3 класс РП литературное чтение
рабочая программа по чтению (3 класс)

Жданова Ирина Александровна

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3v._rp_literaturnoe_chtenie.docx67.85 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Калининградской области

Администрация муниципального образования «Черняховский муниципальный округ         Калининградской области»

МАОУ "СОШ №5 им. И.Д. Черняховского"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета
«Литературное чтение»

для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023  учебный год

Составитель: Жданова Ирина Александровна
учитель начальных классов

г.Черняховск 2022

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в Примерной программе воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным  возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся
представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе. Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной  грамотности  младшего  школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.

        Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.         На курс «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 ч.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни,
эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также

сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

        Достижение заявленной цели определяется особенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

—  формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

—  достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

—  осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

—  первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

—  овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного
использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и
стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

—  овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история — важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к
прошлому и настоящему своей страны и родного края — главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения.  Репродукции  картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения.

Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок.

Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России.

Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (например, картины В. М. Васнецова, иллюстрации Ю. А. Васнецова, И. Я. Билибина, В. М. Конашевич). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки.

Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность),  характеристика  главного  героя  (где  жил,  чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения.

        Творчество А. С. Пушкина. А.  С.  Пушкин — великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм.

Литературные сказки А.  С. Пушкина в стихах (по выбору, например, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин — иллюстратор сказок А. С. Пушкина.

        Творчество И. А. Крылова. Басня — произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И.  А.  Крылов — великий русский баснописец. Басни И. А.

Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи.

Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ—ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не  менее  пяти  авторов  по  выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова,

Н. А. Некрасова, А.  А.  Блока, С.  А.  Есенина, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения.

Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия).

Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений).  Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора
произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения.

Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, В.  Ф.   Одоевского, В.  М.   Гаршина, М.   Горького, И. С. Соколова-Микитова, Г. А. Скребицкого и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление  аннотации.

Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения (по выбору, не менее четырёх авторов): произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского,   М. М.    Пришвина,   С. В.    Образцова, В. Л.    Дурова, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера).

Произведения о детях. Дети — герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка
нравственных качеств, проявляющихся в военное время.

Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): М. М. Зощенко, Н. Н. Носов, В. В. Голявкин и др.

Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов  по  выбору): литературные  сказки  Ш.  Перро, Х.-К.   Андерсена,  Ц. Топелиуса,  Р. Киплинга,  Дж. Родари, С. Лагерлёф. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер.

        Библиографическая культура  (работа  с  детской  книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности.

Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение»отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

—  становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

—  осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

—  первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

—  освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

—  осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

—  выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

—  неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

—  проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

—  приобретение  эстетического  опыта  слушания,  чтения и эмоционально-эстетической оценки

произведений фольклора и художественной литературы;

—  понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

—  соблюдение правил  здорового  и  безопасного  (для  себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

—  бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

—  осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

—  бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

—  неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

—  ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

—  овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

—  потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

—  сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

—  объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

—  определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

—  находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;

—  выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

—  устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного

        текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
        
—  определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе         предложенных учителем вопросов;
        
—  формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;        —  сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе         предложенных критериев);

        —  проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по  установлению         особенностей  объекта  изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —        следствие);
        
—  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
        
проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
        
—  прогнозировать возможное развитие  процессов,  событий и их последствия в аналогичных         или сходных ситуациях;
работа с информацией:
        
—  выбирать источник получения информации;
        
—  согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,         представленную в явном виде;
        
—  распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании         предложенного учителем способа её проверки;
        
—  соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила         информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
        
—  анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в         соответствии с учебной задачей;
        
—  самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

        К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:
        
общение:
        
—  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и         условиями общения в знакомой среде;
        
—  проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и         дискуссии;
        
—  признавать возможность существования разных точек зрения;
        
—  корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
        
—  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
        
—  создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);        —  готовить небольшие публичные выступления;
        
—  подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

        К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
        
самоорганизация:

—  планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

—  выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

—  устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

—  корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

—  формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

—  принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—  проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

—  ответственно выполнять свою часть работы;

—  оценивать свой вклад в общий результат;

—  выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

—  отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного  творчества  и
художественной  литературы,  находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

—  читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

—  читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);

—  читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

—  различать художественные произведения и познавательные тексты;

—  различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

—  понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

—  различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

—  владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

—  характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);

—  отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;

—  объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

—  осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);

—  участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;

—  пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

—  при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;

—  читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

—  составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений),
корректировать собственный письменный текст;

—  составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

—  сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения;

—  использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

—  выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка,  используя

картотеки,  рассказывать о прочитанной книге;

—  использовать справочную литературу, включая ресурсы сети. Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

1.1.

