Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Юлия Владимировна Черепанова

Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_samoan.cherepanova_yu.docx54.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Технологическая карта урока

Предмет:  Литературное чтение                    Класс   2 в

Автор УМК : по литературному чтению под редакцией  Свиридовой  

Тема урока :    Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула».

Тип урока:  Урок открытия новых знаний

Цели урока:   сформировать умение выражать основную мысль (идею) прямо сформулированной или провести её с помощью соответствующего отбора деталей; формирование умения работать с текстом.

Планируемые результаты:

предметные: 

-ученик получит возможность научиться:

-выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;    

-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

1.2.3. Планируемые личностные результаты освоения ООП 

 -понимать чувства других людей и сопереживать им   

- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу      

- понимать причины успеха в учебной деятельности

1.2.4. Планируемые метапредметные результаты освоения ООП

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа

 

Коммуникативные УУД : формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация

Цель:

-мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

-осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Цель: Психологический настрой.

-Добрый день  ребята, уважаемые гости!

Я очень рада видеть вас на уроке.

Ребята, подравняйтесь, настройтесь на урок!

Давайте поприветствуем гостей.

Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь.

Я приглашаю вас отправиться  в одно очень  увлекательное путешествие по морям – по волнам. (слайд № 2   )

А для того, чтобы нам  отправиться в путь, нам нужно взять с собой карту и хорошее настроение.

Эмоциональное слушание

Работа в группах

Нужно составить из букв слова и прочитать их. Начинается работа в паре

ЬТАТИЧ   (слайд №  3  )
ЬТАМУД

ЬТАДЮЛБНА   

Потребность в общении с одноклассниками (Л)

        2.Актуализация знаний

 Цель:

- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

-актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение

Ребята, смотрите, а вот и  первое  задание. Вам нужно прочитать  слова  по слогам. Не все хором, а по рядам.

Первое  слово читает вслух - первый ряд, второе слово - второй ряд, третье  слово -  третий ряд и т.д.  

http://festival.1september.ru/articles/567070/img1.jpg

- Сколько слогов в каждом слове?

-Сколько  всего слов с двумя слогами?  (6)

- Прочитаем хором все слова целиком.

-Ребята, кто из вас может сказать, из  какого произведения эти слова? (слайд №  7  )

-Кто автор этого произведения? (слайд №  8  )

- Какие произведения Льва Николаевича вы читали? Вам знакомы?

Работа по рядам

  Индивидуальное сообщение учащегося

Ответы учащихся

«Прыжок»

(Л.Н. Толстой) 

(Басни «Отец и сын», «Лгун», рассказ «Филиппок»).

Физминутка.

Извлечение необходимой информации из сообщения (П)

Логические действия (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Самоопределение (Л)

        3. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы

Определение темы урока (слайд18) 1. Загадка.

В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые, как нож,
Лучше ты её не трожь!

 - Что вам известно об этой грозной обитательнице многих морей и океанов

 Отгадывание загадки. Индивидуальное сообщение учащегося

Извлечение необходимой информации из сообщения (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Самоопределение (Л)

Формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (Р)

4.Формулирование цели  урока.

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям.      

Исходя из формулировки темы, определите, какова цель урока?

- Ребята, кто из вас уже догадался,  о чём будет идти речь на уроке?

- А цель нашего урока: будем учиться воспринимать произведение на слух и продолжать   работать по учебнику.

 Формулировка цели (целей урока)

Целеполагание (Р)
Общение и взаимодействие с партнёром (К)

        5.Формирование новых знаний

Цель: учить актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ,

 

 Словарная работа.  (слайд № 19-24    )

-Чтобы лучше понять рассказ, я предлагаю вам познакомимся с новыми  словарными словами.

Артиллерист - это  военнослужащий человек, стреляющий из пушки.  (слайд №  19  

Пустыня - большое песчаное незаселенное пространство. (слайд №  20  )

Африка – второй по величине после Евразии материк. (слайд № 21   )

 В Африке есть самая большая пустыня – Сахара.    Африка это тёплый материк, температура там летом +25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры   (+16 градусов).      

В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго.  (слайд №  22  )                                                                    

Ропот - неясные, негромкие голоса. (слайд №  23  )

Застлал - закрыл туманом.

 Хобот - упирающаяся в землю  задняя часть пушки.

