире животных»

(читаю текст под музыку)    

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

    В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его.

- Какие добрые поступки совершаете вы?

2. Речевая разминка:   работа над дикцией.  

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно  

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Скороговорки    (ускоренном темпе   по 1 разу)

Мышь,как мышь     (щелчок)

Сама с вершок

Села мышка на мешок.

Позвала к себе мышат

Пусть мукою пошуршат.

Пошуршать бы пошуршали

Да вот кошки помешали.

  Чёрной ночью чёрный кот   (пианино)

Прыгнул прямо в дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи – ка там кота?    

 

Я по лужам, я по лужам   (щелчок)

Я ищу где лужа уже.

Может час, а может два.

Я нашёл едва, едва.

Я нашёл где лужа уже,

И теперь лежу простужен.

 II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших». Вспомним изученные произведения.

Игра «Соответствие»      

-Работаем в парах   (карточки)

- На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.

-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски

                                                                                       А.Шибаев

Жила - была собака,

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост

                                                                                        И.Пивоваров

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка  

                                                                                         Б.Заходер

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,  

В детстве был теленком

                                                                                        В.Берестов   

Проверка: стихи на слайдах      ставим плюсики на листочках

- У кого 4 +?   3+? – замечательно.

 Ш. Сообщение темы урока

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?        

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.  

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

С  нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

- Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники : узнать, познакомиться, определить)

 - Узнать о жизни и творчестве писателя

 - Познакомиться с новым произведением

 - Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке

  Тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина.

      VI. Первичное усвоение новых знаний.

       1.Выставка книг.

- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и  в сельской библиотеке и прочитать.

  2.Биография писателя.

- Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии.

Работа в группах (На чтение – 2 минута, читают про себя)

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении   Орловской губернии, провел здесь свое детство.  Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета      Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями. 

-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина. (слайд 8)

V. Знакомство  с новым произведением.

- Прочитайте заглавие рассказа. Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по ним  определить, кто будут герои  рассказа?

- Прочитав рассказ мы должны ответить на вопрос:

- Над чем  заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?

- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин. слайд

 VI. Словарная работа

-На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе. Для чего я выписала эти слова?

-  В начале мы должны объяснить лексическое значение этих слов для того, чтобы понять этот рассказ.

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.  Работа со словариком

                                                                                 в конце учебника с.213

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница – помещение, где работают кузнецы. 

( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)

VII.  Работа над содержанием рассказа.

1. Слушание аудиозаписи.

Послушаем аудиозапись этого рассказа, а вы следите по учебнику, а потом  попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

- Понравился рассказ?

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

(Ответы оставляю без комментарии , возврат к этому вопросу в конце урока)

2) Обмен впечатлениями по прочитанному
– Что  взволновало автора?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?

Физкультминутка       «Танец маленьких утят»

3) Чтение рассказа и анализ

1часть «Жужжащее чтение»

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? 
– Докажите строчками из произведения. (весной это озеро далеко разливалось …) 
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

(вода спала и уточка возвращается на озеро, на свободу)

– Сколько надо было идти до озера?(3 версты)
– Сколько это километров?
( Чуть больше 3 километров).
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.(
мать шла позади …)
– Почему уточка-мать шла позади утят? 
( чтобы не выпускать из виду)
– Какие враги были у уток?  (лисицы и ястребы)

2часть «Чтение в парах» 
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

– Зачем ребята это делали?(Просто так, для забавы)

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?   
– Докажите строчками из произведения.     (мать бегала с раскрытым клювом в великом волнении ) 
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?(
Мама!)
– 
А ваша мама переживает за вас?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?( 
Мать).
– 
А какая она мама?(Заботливая).
– Вам её жалко?

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

 – Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?  
(глупыши)
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа? 
(мать шла позади)
– А почему сейчас она побежала впереди?
(хотела быстрее увести детей от врагов)
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.  
(Снял шляпу)

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения).
– 
Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?   
( там впереди могут быть ещё опасности)
 

4) Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

5) Работа с пословицами.  (слайд )

– 
Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
Доброе дело лучше ста слов.

- Как понимаете эту пословицу?

6) Определение главной мысли рассказа.

– Как автор назвал свой рассказ? (слайд16)
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая  о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом.

– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом? ( Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине? 
(слайд 17)

(добрый, строгий, неравнодушный) 

7) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет снами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)

    Мои молодые друзья!
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

VII. Обобщение

-Мы побывали в гостях у писателя М.Пришвина.

- Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?

 - Узнать о жизни и творчестве писателя

 - Познакомиться с новым произведением

- Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке

- Добились мы их выполнения?

VIII. Итог урока

  - Над чем  заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?

 - К чему нас призывает?

IX.  Домашнее задание:    Подготовить выразительное чтение + рисунок

X. Рефлексия  - Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек».

-Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки.

-Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с

изображением солнышка.

-У кого настроение менялось на уроке, поднимите  карточки с изображением солнышка и тучки    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Урок литературного чтения по теме "М.М.Пришвин Ребята и утята" 2 класс

Данный урок разработан по программе"Школа России" в соответствии с ФГОС НОО....

Урок литературного чтения по рассказу М.М.Пришвину "Ребята и утята" ("Перспектива" 2 класс)

Урок литературного чтения с презентацией по рассказу М.М.Пришвина "Ребята и утята" для 2 класса....

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...