Рабочая программа для 3 класса (обновленные ФГОС)
рабочая программа по чтению (3 класс)

Журавлева Татьяна Викторовна

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса (обновленные ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass.docx72.55 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» для 3 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания, с учетом линии УМК «Литературное чтение» авторского коллектива Л. Ф. Климановой и др., входящей в образовательную систему «Школа России»

В соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

  • ООП НОО МБОУ СОШ № 36 г. Брянска;
  • Положение о разработке рабочих программ МБОУ СОШ № 36 г. Брянска.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты освоения программы по литературному чтению достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности обучающегося, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы по литературному чтению отражают освоение обучающимися социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы личностные результаты:

  1. гражданско-патриотическое воспитание:
  • становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
  1. духовно-нравственное воспитание:
  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
  1. эстетическое воспитание:
  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;
  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных
  • средств, создающих художественный образ.
  1. трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

  1. экологическое воспитание:
  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
  • неприятие действий, приносящих вред окружающей среде.
  1. ценности научного познания:
  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать
  • произведения по темам, жанрам;
  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • выбирать источник получения информации;
  • находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • подготавливать небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов;
  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий.

Предметные результаты изучения литературного чтения.

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

  • отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
  • читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
  • читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;
  • различать художественные произведения и познавательные тексты;
  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
  • понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
  • различать отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;
  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
  • характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
  • отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;
  • объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста и словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
  • осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
  • участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
  • пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
  • при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
  • составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного (прослушанного) текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст;
  • составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
  • сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;
  • ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, иллюстрации);
  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
  • использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.

О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история - важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края - главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов XIX и XX веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.

Произведения для чтения: К. Д. Ушинский «Наше отечество», М. М. Пришвин «Моя Родина», С. А. Васильев «Россия», Н. П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другие (по выбору).

Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.

Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации И. Я. Билибина и других). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.

Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.

Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по выбору).

Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин - великий русский поэт.

Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин - иллюстратор сказок А. С. Пушкина.

Произведения для чтения: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...» и другие (по выбору).

Творчество И. А. Крылова. Басня - произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях. И. А. Крылов - великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.

Произведения для чтения: И. А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору).

Картины природы в произведениях поэтов и писателей XIX-XX веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Майков, Н. А. Некрасов, А. А. Блок, С. А. Есенин, И. А. Бунин, А. П. Чехов, К. Г. Паустовский и другие. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение. Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).

Произведения для чтения: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», А. А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка...», А. Н. Майков «Осень», С. А. Есенин «Берёза», Н. А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А. А. Блок «Ворона», И. А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору).

Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.

Произведения для чтения: Л. Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие.

Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова и других. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации.

Произведения для чтения: В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору).

Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх произведений): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).

Произведения для чтения: Б. С. Житков «Про обезьянку», К. Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» и другие (по выбору).

Произведения о детях. Дети - герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время.

Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору).

Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. Ю. Драгунский и другие (по выбору).

Произведения для чтения: В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения), Н. Н. Носов «Весёлая семейка» и другие (по выбору).

Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы зарубежных писателей о животных. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.

Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору).

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.

Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения;
  • различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения;
  • анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
  • конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
  • сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики;
  • исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение);
  • подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности;
  • выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
  • формулировать вопросы по основным событиям текста; пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица); выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение;
  • сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии.

Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:

  • понимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения;
  • оценивать качество своего восприятия текста на слух;
  • выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие;
  • в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать несложные произведения фольклора и художественной литературы;
  • выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом;
  • осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых

на освоение каждой темы.

В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут:

  1. Быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
  2. Быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
  3. Знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
  4. Беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);  
  5. Проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  6. Стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  7. Быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  8. Соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  9. Уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  10. Быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  

№ п/п

Разделы программы

Всего часов

Контрольные работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Целевые приоритеты воспитания

1

Произведения о Родине и её истории

6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

1,3,4,5, 6, 9.

2

Фольклор (устное народное творчество)

16

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

1,2,3,4,5, 6, 9.

3

Творчество И. А. Крылова

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

2,3,4,6,8

4

Творчество А. С. Пушкина

9

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

1,5,8,9,10

5

Картины природы в произведениях поэтов и писателей XIX века

8

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

3, 4,5, 8,10

6

Творчество Л. Н. Толстого

10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

1,5,8,9,10

7

Литературная сказка

9

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

4,5,6,9,10

8

Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века

10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

2,3,4,5,6

9

Произведения о взаимоотношениях человека и животных

16

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

1,3,4,7,9

10

Произведения о детях

18

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

2,4,6,7,10

11

Юмористические произведения

6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

1,2,6,9,10

12

Зарубежная литература

10

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

3,4,5,6,10

13

Библиографическая культура (работа с детской книжной и справочной литературой)

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40

1,5,8,9,10

Резервное время

10

Общее количество часов

по программе

136


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(3 класс – 136 часов,  4 часа в неделю)

№ урока п/п

Дата

(план)

Дата

(факт)

Тема урока

1

1.09

В мире книг. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.