Фитиль  -  шнур для поджигания пороха. (1-2 человека читают все слова) (слайд №  24  )

 

Работа со словарем ,работа с картой.

 

 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа (П)

 

        6. «Открытие» детьми нового знания.

Цель:

-        мотивировать учащихся к деятельности;

-        координировать деятельность учащихся;

3. Первичное  знакомство с произведением

а. Работа с иллюстрацией в учебнике к рассказу - с.42.

- Что мы видим? Верно, на ней  изображены  большие  парусные корабли, которые в давние времена служили основным средством дальних морских плаваний.

Корабль, изображённый на переднем плане рисунка, стоит на якоре, который на очень длинной цепи опущен на дно. Это военный корабль. У него на вооружении много орудий - корабельных пушек. Чтобы  выстрелить из такой пушки, надо было поднести фитиль с огнём к стволу (хоботу)  и у специального отверстия поджечь порох. Пушки обслуживали матросы – артиллеристы.  Ими командовал офицер.

Об истории,  случившейся  однажды  на таком корабле и рассказал Л.Н. Толстой.

б. Просмотр видеофайла  до слов «Акула плыла прямо на мальчика…»

-Отодвиньте учебник в сторону, но не закрывайте, так как текст сначала мы будем не читать ,а слушать.

-А так же подумайте и скажите, где происходят события в произведении? Постарайтесь прочувствовать всё, что услышите.  

Первая остановка.

-Ребята, как вы считаете, что будет дальше?

-Чем закончится рассказ?

в. Слушание  рассказа до конца.

Беседа по первым впечатлениям.

Где разворачиваются  события в произведении Л.Н.Толстого «Акула»?

( показ Африки на карте)

- Какая угроза нависла над мальчиками?

- Как можно было избежать её с самого начала?

- Ребята, какие вы испытали чувства при прослушивании этого рассказа?

Чувство радости…

Чувство тревоги, когда заметили акулу с палубы.

Чувство опасности, волнения, когда мальчики старались уплыть от акулы.

Чувство страха,  когда артиллерист выстрелил)

-Ребята, перечислите героев данного произведения?


V. Вторичное знакомство с произведением с последующим анализом.

-Подготовьтесь прочитать текст и постарайтесь ответить на вопрос, кто был главным героем произведения?(чтение текста)

-Вот мы и прочитали текст Л.Н.Толстого «Акула». Кто главный герой рассказа?

.

 

(Корабли)

Просмотр видеофайла «Акула», с остановками.

Предположение окончания рассказа .

Ответы на вопросы, работа с картой.

Работа по учебнику стр.42-43

Постановка и формулирование проблемы (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Извлечение необходимой информации из  произведения (П)

Самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.(П)

7. Включение в систему знаний  

Цель:

        мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся;

         

 Анализ прочитанного.

-Кто был главным героем данного произведения?  

-Подумайте, кто из героев участвует почти во всех эпизодах? (артиллерист)

- Как артиллерист отнесся к забавам своего сына?

- Как он ведет себя в момент опасности? (стр. 43 прочитайте)

-Что он крикнул?

- Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял на палубе и ничего не предпринимал, хотя отдал приказ вернуться?

-  Какие же чувства он переживает на протяжении всего рассказа?

- Какие качества, черты характера старого артиллериста проявились в данном рассказе.

-Так кто же на самом деле главный герой рассказа?  

- Зачем нужны остальные действующие лица в рассказе?  

- Каковы могли быть последствия выстрела?

- Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение?

- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.

- Для чего он написал свое произведение? Что автор хотел донести до читателя?

         

Выборочное чтение

 Способность действовать с учётом позиций других  (К)

Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание. (К)

8. Оценочно-рефлексивный этап

Цель:         оценить результаты собственной деятельности

 

 

 -Понравилось ли оно вам? Чем?

- Вот и подошло к концу наше путешествие на корабле. Я предлагаю вам вернуться с корабля в класс и записать домашнее задание. (слайд №  26  )

- Ребята, обратите внимание на слайд     (слайд № 27   )

Я  вам  сейчас оглашу три варианта домашнего задания, вы выберите один  из вариантов и отметьте  его.

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Самооценка детьми собственной деятельности.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

  1. Домашнее задание. Дифференцированные  задания  (П.,  Л) Найти в тексте завязку, кульминацию и развязку событий.
  2. Прочитать  текст и нарисовать  в тетради ту картину (рисунок), которая возникла в твоём воображении при чтении.
  3. Прочитать рассказ «Акула».

