Урок литературного чтения в 4 классе "Н. М. Рубцов «Тихая моя Родина». ""
план-конспект урока по чтению (4 класс)

- развитие умения анализировать произведение;

- учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в произведении;

- учить детей видеть красоту русской природы;

- развивать наблюдательность, речь учащихся;

- развитие навыков сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог: Толстенкова Светлана Владимировна

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создание условий для  формирования умения осознанно, грамотно,

выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина». 

Задачи:  

- развитие умения анализировать произведение;

- учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в произведении;

- учить детей видеть красоту русской природы;

- развивать наблюдательность, речь учащихся;

- развитие навыков сотрудничества.

Планируемый результат: выразительное, чувственное прочтение произведения.

Предметный результат: использование различных методов и форм работы для формирования осознанного, выразительного, грамотного чтения.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

- формировать положительное отношение к уроку;

- формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека;

- формировать проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищу;

- проявление самостоятельности в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- уметь аргументировать своё мнение;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме и понимать речь других;

- уметь взаимодействовать в малых группах (включение в беседу, умение  слушать  и слышать других).

Познавательные:

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ;

- уметь использовать полученную информацию;

- использовать необходимую терминологию;

- находить и выбирать правильные пути решения проблемы.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цели урока;

- уметь высказывать своё предположение;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог;

- умение соотносить свои знания и определять проблему;

- уметь оценивать свою деятельность на уроке.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Рабочие материалы для обучающихся: учебники, конверты с заданием, ручки, дневники, сердечки, клей, простые карандаши.

Рабочие материалы для учителя: учебник, словарь, конверты с заданием, картинки для кластера, пословицы. 

Автор учебника: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2, - М., «Вентана-Граф, 2019.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель

деятельности

Действия учителя

Действия обучающихся

Примечание

1. Мотивация к учебной деятельности

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством  создания позитивного эмоционального настроя

Приветствует обучающихся.

- Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

- Какие чувства у вас возникли, прослушав это стихотворение?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

 Слайд 1

2. Выход на тему. Подготовка к усвоению новых знаний. Целеполагание

Организовать постановку цели  и темы урока. Подготовить к усвоению новых знаний

- Кто помогает нам почувствовать все эти эмоции, чувства на уроках литературного чтения?

- С творчеством одного из них мы сегодня познакомимся. А с каким, вы узнаете, разгадав головоломку.

   

А

П

Р

Д

З

И

Я

Р

У

Г

Э

Д

О

Ш

А

Б

Л

Д

Х

О

Ц

Ш

Г

Н

Ж

В

Е

Р

Л

Ю

Н

А

С

Л

Й

Ч

 - Все верно, сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Михайловича Рубцова.

- Николай Михайлович Рубцов за свою недолгую жизнь написал огромное количество стихотворений. Сегодня мы остановимся на одном из них. Чтобы узнать на каком именно, я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах конверты. Откройте их. Перед вами  буквы, которые нужно наклеить в пустые клеточки. Но не просто так, а в определенном порядке. Каждая буква соответствует определенному номеру клетки.

- Что у вас получилось?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Писатели и поэты

- Рубцов

Выступление обучающегося «Биография Н.М. Рубцова».

- «Тихая моя Родина»

- Познакомиться со стихотворением Н.М. Рубцова «Тихая моя Родина»

Слайд 2

Слайд 3

Слайды 4-9

3. Открытие нового знания

Создать условия для овладения учащимися умения осознанного, грамотного, выразительного чтения

- Предположите, о чем стихотворение?

- Прослушайте, сравните со своими предположениями.

Чтение стихотворения учителем.

- Ваши предположения подтвердились?

- А что же такое «Родина»?

- Обратимся к Большой Советской энциклопедии:

«Родина

1) отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, общественным и государственным строем, особенностями языка, культуры, опыта и нравов (см. также Патриотизм).

2) Более узко — чьё-либо место рождения.

3) Переносное значение — место возникновения, открытия или изобретения чего-либо».

- Как вы думаете, какое определение подходит в нашем случае?

- Какой эпитет употребляет автор в обращении к своей родине?

- Слово встречается в тексте 5 раз (тихая, тихо, тихо, тихо, тихая). Почему оно необходимо поэту?

- В минуты, когда тихо, когда кругом тишина, автор задумывается о своей родине, о себе.

- Стихотворение имеет посвящение: В. Белову.

Василий Белов – известный русский писатель. В одном из своих рассказов именно он употребил эти слова «тихая моя родина». Николая Рубцов специально обратился к нему с просьбой разрешить использовать их в стихотворении.

- Прочитайте стихотворение шепотом, для себя. Делайте заметки на полях, обращайте внимание на слова, которые вам непонятны.

- Какие слова непонятны?

- Обратимся к словарю.

Погост – кладбище

Обоз – телега

Сеновал – сарай для складывания сена

Церковная обитель – здание церкви

Ку́пол — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкой к полусфере

Канал — это длинное, неширокое искусственное русло, вырытое для судоходной связи между реками, озёрами и морями, а также для снабжения водой отдельных территорий.

- О Родине

Ответы детей

- Второе

- Тихая

- В деревне тихо. Людей мало. Кругом тишина

Читают стихотворение шепотом, делают заметки на полях

Слайд 10

Слайд 11

Физкультминутка Цель: Поддерживать активную работоспособность

Физкультминутка.