2

5.09

Развитие речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений.  Книги и словари, созданные В. И. Далем.

3

6.09

Работа со словарём: язык былины, устаревшие слова, их место и представление в современной лексике. Проект: составляем словарь устаревших слов.

4

7.09

Устное народное творчество. Характеристика малых жанров фольклора: потешки, небылицы, скороговорки, считалки, загадки. Пословицы народов России.

5

8.09

Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Темы народных песен.

6

12.09

Художественные особенности волшебной сказки разного вида (о животных, бытовые).

7

13.09

Отражение нравственных ценностей и правил в фольклорной сказке. Произведения по выбору, например, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

8

14.09

Осознание понятия трудолюбие на примере народных сказок. Произведения по выбору, например, русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

9

15.09

Особенности построения (композиция) волшебной сказки: составление плана. На примере русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк».

10

19.09

Характеристика героя, волшебные помощники. На примере русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк».

11

20.09

Иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, иллюстрации И. Я. Билибина).

12

21.09

Представление в сказке народного быта и культуры. Произведения по выбору, например, русская народная сказка «Сивка-бурка».

13

22.09

Характеристика героев сказки на примере русской народной сказки «Сивка – бурка».

14

26.09

Былина как народный песенный сказ о героическом событии. Фольклорные особенности: выразительность, напевность исполнения.

15

27.09

Историческая обстановка как фон создания произведения (на примере былин).

16

28.09

Характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). На примере образа Ильи Муромца.

17

29.09

Тематическая проверочная работа №1 по итогам раздела «Фольклор (устное народное творчество)».

18

3.10

Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Работа с детскими книгами. Проект «Словарь устаревших слов».

19

4.10

Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в лирических произведениях поэтов XIX-XX веков.

20

5.10

Описание картин осенней природы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Листья». Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения.

21

6.10

Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и А. Н. Майкова «Осень».

22

10.10

Восприятие картин зимнего пейзажа в стихотворениях, А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», И. С. Никитин "Встреча зимы",

23

11.10

Слова, с помощью которых поэт описывает и оживляет природу на примере стихотворений И. З. Сурикова "Детство", "Зима".

24

12.10

Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. На примере произведения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (отрывок).

25

13.10

Наблюдение за словами и выражениями, с помощью которых создаются картины зимы на примере стихотворения И. А. Некрасова "Не ветер бушует над бором…"

26

17.10

Поэты о красоте родной природы. На примере произведения Н. А. Некрасова «Железная дорога» (отрывок).

27

18.10

Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства XIX-XX веков.

28

19.10

Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Художник-иллюстратор.

29

20.10

А. С. Пушкин – великий русский поэт.

30

24.10

Восприятие пейзажной лирики А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж.

31

25.10

Фольклорная основа литературной сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

32

26.10

Знакомство с литературной сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»: приём повтора как основа изменения сюжета.

33

27.10

Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

34

7.11

Работа с детскими книгами. И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина.

35

8.11

Средства художественной выразительности в тексте сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

36

9.11

Роль интерьера. Иллюстрации Билибина (описание интерьера).

37

10.11

Тематическая проверочная работа №2 по итогам раздела «Творчество А. С. Пушкина».

38

14.11

Составление устного рассказа «Почему я люблю сказки А. С. Пушкина».

39

15.11

И. А. Крылов – великий русский баснописец. Иносказание в его баснях.

40

16.11

Осознание особенностей басни, как произведения-поучения, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки.

41

17.11

Знакомство с произведениями И. А. Крылова. Явная и скрытая мораль басен «Лисица и виноград», «Мартышка и очки».

42

21.11

Работа с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка.

43

22.11

Жанровое многообразие произведений Л. H. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль. Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя).

44

23.11

Различение художественного и научно-познавательного текстов «Лебеди» и «Зайцы» Л. Н. Толстого

45

24.11

Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и рассказа-рассуждения на примере рассказов Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».

46

28.11

Различение рассказчика и автора произведения. На примере рассказа Л. Н. Толстого «Акула».

47

29.11

Разные виды планов на примере произведения Л. Н. Толстого «Акула».

48

30.11

Анализ сюжета были «Прыжок» Л. Н. Толстого: главные герои, отдельные эпизоды, составление плана.