Самоанализ урока литературного чтения, проведённого учителем начальных классов

Черепановой Ю.В

 

Урок  литературного чтения  был проведён во 2 классе согласно календарно-тематическому планированию

Тема урока: Исследуем  законы рассказа  Л. Н. Толстого «Акула».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Сформировать умение выражать основную мысль (идею) прямо сформулированной или провести её с помощью соответствующего отбора деталей; формирование умения работать с текстом.

Задачи урока:

-Создать условия для знакомства с сюжетом произведения (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте), обучение вдумчивому повторному прочтению произведения.

- Формировать умение понимать авторский замысел.

- Совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.

- Формирование умения делать сравнительный анализ двух произведений.

На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:

- деятельностного подхода;

- здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);

- личностно – ориентированная (работа в паре)

- проблемное обучение  (частично - поисковое)

 - информационно – коммуникативная технология (использование   мультимедийных средств обучения)

Методы:

словесный: сообщение новой темы, беседа;

наглядный: работа с презентацией;

практический: работа с текстом, чтение правил, практическое выполнение заданий в тетрадях, на карточках, в презентации.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы:  фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Структура урока

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1. Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

предметные: 

-ученик получит возможность научиться:

-выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;    

-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

 Планируемые личностные результаты освоения

 -понимать чувства других людей и сопереживать им   

- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу      

- понимать причины успеха в учебной деятельности

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию 

    Ученик

-  определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учится планировать пути решения поставленной проблемы;

-  учится оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа

   ученик

- перерабатывает полученную информацию: делает выводы на основе обобщения   знаний;

- делает отбор информации для решения задачи;

-делает выводы о результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД : формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание. 

 ученик

- высказывает свою точку зрения и пытается её обосновать;

- умеет  работать в парах;

- слушает и понимает речь других. 

 Личностные УУД: как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Основные понятия: Поведение и переживания главного героя, поступки которого определяются его чувствами.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор (презентация, видеофайл)

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.

 При планировании данного урока были учтены психологические и физиологические особенности детей. Содержание урока носит развивающий характер, повышается познавательная активность учащихся, воспитываются коммуникативные качества личности. Дети были активны на уроке, настойчиво пытались достичь результата, старательно выполняли задания, проверяли их. В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремлённость, ответственность. Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения. Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку. С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности и погружения в учебную деятельность. На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, классифицировать и делать выводы. На протяжении всего урока происходит формирование УУД.

  На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности. Использованы различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель. Перегрузки учащихся на уроке не было, т.к. проведена музыкальная  физминутка, чередовались задания.

Содержание урока:  Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Этапы урока

Результат

Форма достижения

1. Мотивация

Цель:

-мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

-осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Готовность к деятельности всех учащихся, положительная эмоциональная направленность.

Улыбка для гостей

        2.Актуализация знаний

 Цель:

- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

-актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

Составление слов

Работа в парах        

Выполнение по рядам заданий – чтение слов

 -читать

-думать

-наблюдать

(групповая работа) 

Исследовательская деятельность,

        3. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы

4.Формулирование цели  урока.

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям.      

Формулировка учебной задачи как темы   урока

        5.Формирование новых знаний

Цель: учить актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ,

 

Умение объяснять словарные слова, закрепление умений работать с картой

 

Работа со словарем, работа с картой.

        6. «Открытие» детьми нового знания.

Цель:

-        мотивировать учащихся к деятельности;

-        координировать деятельность учащихся;

Умение работать с иллюстрациями учебника, выдвигать свои предположения, понимать прочитанное

Просмотр видеофайла «Акула», с остановками, работа с учебником

7. Включение в систему знаний  

Цель:

        мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся;

Умение анализировать поступки героев,  давать оценку поступкам и поведению героев

исследовательская деятельность

работа с текстом учебника

составление характеристик, сравнение, анализ, слушание

8. Оценочно-рефлексивный этап

Цель:         оценить результаты собственной деятельности

 Оценка собственной деятельности.

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"

1.                 Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...

Тема: «Кульминационные моменты в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»

На уроке продолжается  знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.  Обучающиеся учатся  находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героя, его по...

Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»

Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»...

Исследуем законы рассказа. Л. Толстой «Акула».

Работа над развитием читательских умений....

Конспект урока "Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»"

Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»....