Рабочая программа по Литературному чтению для 1-4 классов
рабочая программа по чтению

Портнягина Лариса Алексеевна

Рабочая программа по Литературному чтению для 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_literaturnomu_chteniyu_1-4_klass.doc430.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 1 - 4-х классов разработана  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373, Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ Иволгинская СОШ и Положением о рабочей программе МАОУ Иволгинская СОШ.

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

1. Планируемые предметные результаты

2. Содержание учебного предмета

3. Тематическое планирование

Планируемые предметные результаты освоения программы

литературного чтения за курс начальной школы

Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения  по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Выпускник получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Выпускник получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Содержание тем учебного курса «Литературное чтение» 1-4 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Тематическое планирование

Литературное чтение 1 класс (132 часа)

№ п/п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов

I четверть (45 часов)

Обучение грамоте (115 часов)

Добукварный период (20 ч)

1.

«Азбука» — первая учебная книга.

1

2.

Устная и письменная речь.

1

3.

Предложение. Предложение состоит из слов. )

1

4.

Предложение и слово. Составление предложений из слов.

1

5.

Предложение и слово.

1

6.

Слово и слог.

1

7.

Слог, ударение.

1

8.

Слово, слог, ударение (закрепление).

1

9.

Звуки в окружающем мире и речи.

1

10.

Звуки речи: гласные и согласные.

1

11.

Входная диагностическая работа.

1

12.

Как образуется слог.

1

13.

Звуки речи: гласные и согласные. Слог.

1

14.

Гласный звук [а], буквы А, а.

1

15.

Гласный звук [а], буквы А, а

1

16.

Звук [о], буквы О, о.

1

17.

Звук [о], буквы О, о.

1

18.

Звук [и], буквы И, и.

1

19.

Звук [и], буквы И, и.

1

20.

Гласная буква ы, звук [ы].

1

Букварный период (80 ч)

21.

Гласная буква ы, звук [ы].

1

22.

Звук [у], буквы У, у.

1

23.

Звук [у], буквы У, у.

1

24.

Звуки [в], [н'] буквы Н, н.

1

25.

Звуки [н], [н'] буквы Н, н.

1

26.

Звуки [с], [с'], буквы С, с.

1

27.

Звуки [с], [с'], буквы С, с.

1

28.

Звуки [к], [к'], буквы К, к.

1

29.

Звуки [к], [к'], буквы К, к.

1

30.

Звуки [т], [т'], буквы Т, m.

1

31.

Звуки [т], [т'], буквы Т, m.

1

32.

Звуки [т], [т'], буквы Т, m.

1

33.

Звуки [л], [л'], буквы Л, л.

1

34.

Звуки [л], [л'], буквы Л, л.

1

35.

Звуки [л], [л'], буквы Л, л.

1

36.

Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р.

1

37.

Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р.

1

38.

Согласные звуки [в], [в'], буквы В, в.

1

39.

Согласные звуки [в], [в'], буквы В, в (закрепление).

1

40.

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й'э].

1

41.

Буква Е - показатель мягкости согласных.

1

42.

Буква Е - показатель мягкости согласных.

1

43.

Согласные звуки [п], [п'], буквы П, п.

1

44.

Согласные звуки [п], [п'], буквы П, п (закрепление).

1

45.

Согласные звуки [п], [п'], буквы П, п (закрепление).

1

ΙΙ четверть (35 часов)

46.

Согласные звуки [м], [м'], буквы М, м.

1

47.

Чтение слов и текстов с буквами М, м.

1

48.

Чтение слов и текстов с буквами М, м.

1

49.

Согласные звуки [з], [з'], буквы 3, з.

1

50.

Чтение слов, текстов с буквами 3, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление).

1

51.

Чтение слов, текстов с буквами 3, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление).

1

52.

Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б.

1

53.

Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. (закрепление).

1

54.

Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. (закрепление).

1

55.

Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. (закрепление).

1

56.

Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д.

1

57.

Парные согласные [д],[д']; [т], [т'], буквы Д, д, Т,т.

1

58.

Парные согласные [д],[д']; [т], [т'], буквы Д, д, Т,т.

1

59.

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й'а].

1

60.

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й'а].

1

61.

Буква Я - показатель мягкости согласного.

1

62.

Буква Я - показатель мягкости согласного.

1

63.

Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г.

1

64.

Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами     к и г.

1

65.

Чтение слов с буквой г. Сопоставление слогов и слов с буквами     к и г.

1

66.

Согласный звук [ч'], буквы Ч, ч.

1

67.

Согласный звук [ч'], буквы Ч, ч (закрепление).

1

68.

Согласный звук [ч'], буквы Ч, ч (закрепление).

1

69.

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

1

70.

Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного.

1

71.

Разделительный мягкий знак.

1

72.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

1

73.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

1

74.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление).

1

75.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши (закрепление).

1

76.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

1

77.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж (закрепление).

1

78.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж (закрепление).

1

79.

Буквы Е, ё, обозначающие два звука [й'о].

1

80.

Буква Е, ё,— показатель мягкости.

1

ΙIΙ четверть (45 часов)

81.

Мягкий согласный звук [й']. Буквы И, й.

1

82.

Чтение слов с буквой  Й (закрепление).

1

83.

Согласные звуки [х], [х'], буквы X, х.

1

84.

Согласные звуки [х], [х'], буквы X, х.

1

85.

Чтение слов с буквой х (закрепление).

1

86.

Чтение слов с буквой х (закрепление).

1

87.

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й'у].

1

88.

Обозначение буквой ю гласного звука[у] после мягких согласных в слиянии.

1

89.

Твердый согласный звук [ц], букву Ц, ц.

1

90.

Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление).

1

91.

Чтение слов с буквами Ц, ц (закрепление).

1

92.

Гласный звук [э]. Буквы Э, э .

1

93.

Чтение слов с буквами Э, э (закрепление).

1

94.

Чтение слов с буквами Э, э (закрепление).

95.

Мягкий согласный звук [щ'], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу .

1

96.

Мягкий согласный звук [щ'], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу.

1

97.

Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление).

1

98.

Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление).

1

99.

Буквы Ф, ф, обозначающие согласные звуки [ф], [ф'].

1

100.

Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф.

1

Послебукварный период (15 ч)

101.

Мягкий и твердый разделительные знаки.

1

102.

 Мягкий и твердый разделительные знаки.

1

103.

Алфавит. К. Д. Ушинский. Наше Отечество.

1

104.

В. Крупин. Первоучители словенские.

1

105.

В. Крупин. Первый букварь.

1

106.

Творчество А. С. Пушкина — сказки.

1

107.

Л. Н. Толстой о детях.

1

108.

К. Д. Ушинский - великий педагог и писатель. К. Д. Ушинский о детях.

1

109.

Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница»).

1

110.

В. В. Бианки. «Первая охота».

1

111.

Творчество С. Я. Маршака.

1

112.

Творчество М. М. Пришвина.

1

113.

Творчество А. Л. Барто.

1

114.

Творчество Б. В. Заходера.

1

115.

Прощание с Азбукой.

1

Литературное чтение (42 часа)

Жили – были буквы (5 ч)

116.

Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». В. Данько «Загадочные буквы»  

1

117.

И. Токмакова «Аля Кляксич и буква «А»

1

118.

Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»

1

119.

Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова«Кто как кричит?»

1

120.

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

1

Сказки, загадки, небылицы. (5 ч)

121.

Е. Чарушин «Теремок»

1

122.

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

123.

Загадки, песенки, потешки

1

124.

Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

1

125.

А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…»

1

IVчетверть (32часа)

Апрель, апрель. Звенит капель!.. (4 ч)

126.

А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»  

1

127.

Т. Белозёров «Подснежник». С. Маршак «Апрель»

1

128.

И. Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?»    

1

129.

Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!».

Урок-обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…»

1

И в шутку всерьёз (6 ч)

130.

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк».

Г. Кружков «Ррры!»

1

131.

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

1

132.

К. Чуковский «Федотка». О. Дриз«Привет»

1

133.

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».О. Григорьев «Стук»,

И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»

1

134.

К. И. Чуковский «Телефон»  

1

135.

М. Пляцковский «Помощник». Урок-обобщение по теме
«И в шутку и всерьёз»

1

Я и мои друзья (10 ч)

136.

Ю. Ермолаев «Лучший друг».Е. Благинина «Подарок»

1

137.

В. Орлов «Кто первый?».

1

138.

С. Михалков «Бараны»

1

139.

Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине игрушек».

1

140.