49

1.12

Выделение структурных частей композиции (начало действия, завязка, кульминация, развязка) произведения Л. Н. Толстого «Прыжок» и других по выбору.

50

5.12

Осознание связи содержания произведения с реальным событием. На примере были «Прыжок» Л. Н. Толстого.

51

6.12

Работа с детскими книгами: жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого.

52

7.12

Контрольная  работа за 1 полугодие.

53

8.12

Создание образов героев-животных в литературных сказках. На примере произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца...»

54

12.12

Особенности литературной сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»: анализ сюжета, композиции.

55

13.12

Осознание главной мысли (идеи) сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

56

14.12

Характеристика героя сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», Д. Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца…"

57

15.12

Научно-естественные сведения о природе в сказке Максима Горького «Случай с Евсейкой».

58

19.12

Осознание связи содержания произведения с реальным событием. На примере сказки Максима Горького «Случай с Евсейкой».

59

20.12

Животные в литературных сказках. На примере произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

60

21.12

Поучительный смысл сказок о животных. На примере произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

61

22.12

Работа с детскими книгами «Литературные сказки писателей»: составление аннотации.

62

26.12

Составление устного рассказа «Моя любимая книга».

63

27.12

Тематическая проверочная работа №3 по итогам раздела «Литературная сказка».

64

28.12

Любовь к природе и животным в произведениях писателей. В. Бианки «Синичкин календарь».

65

29.12

Картины природы в произведениях писателей. А. П. Чехов « Белолобый».

66

9.01

Осознание важности читательской деятельности.  Работа со стихотворением Б. Заходера «Что такое стихи».

67

10.01

Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. На примере произведений А. Блока « Ворона»

68

11.01

Создание картин природы в произведениях поэтов. На примере стихотворения И. А. Бунина «Первый снег».

69

12.01

Наблюдение за описанием зимнего пейзажа. На примере стихотворения С. Д. Дрожжина «Зимний день».

70

16.01

Восприятие картин природы в стихотворениях С. А. Есенина «Берёза», «Черёмуха» и др.

71

17.01

Звукопись, её выразительное значение в лирических произведениях. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. С. Я. Маршак «Гроза днём», «Голос в лесу».

72

18.01

Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. А. Л. Барто «Уехали».

73

19.01

Любовь к природе и животным в произведениях поэтов. На примере стихотворения Е. А. Благининой «Кукушка», «Котёнок».

74

23.01

Тематическая проверочная работа №4 по итогам раздела «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ – ХХ века».

75

24.01

Отражение нравственно-этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей. На примере произведения К. Паустовского «Растрепанный воробей».

76

25.01

Осознание понятий верность и преданность животных. Герои произведения. Характеристика героев. К. Паустовский «Растрепанный воробей».

77

26.01

Взаимоотношения человека и животных – тема произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

78

30.01

Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

79

31.01

Обсуждение проблемы «Что значит любить животных?» на примере рассказа В. Ю. Драгунского «Он живой и светится».

80

1.02

Отражение темы дружба животных в рассказах писателей. На примере произведения К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».

81

2.02

Характеристика героев-животных, их портрет в рассказах писателей. На примере рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».

82

6.02

Работа с рассказом К. Г. Паустовского «Кот-ворюга»: анализ композиции, составление плана.

83

7.02

Произведения К. Г. Паустовского о природе и животных. Главная мысль (идея) рассказа «Барсучий нос».

84

8.02

Работа c произведением К. Г. Паустовского «Барсучий нос»: особенности композиции, составление плана рассказа.

85

9.02

Особенности композиции в рассказах о животных. На примере рассказа Б. С. Житкова «Про обезьяну».

86

13.02

Создание характеров героев-животных в рассказах писателей. На примере рассказа Б. С. Житкова «Про обезьяну».

87

14.02

Осознание понятий верность и преданность животных в рассказе В. И. Белова «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку».

88

15.02

Рассказы писателей-натуралистов о заботливом и бережном отношении человека к животным к природе родного края. Произведение В. Астафьева «Капалуха».

89

16.02

Работа с детской книгой и справочной литературой. Составление устного рассказа «Любовь и забота о братьях наших меньших» по изученным произведениям.

90

20.02

Тематическая проверочная работа №5 по итогам раздела «Взаимоотношения человека и животных».

91

21.02

Работа с детскими книгами о братьях наших меньших: написание отзыва.

92

22.02

Отражение темы Родина в произведении М. М. Пришвин «Моя Родина»: роль и особенности заголовка.

93

27.02

Патриотическое звучание стихотворений о Родине. На пример произведения С. А. Васильева «Россия»: интонация, темп, ритм, логические ударения

94

28.02

Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине.