О Родине и её истории

3

0

1.5

05.09.2022 07.09.2022

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания произведений в этом разделе, установление мотива изучения;
Восприятие на слух поэтических и прозаических произведений, понимание их фактического содержания и ответы на вопросы по содержанию текста, осознание нравственно-этических понятий: любовь к родной стране и земле — на примере произведений о Родине. Например, К. Д. Ушинский «Наше отечество», Ф. Н.

Глинка «Москва», М. М. Пришвин «Моя Родина», К. М. Симонов «Родина» (произведение одного-двух авторов по выбору);

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/

1.2.

Фольклор (устное народное
творчество)

13

1

6

12.09.2022 10.10.2022

Беседа на тему: ценность произведений фольклора, их роль и значение в современной жизни; Учебный диалог: обсуждение вопросов «Какие бывают загадки?», «Появляются ли загадки сейчас?

Почему?», чтение загадок и их группировка по темам и видам;

Устный
опрос;
Контрольная работа;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/

1.3.

Творчество
А.С.Пушкина

4

0

2

11.10.2022 18.10.2022

Работа с текстом произведения (изучающее и поисковое выборочное чтение): анализ сюжета, повтор как основа изменения сюжета, характеристика героев (положительные или отрицательные, портрет), описание чудес в сказке;
Творческое задание: составление словесных портретов главных героев с использованием текста сказки;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/

1.4.

Творчество
И.А.Крылова

4

0

2

19.10.2022 26.10.2022

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Слушание басен И. А. Крылова (не менее двух, например: «Мартышка и Очки», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська»,«Чиж и Голубь», «Лисица и Виноград», «Кукушка и Петух» (по выбору), подготовка ответа на вопрос «Какое качество высмеивает автор?»;
Обсуждение сюжета басни, осознание нравственно-этических понятий: лесть, похвала, глупость;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/

1.5.

Картины природы в произведениях
поэтов и
писателей ХIХ века

8

0

4

14.11.2022 29.11.2022

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведения от прозаического;
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск
олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф;
Рассматривание репродукций картин и подбор к ним соответствующих стихотворных строк. Например, картины К. Ф. Юона«Мартовское солнце», И. И. Шишкина «Зима в лесу», «Дождь в дубовом лесу»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/

1.6.

Творчество
Л.Н.Толстого

5

0

2.5

30.11.2022 12.12.2022

Слушание и чтение произведений Л. Н. Толстого: рассказы «Акула», «Лебеди», «Зайцы», «Какая бывает роса на траве»,«Куда девается вода из моря?», быль «Прыжок», «Лев и собачка», сказка «Ореховая ветка», басня «Белка и волк» и др.(не менее трёх произведений по выбору);
Обсуждение темы и главной мысли произведений, определение признаков жанра (литературная сказка, рассказ, басня), характеристика героев с использованием текста;
Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/

1.7.

Литературная сказка

10

1

4.5

13.12.2022 17.01.2023

Учебный диалог: работа с названием темы/раздела: прогнозирование содержания, установление мотива изучения и цели чтения, ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»; Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках;
Анализ сюжета рассказа: определение последовательности событий, формулирование вопросов по основным событиям сюжета, восстановление нарушенной последовательности событий, нахождение в тексте заданного эпизода, составление цитатного плана текста с выделением отдельных эпизодов, смысловых частей;
Работа в парах: чтение диалогов по ролям;

Устный
опрос;
Контрольная работа;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/

1.8.

Картины природы в произведениях
поэтов и писателей XX века

10

0

5

07.02.2023 28.02.2023

Слушание художественных произведений, обсуждение эмоционального состояния при восприятии описанных картин природы (пейзажа), ответ на вопрос «Какое чувство создаёт произведение? Почему?». На примере произведений И. А. Бунина«Первый снег», «Полевые цветы», А. П. Чехова «Степь» (отрывок), А.

