«Люблю природу русскую. Зима».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Жирякова Надежда Вячеславовна

Конспект урока «Люблю природу русскую. Зима».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Жиряковой Н.В

I этап. Организационный момент

Здравствуйте, сегодня я проведу у вас урок чтения

Дорогие ребята, давайте сядем поудобней. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть
на уроке вам будет так же тепло
и уютно. А теперь приступаем за работу!

Артикуляционная разминка СЛАЙД 1

Повторяйте за мной

ЖУ-ЖУ-ЖУ - На снежинку я гляЖУ.

КИ-КИ-КИ – Поиграем мы в снежКИ! 

(Обычно, медленнее и быстрее)

- О каком времени года говорится в разминке? (О зиме.)

Упражнение на дыхание

Ребята, представьте, что на вашу ладошку упала снежинка – лёгкая, пушистая, красивая … Вам очень захотелось отпустить её на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинку с руки – повторите упражнение 3 раза.

II этап.

Работа по картине Аркадий Александрович Пластова «Первый снег».  СЛАЙД 2

Сейчас мы с вами познакомимся с картиной Аркадия Пластова «Первый снег». На столах у вас лежат на двоих лист с вопросами. Кто прочтет первый вопрос?

 1)- Что здесь изображено? (Дети, которые наблюдают за падающими снежинками)

- Как вы думаете, какое настроение хотел передать художник? (Восхищение, радость)

- Сегодня мы будем читать, и сравнивать стихи разных поэтов о первом снеге. Вы должны подумать, какое стихотворение больше всего подойдёт к этой картине, и объяснить, почему вы так думаете.

- Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок?

- Какому самому прекрасному времени года? (Зима)

Зиму любят все: и взрослые, и дети. Её воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и стихи. А всё потому что, природа зимой особенная, она какая то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – это не только красивое время года, но ещё и волшебное.

Как вы думаете,  какая тема нашего сегодняшнего урока?

Дети: Зима

Учитель: а еще кто как думает?

Дети: Первый снег

Тема сегодня нашего урока звучит так. Обратите внимание на слайд. Кто прочтет нам? СЛАЙД 3

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

1. Знакомство с биографией И. Бунина.

- Мы сегодня познакомимся с биографическими сведениями известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. СЛАЙД 4 Видеоролик.

2. Первичное знакомство с произведением

2)Аудио стихотворения Иван Алексеевич Бунин «Первый снег» СЛАЙД 5 (стр 190)

Возьмите карандаш простой и в учебнике при прослушивание выделите слово, которое вам еще неизвестно.

СЛАЙД 6. Пахнуло - повеять начать дуть. (Пахнуло холодом.)

Пурпур - темно или ярко-красный цвет.

Вереница - ряд сходных предметов (людей, фигур), движущихся друг за другом цепью, один за другим.

Какие слова вам показались незнакомыми для вас? (пурпур, вереница, пахнуло)

- А теперь скажите о чем это произведение? (Это произведение о первом снеге)

- К какому жанру вы отнесете это произведение? (Стихотворение, рассказы, загадки, пословицы)

- Как бы вы его назвали?  (Первый снег. Начало зимы. Зима)

- А что вы представляете, услышав слова «первый снег»? (Это когда вся земля, деревья покрываются снегом)

Чтение стихотворения с детьми по цепочки, по 1 строке. Начинаем с первого ряда (прочли)

А теперь давайте каждое четверостишие прочитаем: 1. Быстро; 2. Медленно; 3. Шепотом;

 - У каждого человека своё представление о первом снеге и рассказать о нём можно по-разному. Вот и писатели тоже, каждый по своему, выражает свои чувства к зиме.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Удивления, тревоги, радости, грусти). Почему именно такое настроение вызвало у тебя это произведение? Покажи в тексте, что тебе показалось (грустным, радостным, тревожным и.т.д)

Теперь попытайтесь это настроение передать при прочтении стихотворения (читают дети 2-3 человека)

Физминутка. СЛАЙД 7

А теперь ребята встали!

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И беремся вновь за дело.

Присаживайтесь

3. Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка»

3) Аудио стихотворения К.Б. Бальмо'нта СЛАЙД 8 (стр 191)

Мы прослушали стихотворение

- Понравилось ли вам данное произведение? Почему?  (Мне очень понравилось это стихотворение, потому что оно точно рассказывает о снежинке)

- Какой день вы себе представили?  (Ясный солнечный день, безветренный, морозный)

- С чем сравнивает автор снежинку?  (Со звездой)

- А теперь самостоятельно подготовьте стихотворение К.Д. Бальмонта  для выразительного чтения и приготовьтесь читать его вслух. Я вам даю 3 минуты. (читают выразительно 3-4 человека) Оценивают сами себя и весь класс

4. Сравнение стихотворений. Вторичный синтез

- А теперь давайте сравним оба произведения.

Скажите, что в них общего? (У них одинаковый жанр – стихотворения)

- А ещё что? (Они рассказывают о первом снеге)

- Скажите, одинаково ли изображён первый снег в этих стихотворениях?  (Одинаково. Он лёгкий, новый, укрыл землю)

- А чем эти стихотворения отличаются? (Их написали разные поэты)

- А какое настроение было у поэтов, писавших эти стихотворения? (Тоже разное: грустное, спокойное)

- Как вы думаете, какое из стихотворений подходит к картине А.А.Пластова? Почему? (Я думаю, что первое.  Здесь изображено утро, красное небо)

- Молодцы, ребята, вы правы.

IV этап. Творческое задание. Работа в парах. СЛАЙД 9

-Ребята, а давайте мы сегодня с вами попробуем стать поэтами и написать стихотворение о зиме. У вас на столах лежат листочки, попробуйте записать четверостишье к данной рифме. Слова помощники на слайде.

………снежинка

…...….закружилась

….… пушинка

…..…..приземлилась

-Прочитайте, что у вас получилось. (4 человека)

- Вот вы и стали, каждый, авторами своих произведений

Дополнительно:

Давайте разгадаем загадки с учебника на стр 189

Ответы: 1.Зимой; 2. Мороз; 3. Елка; 4. Снежинка.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что узнали сегодня на уроке?

- С каким автором мы сегодня познакомились?

- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?

- Ребята, как вы думаете, вы хорошо поработали на нашем уроке? 

У вас на столах лежать листочки с «горой успеха» Отметьте себя флажком, на каком этапе сейчас ты находишься

- Что у вас вызвало затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза».         (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)           (Пров...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА»

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.1.     Проверить и обобщить знания учащихся по теме раздела. 2.     Совершенствовать навыки чтения: ...

Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Зима."

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал  целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение...

Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс

Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...