В. Орлов «Если дружбой дорожить…»

1

141.

И. Пивоварова «Вежливый ослик»  

1

142.

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день»

1

143.

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».

1

144.

Ю. Энтин«Про дружбу»

1

145.

Из старинных книг. Урок-обобщение «Я и мои друзья»

1

О братьях наших меньших (12 ч)

146.

С. Михалков «Трезор».

1

147.

Р. Сеф«Кто любит собак…»

1

148.

В. Осеева «Собака яростно лаяла»

1

149.

И. Токмакова «Купите собаку»

1

150.

М. Пляцковский «Цап Царапыч».

1

151.

Г. Сапгир «Кошка»

1

152.

В. Берестов «Лягушата».

1

153.

В. Лунин «Никого не обижай»

1

154.

С. Михалков «Важный совет».

1

155.

Д. Хармс «Храбрый  ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж»

1

156.

Из старинных книг. Обобщение по теме «О братьях наших меньших»

1

157.

Итоговый урок

1

Тематическое планирование

Литературное чтение 2 класс (136 часов)

№ п/п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов

Ι четверть (36 часов)

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником

1

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Герои любимых книг

1

3

История книги. Библиотека.

1

4

Поход в библиотеку

1

5

Проект «История книги»

1

Устное народное творчество (13 ч)

6

Устное народное творчество.

1

7

Пословицы и поговорки

1

8

Русские народные песни.  

1

9

Потешки и прибаутки.

1

10

Считалки и  небылицы. Загадки.

1

11

Сказки. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

1

12

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

1

13

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

1

14

Русская народная сказка «Каша из топора»

1

15

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

1

16-17

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

2

18

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

1

Люблю природу русскую! Осень (8 ч)

19

Знакомство с разделом «Люблю природу русскую. Осень“.

1

20

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …», К. Бальмонт «Осень». А. Плещеев «Осень»

1

21

А. Фет «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень»

1

22

С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья», И.Токмакова «Осенние листья»

1

23

В. Берестов «Хитрые грибы». Грибы (Из энциклопедии).

1

24

В.Орлов  «В каждом зёрнышке пшеницы». Блокадный хлеб.

1

25

М. Пришвин «Осеннее утро»

1

26

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую! Осень»

1

Русские писатели (19 ч)

27

А. С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта

1

28

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»

1

29-33

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

5

34

И. А. Крылов — великий русский баснописец.

1

35

И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак »

1

36

И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

1

37

Контрольная работа за I четверть

1

ΙΙ четверть (28 часов)

38-40

Л. Н. Толстой «Котёнок»

3

41

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже

1

42-44

Л. Н. Толстой «Филипок»

3

45

Обобщение по разделу «Русские писатели»

1

О братьях наших меньших (10 ч)

46

Знакомство с разделом «О братьях наших меньших».

1

47

И. Пивоварова «Жила-была собака …»

1

48

В. Берестов «Кошкин щенок»

1

49

М. Пришвин «Ребята и утята»

1

50

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1

51

Б. Житков «Храбрый утенок»

1

52

В. Бианки «Музыкант»

1

53-54

В. Бианки «Сова»

2

55

Е.Благинина «Мороз»

1

56

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

1

Люблю природу русскую! Зима (11 ч)

57

Знакомство с разделом «Люблю природу русскую. Зима».

1

58

И. Бунин «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка»

1

59

Я. Аким «Первый снег», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою …»

1

60

С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Берёза»

1

61

А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя...». А.С Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя».

1

62-63

Русская народная сказка «Два Мороза»

2

64

Контрольная работа за II четверть

1

ΙΙΙ четверть (40 часов)

65-66

С. Михалков «Новогодняя быль»

2

67

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

1

Писатели детям (20 ч)

68

Знакомство с разделом «Писатели детям»

1

69

К. И. Чуковский. Викторина по произведениям

1

70

К. Чуковский «Путаница»

1

71

К. Чуковский «Радость»

1

72-75

К. Чуковский «Федорино горе»

4

76

С. В. Михалков. Стихи для детей

1

77

С. Михалков «Сила воли»

1

78

С. Михалков «Мой щенок»

1

79

А. Барто «Веревочка»

1

80

А. Барто «Мы не заметили жука», «Шла вчера я по садовой»

1

81

Н. Н. Носов «Затейники»

1

82-83

Н. Н. Носов «Живая шляпа»

2

84

В. Осеева «Синие листья»

1

85-86

Н. Носов «На горке»

2

87

Обобщение по разделу «Писатели детям»

1

Я и мои друзья (10 ч)

88

Знакомство с разделом «Я и мои друзья».