А. Блока «Ворона», «Сны», К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Золотое слово», С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», «Черёмуха», «С добрый утром!», «Берёза», Саши Чёрного «Летом», С. Я. Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной», «Ландыш» (по выбору);
Учебный диалог: обсуждение отличия лирического произведения от эпического;
Работа с текстом произведения: упражнение в нахождении сравнений и эпитетов, выделение в тексте слов, использованных в прямом и переносном значении, наблюдение за рифмой и ритмом стихотворения, нахождение образных слов и выражений, поиск значения незнакомого слова в словаре, поиск
олицетворения, характеристика звукописи, определение вида строф;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/

1.9.

Произведения о
взаимоотношениях человека и
животных

10

0

5

01.03.2023 22.03.2023

Чтение вслух и про себя (молча) рассказов К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», А. И. Куприна «Барбос и Жулька», «Слон», М. М. Пришвина «Выскочка», «Жаркий час», Б. С. Житкова «Про обезьянку», стихотворений А. Л. Барто, Саши Чёрного и других писателей и поэтов;
Обсуждение темы и главной мысли произведений (по выбору), определение признаков жанра
(стихотворение, рассказ);
Работа с текстом произведения: составление портретной характеристики персонажей с приведением примеров из текста, нахождение в тексте средства изображения героев и выражения их чувств, сравнение героев по их внешнему виду и поступкам, установление взаимосвязи между поступками, чувствами героев;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/

1.10.

Произведения о детях

11

0

5.5

03.04.2023 25.04.2023

Учебный диалог: обсуждение цели чтения, выбор формы чтения (вслух или про себя (молча), удерживание учебной задачии ответ на вопрос «На какой вопрос хочу получить ответ, читая произведение?»,
обсуждение событий из истории страны: жизнь крестьянских детей, нелёгкие судьбы детей в период войны; Чтение вслух и про себя (молча) произведений о жизни детей в разное время (по выбору не менее двух-трёх авторов):А. П. Чехов «Ванька», В. Г. Короленко «Слепой музыкант», М. Горький «Пепе», Л. Пантелеев«Честное слово», «На ялике», Л. А. Кассиль «Алексей Андреевич», А. П. Гайдар «Горячий камень», «Тимур и его команда», Н. Н. Носов «Огурцы», Е. А. Пермяк «Дедушкин характер», В. Ф. Панова «Серёжа», С. В.

Михалков «Данила Кузьмич», А. И. Мусатов «Оружие», И. Никулина «Бабушкин кактус» и др.;
Учебный диалог: обсуждение проблем: нелёгкая, тяжёлая жизнь крестьянских детей, на войне ребёнок становится раньше времени взрослым, понимание нравственно-этического смысла понятий
«ответственность», «совесть», «честность», «долг», «смелость», ответ на вопрос «Какие качества мы ценим в людях?» (с примерами из текста произведений);

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/

1.11.

Юмористические произведения

4

0

2

26.04.2023 03.05.2023

Учебный диалог: анализ юмористических ситуаций (с опорой на текст), постановка мотива и цели чтения; Слушание чтения художественных произведений, оценка эмоционального состояния при восприятии юмористического произведения, ответ на вопрос «Какое чувство вызывает сюжет рассказа? Почему?». На примере произведений Н. Н. Носова «Федина задача», «Телефон», М. М. Зощенко «Великие
путешественники», «Пора вставать!» и др. (не менее двух произведений);
Обсуждение комичности сюжета, дифференциация этических понятий «врать, обманывать» и
«фантазировать»;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/

1.12.

Зарубежная литература

6

1

2.5

08.05.2023 17.05.2023

Чтение литературных сказок зарубежных писателей (произведения двух-трёх авторов по выбору).