- Ребята, мы с вами уже многое сделали на уроке, настало время отдохнуть. Но отдыхать мы будем немного в необычной форме. В разных местах нашего класса развешены белые листы, на которых напечатаны пословицы. Вам нужно, не отходя от своего места (можно наклоняться, поворачиваться, приседать), найти и прочитать пословицы.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Любовь к Родине сильнее смерти.

Жить – Родине служить.

Если дружба велика, будет Родина сильна.

Человек без Родины – что птица без гнезда.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

- Молодцы, садитесь!

- Существует очень много пословиц о Родине. И все они призывают нас защищать нашу Родину, потому что дороже ее, краше ее, нет для нас страны.

- Как вы думаете, можем ли мы показать всю нашу любовь к Родине, если прочитаем это стихотворение монотонно, безучастно?

- Конечно, нет. Наша задача прочитать это стихотворение с выражением. Какие же главные правила выразительного чтения?

1. Читать, вдумываясь в то, что читаешь.

2. Выделять голосом слова, несущие смысловую нагрузку.

3. Останавливаться на знаках препинания.

Выполняют задание

Повторяют правила выразительного чтения

Слайд 12

4. Первичная проверка понимания

Установить правильность и осознанность изученных действий.

Чтение и анализ стихотворения.

Чтение 1 и 2 четверостишия.

-Где прошли детские годы поэта?

-Почему вы так решили?

-Куда в первую очередь направляется автор?

 

-Вчитайтесь в строки первого четверостишия, было ли детство автора счастливым? Почему?

 

- Давно ли он не навещал родину? Докажите.

Чтение 3 и 4 четверостишия.

-Как жители встретили односельчанина?

- Какие строки показывают нам, что в деревне нелюдно?

-Какие изменения произошли на малой Родине Рубцова за долгие годы его отсутствия?

Чтение 5 и 6 четверостишия.

- Какие еще изменения произошли на Родине автора?

- А что осталось без изменения?

-При чтении каких строк захотелось улыбнуться?

Прочитайте. О чём они вам говорят?

Чтение 7 и 8 четверостишия.

-Навсегда ли он приехал в родные места?

-Как понимаете выражение «речка за мною туманная будет бежать и бежать»

-В этой фразе понятие «бежать» использовано в переносном смысле.

-Что ещё он пронесёт в своих воспоминаниях по жизни кроме речки?

Как вы понимаете 2 последние строки?

Поэт всегда и везде чувствует свою сопричастность к родным местам. И эта связь бессмертна, т.к. это память сердца, память его души.

- В деревне

- На кладбище

- И да нет. Здесь красота природы, но рано умерла мама

- Да, не может найти кладбище

Читают, отвечают на вопросы.

- Тихо и сдержанно.

- Купол травою зарос.

- Вырыли канал.

- Новый забор

- Тот же зеленый простор.

- На протяжении стихотворения герой проходит через реку памяти, продолжая узнавать или нет своё село.

- Нет.

5. Первичное закрепление

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

- Для того, чтобы в нашей памяти остался поэт Николай Михайлович Рубцов, для того, чтобы мы помнили его стихотворение, его любовь к Родине, я предлагаю вам поработать в группах.

Раздаются конверты.

- Достаньте содержимое конверта. Вам необходимо на чистом листе с помощью клея и подготовленных картинок создать кластер.

- Картинку с каким названием мы поместим в середину?

- Что у вас получилось?

Создание кластера на доске.

Родина – ивы, река, соловьи, крест, обоз, купол церковный, сеновал, болото, деревянная  школа с забором, зеленый простор, изба, туча, гром, сердце.

- Почему мы прикрепили сердце?

Работа в группе, составление кластера.

- Родина

- Потому что автор любит свою Родину, этой любовью пронизано все стихотворение.

6. Рефлексия

Самоконтроль. Самооценка.

- У вас на партах тоже есть сердечки, на которых написаны незаконченные фразы.  Я попрошу вас закончить их и  прикрепить на доску.

- Глядя на нашу доску, мне хочется вам пожелать чистой любви к нашей Родине, к нашей стране, к городу, к своей семье. Ведь им так нужна наша любовь и защита.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание:

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. Задание по выбору: нарисовать рисунок на тему «Моя Родина».

- Всем спасибо за урок.

Выполняют задание.

Оценивают свою работу с помощью жестов.

Записывают домашнее задание.

Слайд 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: С, Д. Дрожжин "Родине"

Познакомить детей с новым произведением С. Д. Дрожжина "Родине". Воспитывать через произведение чувство патриотизма, гордости за свою родину....

Конспект урока по литературному чтению. Н.м. Рубцов " Тихая моя Родина"

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по стихотворению Николая Михайловича Рубцова " Тихая моя Родина" На уроке конкретно рассмотрели понятие "РОДИНА", " МАЛАЯ РОДИНА"....

Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией

Проект   урока   литературного   чтения   по  теме  "Стихи  Есенина  о  Родине"   с  презентацией.  На  уроке...

Проект урока литературного чтения по теме "Стихи Есенина о Родине" с презентацией

Проект   урока   литературного   чтения   по  теме  "Стихи  Есенина  о  Родине"   с  презентацией.  На  уроке...

Проект урока по литературному чтению " Н.М. Рубцов " Тихая моя Родина"

Проект урока по литературному чтению " Н.М. Рубцов " Тихая моя Родина"...

Конспект урока литературного чтения "Н.М. Рубцов "Сентябрь" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; формирование навыка выразительного чтения; раз­витие речи, мышления, памяти.Планируемые результаты:Предметные:  умет...