1

89

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

1

90-91

В. Осеева «Волшебное слово»

2

92

В. Осеева «Хорошее»

1

93

В. Лунин «Я и Вовка»

1

94

Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду». В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты»

1

95-96

В. Осеева «Почему?»

2

97

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

1

Люблю природу русскую! Весна (9 ч)

98

Знакомство с разделом «Люблю природу русскую. Весна»

1

99

Ф. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды»

1

100

А. Плещеев «Весна», С. Дрожжин «Весеннее царство», А. Блок «На лугу»

1

101

А. Плещеев «В бурю»

1

102

И. Бунин «Матери», Е. Благинина «Посидим в тишине»

1

103

Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

1

104

Контрольная работа за III четверть

1

IV четверть (32 часа)

105

С. Васильев «Белая берёза»

1

106

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую! Весна»

1

И в шутку и всерьез (13 ч)

107

Знакомство с разделом «И в шутку и всерьёз»

1

108

А. Введенский «Учёный Петя»

1

109

Д. Хармс «Врун»

1

110

И. Токмакова «Плим», «В чудной стране»

1

111

Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха

1

112

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой…», «Память»

1

113-114

Э. Успенский «Чебурашка»

2

115-116

В. Драгунский «Тайное становится явным»

2

117-118

Г. Остер «Будем знакомы»

2

119

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»

1

Литература зарубежных стран (15 ч)

120

Знакомство с разделом «Литература зарубежных стран»

1

121

Английские народные песенки: «Перчатки», «Храбрецы»

1

122-125

Ш. Перро «Кот в сапогах»

4

126

Ш. Перро «Красная Шапочка»

1

127-128

Г.-Х. Андерсен «Огниво»

2

129

Французская народная песенка «Сюзон и мотылек»

1

130

Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

1

131

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»

1

132

Литературная викторина

1

133

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

1

134

Итоговая контрольная работа

1

135-136

Резервный урок

2

Тематическое планирование

Литературное чтение 3 класс (136 часов)

№ п/п

Тема урока

№ п/п

1

Введение. Знакомство с учебником

2

Введение в тему. Определение учебных задач темы. Понятие «волшебная сказка»

 1

3

В мире книг. Книга как особый вид искусства

1

4

Развитие речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Книги и словари, созданные В.И. Далем

 1

5

Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Темы народных песен

 1

6

Докучные сказки. Устное сообщение на тему.

 1

7

Докучные сказки. Развитие речи: сочинение докучных сказок

 1

8

Отражение нравственных ценностей и правил в фольклорной сказке. Знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

9

Анализ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», составление плана.

 1

10

Знакомство с русской народной сказкой «Иван царевич и Cерый волк»

 1

11

Особенности построения (композиция) волшебной сказки: составление плана. На примере русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк»

 1

12

Рубрика «Как хорошо уметь читать»: оценка чтения и понимания текста.

 1

13

Знакомство с русской народной сказкой “Сивка – Бурка”

 1

14

Представление в сказке народного быта и культуры. На примере русской народной сказки "Сивка-бурка"

 1

15

Характеристика героев русской народной сказки “Сивка – Бурка”.

 1

16

Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему. Качества характера героя волшебной сказки

 1

17

Рубрика «Наши проекты»: сочиняем волшебную сказку

 1

18

Обобщение по разделу. Проверочная работа №1по теме «Устное народное творчество»

 1

19

Введение в тему “Поэтическая тетрадь”. Определение учебных задач по теме. Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в лирических произведениях поэтов XIX-XX веков.

1

20

Рубрика «В мире книг»: сборники произведений о природе. Учимся составлять список книг.

 1

21

Описание картин осенней природы в стихотворении Ф.И. Тютчева «Листья», А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»

 1

22

Слово как средство создания образа. И. Никитин «Встреча зимы»

 1

23

Слова, с помощью которых поэт описывает и оживляет природу на примере стихотворений И. З. Сурикова "Детство", "Зима"

 1

24

Учимся наблюдать за словами, с помощью которых автор создает картину зимы. Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

 1

25

Обобщение по разделу. Проверочная работа №2 по теме «Поэтическая тетрадь»

 1

26

Введение в тему «Великие русские писатели». Определение учебных задач раздела. Как подготовить рассказ о герое

 1

27

Рубрика «В мире книг»: вспоминаем художников-иллюстраторов

 1

28

А.С. Пушкин – великий русский поэт.