Например, произведения Ш. Перро «Подарки феи», Х.-К. Андерсена «Гадкий утёнок», Ц. Топелиуса«Солнечный Луч в ноябре», Р. Киплинга «Маугли», Дж. Родари «Волшебный барабан»;
Работа с текстом произведения (характеристика героя): нахождение описания героя, определение взаимосвязи между поступками героев, сравнение героев по аналогии или по контрасту, оценка поступков героев;
Учебный диалог: обсуждение отношения автора к героям, поступкам, описанным в сказках;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/

1.13.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и
справочной
литературой)

4

0

2

22.05.2023 29.05.2023

Учебный диалог: обсуждение проблем значения чтения для развития личности, роли книги в жизни человека;
Выбор книги с учётом учебных задач: ориентировка в аппарате учебника/книги (обложка, оглавление (содержание), аннотация, предисловие, иллюстрации);
Упражнения в выразительном чтении стихотворных и прозаических произведений с соблюдением орфоэпических и интонационных норм при чтении вслух. Например, произведения С. Я. Маршака «Книжка про книжку», Н. А. Найдёновой«Мой друг», Б. В. Заходера «Что такое стихи» (по выбору);
Составление аннотации (письменно) на любимое произведение;

Устный опрос;

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/ https://resh.edu.ru/

Резервное время

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

3

44.5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Введение. Знакомство с учебником

1

0

0,5

Устный
опрос;

2.

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

1

0

0,5

Устный
опрос;

3.

Первопечатник Иван Фёдоров

1

0

0,5

Устный
опрос;

4.

Русские народные песни.

1

0

0,5

Устный
опрос;

5.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

0

0,5

Устный
опрос;

6.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушки.

1

0

0,5

Устный
опрос;

7.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

2

0

1

Устный
опрос;

8.

Иван – царевич и серый волк.

2

0

1

Устный
опрос;

9.

Сивка – бурка.

2

0

1

Устный
опрос;

10.

Художники-иллюстраторы. Входная административная контрольная работа.

1

1

0

Контрольная работа;

11.

КВН «Устное народное творчество»

1

0

0,5

Устный
опрос;

12.

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

1

0

0,5

Устный
опрос;

13.

Проект «Как научиться читать стихи» (статья Я. Смоленского)

1

0

0,5

Устный
опрос;

14.

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

1

0

0,5

Устный
опрос;

15.

Ф.Тютчев «Листья».  Сочинение миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

1

0

0,5

Устный
опрос;

16.

А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…». «Зреет рожь под жаркой нивой…»

1

0

0,5

Устный
опрос;

17.

И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно..»,  «Утро».

1

0

0,5

Устный
опрос;

18.

И.Никитин «Встреча зимы».

1

0

0,5

Устный
опрос;

19.

И.Суриков «Детство».

1

0

0,5

Устный
опрос;

20.

И.Суриков «Зима».  

1

0

0,5

Устный
опрос;

21.

Путешествие в литературную страну.

1

0

0,5

Устный
опрос;

22.

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»

1

0

0,5

Устный
опрос;

23.

А.Пушкин.  Лирические стихотворения.

1

0

0,5

Устный
опрос;

24.

А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

1

0

0,5

Устный
опрос;

25.

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

3

0

0,5

Устный
опрос;

26.

Рисунки И.Билибина к сказке.

1

0

0,5

Устный
опрос;

27.

И.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о И.Крылове

1

0

0,5

Устный
опрос;

28.

И.Крылов «Мартышка и очки».

1

0

0,5

Устный
опрос;

29.

И.Крылов «Зеркало и обезьяна».

1

0

0,5

Устный
опрос;

30.

И.Крылов «Ворона и лисица».

1

0

0,5

Устный
опрос;

31.

М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

0

0,5

Устный
опрос;

32.

М.Лермонтов «Горные вершины». « На севере диком стоит одиноко»…

1

0

0,5

Устный
опрос;

33.

М.Лермонтов «Утес», «Осень»

1

0

0,5

Устный
опрос;

34.

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

1

0

0,5

Устный
опрос;

35.

Л.Толстой «Акула».

1

0

0,5

Устный
опрос;

36.

Л.Толстой  «Прыжок».

1

0

0,5

Устный
опрос;

37.

Л.Толстой «Лев и собачка».

1

0

0,5

Устный
опрос;

38.

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов

1

0

0,5

Устный
опрос;

39.

Литературный праздник (обобщающий урок). Административная контрольная работа за 1 полугодие

1

1

0

Контрольная работа;

40.

Н.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»

1

0

0,5

Устный
опрос;

41.

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

0

0,5

Устный
опрос;

42.

К.Бальмонт «Золотое слово».

1

0

0,5

Устный
опрос;

43.

И.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги…»

1

0

0,5

Устный
опрос;

44.

Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».