95

29.02

Создание образа Родины в произведениях писателей. Произведения по выбору, например, Н. П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки).

96

1.03

Осознание нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родной стороне, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Любить Родину — значит знать её историю.

97

5.03

Раскрытие главной идеи произведения К. Д. Ушинского «Наше отечество»: чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны.

98

6.03

Судьбы крестьянских детей в произведениях писателей. Произведения по выбору. Рассказ А. П. Чехова « Ванька».

99

7.03

Герой художественного произведения: время и место проживания. Рассказ А. П. Чехова «Ванька».

100

12.03

Осознание связи содержания произведения с реальным событием. На примере произведения А. Куприна «Слон».

101

13.03

Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле».

102

14.03

Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи). На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле».

103

15.03

Особенности внешнего вида и характера героя-ребёнка. А. П. Платонов «Цветок на земле».

104

19.03

Основные события сюжета произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки).

105

20.03

Роль интерьера (описание штаба) в создании образов героев произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки).

106

21.03

Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда» (отрывки).

107

22.03

Выделение главной мысли (идеи) в произведениях о детях. Л. Пантелеев «На ялике».

108

3.04

Составление портрета главного героя рассказа Л. А. Кассиля «Алексей Андреевич».

109

4.04

Осмысление поступков и поведения главного героя рассказа Л. А. Кассиля «Алексей Андреевич».

110

5.04

Основные события сюжета произведения В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» (отрывки)

111

9.04

Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время в произведении В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» (отрывки).

112

10.04

Составление портрета главного героя произведения В. Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» (отрывки).

113

11.04

Тематическая проверочная работа №6 по итогам раздела «Произведения о детях».

114

12.04

Работа с детскими книгами: авторы юмористических рассказов.

115

16.04

Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. На примере произведения М. М. Зощенко «Золотые слова».

116

17.04

Особенности юмористических произведений (ирония) М. М. Зощенко «Показательный ребенок».

117

18.04

Особенности юмористических произведений Н. Н. Носова «Веселая семейка».

118

19.04

Комичность как основа сюжета рассказов Н. Н. Носова «Федина задача», «Телефон».

119

23.04

Составление юмористического рассказа.

120

24.04

Характеристика героя «Денискиных рассказов» В. Ю. Драгунского, на примере рассказа «Слава Ивана Козловского».

121

25.04

Контрольная работа по итогам изученного в 3 классе.

122

26.04

Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. На примере рассказа В. Ю. Драгунского «Надо иметь чувство юмора».

123

30.04

Итоговая комплексная работа.

124

2.05

Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений.

125

3.05

Работа с книгами о детях: написание отзыва.

126

7.05

Работа с книгами о детях: составление аннотации.

127

8.05

Расширение знаний о писателях, как переводчиках зарубежной литературы. На примере переводов С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др.

128

10.05

Особенности литературных сказок Х.-К. Андерсена (сюжет, язык, герои) на примере сказки «Гадкий утёнок».

129

14.05

Особенности литературных сказок: раскрытие главной мысли, композиция, герои. На примере сказки Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок».

130

15.05

Составление вопросного плана текста с выделением эпизодов, смысловых частей. На примере сказки Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок».

131

16.05

Работа с книгами зарубежных писателей-сказочников.

132

17.05

Волшебные предметы и помощники в литературных сказках Ш. Перро. Сказка «Подарок феи».

133

21.05

Произведений зарубежных писателей о животных. Сказки Р. Киплинга.

134

22.05

Анализ сюжета сказки: определение последовательности событий на примере сказок Р. Киплинга.

135

23.05

Взаимоотношения человека и животных в рассказах зарубежных писателей. На примере рассказа Джека Лондона «Бурый волк».

136

24.05

Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи) рассказа Джека Лондона «Бурый волк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2 класс по ФГОС

Рабочая программа адресована учителям работающим по УМК "Школа России"....

Рабочая программа 2 класс Полякова ФГОС

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по системе Занкова составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает пояснительную записку и подробное тематическое планирование с указанием ...

Рабочие программы 3 класс Гармония ФГОС

Пояснительная записка, УУД, содердание, календарно-тематическое планирование...

Рабочие программы 3 класс Гармония ФГОС

Пояснительная записка, УУД, содердание, календарно-тематическое планирование...

рабочая программа 1 класс - математика ФГОС "Школа России"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная   школа №2»,г. Юхнов Юхновского района Калужской области...

Рабочая программа 3 класс Бим ФГОС

Рабочая программа к учебнику 3 класса «Deutsch. Die ersten Schritte» И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой в двух частях....

Рабочая программа 4 класс Биболетова ФГОС

Рабочая программа к УМК  «Enjoy English 4». Автор: Биболетова М.З., Трубанева Н.Н....