 1

29

Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм

 1

30

Описание картины зимнего утра. А. С. Пушкин «Зимнее утро»

 1

31

Сравнение стихотворений по настроению. А. С. Пушкин «Зимний вечер»

1

32

Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

 1

33

Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»: приём повтора как основа изменения сюжета

 1

34

Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

 1

35

Наблюдение за художественными особенностями текста сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

 1

36

И. А. Крылов – великий русский баснописец. Иносказание в его баснях

 1

37

Что такое иносказание? И. А. Крылов «Мартышка и Очки». Анализ поступков героев басни.

1

38

Работа с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: тема, мораль, герои, особенности языка.

 1

39

М.Ю. Лермонтов - выдающийся русский поэт. Подготовка сообщения о жизни и творчестве поэте    на основе статьи в учебнике.

 1

40

Использование художественных приёмов для создания настроения.

М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Горные вершины…», «На севере диком…»

 1

41

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя), подготовка устного сообщения на основе статьи учебника.

 1

42

Знакомимся с текстами – описанием и рассуждением. Структура текстов Л. Н. Толстого

 1

43

Различение рассказчика и автора произведения. На примере рассказа Л.Н. Толстого «Акула»

 1

44

Л. Н. Толстой «Акула». Анализ поступков героев рассказа. Устное сообщение: как я поступаю в ответственной ситуации?

 1

45

Л. Н. Толстой «Прыжок». Знакомство с произведением

 1

46

Анализ сюжета были «Прыжок» Л.Н. Толстого: главные герои, отдельные эпизоды, составление плана

 1

47

Обобщение по разделу. Проверочная работа №3по теме «Великие русские писатели»

 1

48

Введение в тему «Литературные сказки». Определение учебных задач. Понятие «аннотация»

 1

49

Работа с детскими книгами «Литературные сказки писателей»: составление аннотации

 1

50

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца …». Знакомство с произведением

 1

51

Создание образов героев-животных в литературных сказках. На примере произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца...»

 1

52

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца …». Отношение автора к герою, чтение в лицах

 1

53

В. Одоевский «Мороз Иванович». Знакомство с произведением

 1

54

В. Одоевский «Мороз Иванович». Анализ произведения

1

55

В. Одоевский «Мороз Иванович». Составление плана

 1

56

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» Знакомство с произведением

 1

57

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» Характеристика героев сказки

 1

58

В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница»: анализ сюжета, композиции

 1

59

Обобщение по разделу. Проверочная работа по теме №4 «Литературные сказки»

 1

60

Введение в тему «Были-небылицы». Определение учебных задач раздела. Работа с учебным текстом: как подробно пересказать произведение с помощью плана

 1

61

Рубрика «В мире книг»: составляем отзыв на книгу

1

62

Научно-естественные сведения о природе в сказке Максима Горького «Случай с Евсейкой»

 1

63

М. Горький «Случай с Евсейкой». Составляем рассказ о герое произведения

 1

64

М. Горький «Случай с Евсейкой». Выборочный пересказ произведения

 1

65

К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Знакомство с произведением

 1

66

К. Паустовский «Растрёпанный воробей».  Составляем рассказ о героях произведения

1

67

К. Паустовский «Растрёпанный воробей». Пересказ от лица героя.

 1

68

Составление отзыва на произведение К. Паустовского «Растрёпанный воробей»

 1

69

Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему. Притча «Что побеждает?»

 1

70

А. Куприн «Слон». Знакомство с произведением

 1

71

А. Куприн «Слон». Анализ произведения.