1

0

0,5

Устный
опрос;

45.

Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза и короткий хвост…»

1

0

0,5

Устный
опрос;

46.

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

2

0

1

Устный
опрос;

47.

В.Одоевский «Мороз Иванович».

2

0

1

Устный
опрос;

48.

М.Горький «Случай с Евсейкой».

2

0

1

Устный
опрос;

49.

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

3

0

1,5

Устный
опрос;

50.

А.Куприн «Слон».

2

0

1

Устный
опрос;

51.

С.Черный «Воробей», «Слон».

1

0

0,5

Устный
опрос;

52.

А.Блок  «Ветхая  избушка» .«Сны», «Ворона».

2

0

1

Устный
опрос;

53.

С.Есенин «Черемуха».

1

0

0,5

Устный
опрос;

54.

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

0

0,5

Устный
опрос;

55.

М.Пришвин «Моя Родина».

1

0

0,5

Устный
опрос;

56.

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

2

0

1

Устный
опрос;

57.

В.Белов «Малька провинилась».

1

0

0,5

Устный
опрос;

58.

В. Белов «Еще про Мальку».

1

0

0,5

Устный
опрос;

59.

В.Бианки «Мышонок Пик».

2

0

1

Устный
опрос;

60.

Б.Житков «Про обезьянку».

3

0

1,5

Устный
опрос;

61.

В.Дуров «Наша Жучка».

1

0

0,5

Устный
опрос;

62.

В.Астафьев «Капалуха».

1

0

0,5

Устный
опрос;

63.

В. Драгунский «Он живой и светится».

1

0

0,5

Устный
опрос;

64.

Урок-конференция «Земля – наш дом родной»

1

0

0,5

Устный
опрос;

65.

С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».

1

0

0,5

Устный
опрос;

66.

А.Барто «Разлука», «В театре».

1

0

0,5

Устный
опрос;

67.

С.Михалков «Если».

1

0

0,5

Устный
опрос;

68.

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

1

0

0,5

Устный
опрос;

69.

Административная контрольная работа (итоговая)

1

1

0

Контрольная работа;

70.

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» . А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама».

3

0

1,5

Устный
опрос;

71.

М.Зощенко «Золотые слова».

1

0

0,5

Устный
опрос;

72.

М.Зощенко «Великие путешественники».

1

0

0,5

Устный
опрос;

73.

Н.Носов «Федина задача».

1

0

0,5

Устный
опрос;

74.

Н.Носов «Телефон».

1

0

0,5

Устный
опрос;

75.

В.Драгунский « Друг детства».

1

0

0,5

Устный
опрос;

76.

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

0

0,5

Устный
опрос;

77.

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

1

0

0,5

Устный
опрос;

78.

Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды».

2

0

1

Устный
опрос;

79.

Р.Сеф «Веселые стихи».

1

0

0,5

Устный
опрос;

80.

Мифы Древней Греции

1

0

0,5

Устный
опрос;

81.

Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок»

2

0

1

Устный
опрос;

82.

Развивающий час. Брейн-ринг «Зарубежная литература»

1

0

0,5

Устный
опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

3

44,5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методические рекомендации, поурочное планирование

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://uchi.ru/
https://infourok.ru/
https://resh.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Детские книги разных типов из круга детского чтения (эл.вариант)

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Колонки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по окружающему миру 2 класс и литературному чтению 2 класс

Предлагаю задания для олимпиады по окружающему миру и литературному чтению  во 2 классе....

Мастер-класс по литературному чтению "Мифы народов мира"4 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Урок по литературному чтению  разработан для учащихся 4 класса (программа Н.Ф.Виноградова) для межшкольного семинара "Применение РКМЧП"в начальной школе...

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"...

Мастер – класс по литературному чтению во 2 классе р. п Озинки

Учитель: Апендеева Ирина Александровна Место работы: МОУ «СОШ с. Пигари» Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века» Тема учебного занятия: Русская народная ...

Методическая разработка "Литературная викторина" для 4 класса по литературному чтению

В наше время существует проблема, что дети не любят читать. Очень часто перед родителями и учителями встает вопрос:"Как привить ребенку любовь к чтению?". Частично решить эту проблему помога...

КТП уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 104 часа ( 3 часа в неделю).

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе, учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой,Л.А.Виноградской, М.В.Бойко, УМК «Перспектива» 10...