 1

72

А. Куприн «Слон». Обучение творческому пересказу

 1

73

Проверочная работа №5 по теме «Были-небылицы»

 1

74

Введение в тему «Поэтическая тетрадь». Определение учебных задач раздела. Работа с учебным текстом: как выучить стихотворение наизусть

 1

75

Рубрика «В мире книг»: работа с оглавлением (содержанием) книги. Поиск книг в библиотеке

1

76

Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов. На примере произведения Саши Чёрного «Воробей»

 1

77

Оценка чувств и настроения, вызываемых лирическим произведением. На примере произведений Саши Чёрного «Что ты тискаешь утёнка...» и «Слон»

 1

78

Слово как средство создания картины происходящего. А. Блок «Сны», «Ворона»

 1

79

Отражение темы Родина в произведении М.М. Пришвин «Моя Родина»: роль и особенности заголовка.

 1

80

Восприятие картин природы в стихотворении С. А. Есенина  "Черёмуха".

 1

81

Проверочная работа №6  по теме «Поэтическая тетрадь»

1

82

Введение в тему «»Люби всё живое. Определение учебных задач раздела. Работа с учебным текстом «рассказ»

 1

83

Рубрика «В мире книг»: работа с выставкой. Подготовка аннотации на книгу В. Бианки «Лесная газета»

 1

84

Животные в литературных сказках. На примере произведения И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»

 1

85

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».Анализ произведения,характеристика главного героя

 1

86

Поучительный смысл сказок о животных. На примере произведения И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»

 1

87

Отношение автора к герою произведения. В. Белов «Про Мальку»

 1

88

В. Белов «Еще про Мальку». Анализ произведения

 1

89

Составление отзыва на произведение В. Белова о Мальке

 1

90

В.Ю. Драгунского «Он живой и светится». Анализ произведения

 1

91

Поступок героя. Учимся высказывать свое мнение о поступке. В. Драгунский «Он живой и светится…»

 1

92

В. Астафьев «Капалуха». Знакомство с произведением

 1

93

В. Астафьев «Капалуха». Анализ произведения

 1

94

В. Астафьев «Капалуха». Выборочный пересказ

1

95

Работа с дополнительной литературой. Сообщение  на тему «Птицы»

 1

96

Особенности композиции в рассказах о животных. На примере рассказа Б. С. Житкова «Про обезьяну»

 1

97

Создание характеров героев-животных в рассказах писателей. На примере рассказа Б. С. Житкова «Про обезьяну»

 1

98

Б. Житков «Про обезьянку». Обучение краткому пересказу

 1

99

Составление рассказа о своем питомце

 1

100

Обобщение по теме «Люби все живое»

 1

101

Проверочная работа №7 по теме «Люби все живое»

 1

102

Введение в тему «Поэтическая тетрадь». Определение учебных задач раздела. Работа с учебным текстом: как сочинить стихотворение

1

103

Рубрика «В мире книг»: работа с выставкой. Составление сборника «Любимые стихи детства»

 1

104

Звукопись, её выразительное значение в лирических произведениях. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. С. Я. Маршак "Гроза днём", «В лесу над росистой поляной»

 1

105

Отношение автора к герою. Учимся высказывать свое отношение к герою. А. Барто «Разлука», «В театре»

 1

106

Что такое фантазия и воображение? Как они помогают создать стихотворение? С. Михалков «Если»

 1

107

Рубрика «Поговорим о самом главном»: беседа на нравственную тему. М. Дружинина «Мамочка – мамуля…». В. Бокова «Родина – слово большое-большое…»

 1

108

Оценка чтения и понимания текста. Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

 1

109

Рубрика «Наши проекты»: составляем сборник стихотворений

 1

110

Проверочная работа №8 по теме «Поэтическая тетрадь»

 1

111

Введение в тему «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Определение учебных задач раздела. Работа с учебным текстом: «тема», «главная мысль»

 1

112

Рубрика «В мире книг»: работа с выставкой. Создание сборника книг на тему выставки

1

113

Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

 1

114

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Составление плана

 1

115

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Составление плана

 1

116

Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. На примере произведения М.М. Зощенко "Золотые слова"

 1

117

М. Зощенко «Великие путешественники». Анализ произведения

 1

118

М. Зощенко «Великие путешественники». Чтение по ролям

 1

119

Создание комических ситуаций. Н. Носов “Федина задача”

1

120

Н. Носов «Федина задача». Анализ, выразительное чтение произведения

 1

121

Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле»

 1

122

Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи). На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле»

 1

123

Особенности внешнего вида и характера героя-ребёнка. А. П. Платонов «Цветок на земле»

 1

124

Оценка чтения и понимания текста. Н. Носов «Телефон»

 1

125

Н. Носов «Телефон». Выразительное чтение по ролям

 1

126

Проверочная работа №9 по теме «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»

 1

127

Введение в тему «Зарубежная литература». Определение учебных задач раздела. Что такое перевод?

 1

128

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Знакомство с произведением

 1

129

Особенности литературных сказок Х.-К. Андерсена (сюжет, язык, герои) на примере сказки "Гадкий утёнок"

 1

130

Составление отзыва на произведениеГ. Х. Андерсена «Гадкий утёнок»

 1

131

Обобщение по курсу литературного чтения

 1

132

Итоговая контрольная работа по литературному чтению

 1

133

Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений

 1

134

Постановка учебных задач на следующий учебный год

 1

135

Резервный урок. Работа с детской книгой и справочной литературой

 1

136

Резервный урок. Летнее чтение. Выбор книг на основе рекомендательного списка и тематического каталога

 1

Тематическое планирование

Литературное чтение 4 класс (102 часа)

урока

Перечень разделов, тем

Кол-во часов

I четверть (27часов)

Былины. Летописи. Жития (9ч)

1

 Знакомство с учебником. Летописи.

1

2

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

3

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

4

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

5

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

1

6

Прозаический текст былины в персказе И.Карнауховой

1

7

Герой былины- защитник Русского государства. Картина  В Васнецова «Богатыри»

1

8

«Житие Сергия Радонежского»- памятник древнерусской литературы.

1

9

Проект «Создание календаря исторических событий Оценка достижений.

1

Чудесный мир классик (18ч)

10

Знакомство с названием раздела. П.П.Ершов «Конек –горбунок»

1

11

П. П. Ершов «Конек-горбунок» Сравнение литературной и народной сказок

1

12

П. П. Ершов «Конек-горбунок».Характеристика героя

1

13

Стихи А.С.Пушкина. «Няне», «Туча», «Унылая пора!».

1

14

Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

15

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Характеристика героев.

1

16

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление  текста сказки на части.

1

17

«Что за прелесть  эти сказки!» Сказки А.С.Пушкина.

1

18

М.Ю.Лермонтов. А.Шан-гирей из «Воспоминаний о Лермонтове»

19

Картины  природы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

1

20

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»Турецкая сказка.

1

21

М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб».Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

1

22

Л. Н. Толстой «Как я увидел Льва Николаевича»

1

23

Л. Н. Толстой «Детство».Характеристика главного героя.

1

24

Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень».Особенности басни.

1

25

А.П. Чехов  из воспоминаний М.Семановой.

1

26

А.П. Чехов «Мальчики».Смысл названия рассказа.

1

27

А.П.Чехов «Мальчики».Главные герои рассказа- герои своего времени.

1

II  четверть (21 час)

28

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

1

29

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чудесный мир классики»

1

Поэтическая тетрадь (9ч)

30

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко».

31

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.

1

32

Е. А. Баратынский «Весна, Весна! Как воздух чист!» Передача настроения и чувств.

1

33

А.Н. Плещеев «Дети и птичка» Ритм стихотворения.

1

34

И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями» .Изменение картин природы.

1

35

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки».Выразительное чтение

1

36

Картина осени в стихах И.А. Бунина «Листопад».

1

37

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

38

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь»

Литературные сказки  (10ч)

39

Знакомство с названием раздела .В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

1

40

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».Главные герои сказки.

1

41

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» .Сказка или рассказ.

1

42

В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Герои произведения

1

43

П.П. Бажов «Серебряное копытце».Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

44

П.П. Бажов «Серебряное копытце».Герои сказки.

1

45

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».Заглавие. Герои сказки

1

46

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».Деление текста на части. Составление плана.

1

47

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

1

48

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки»

1

III четверть  (30 часов)

Делу – время, потехе – час (6ч)

49

Знакомство с произведением Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

1

50

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени»Е.Л.Шварца

1

51

В. Ю. Драгунский «Главные реки» Особенности юмористического  текста

1

52

В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка».Авторское отношение к изображаемому

1

53

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».Смысл заголовка.

1

54

Обобщение по разделу «Делу время - потехе час» Оценка достижений.

1

Страна детства (7ч)

55

Знакомство с названием раздела Б.С. Житков «Как я ловил человечков» .

1

56

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».Особенности развития сюжета

1

57

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий

1

58

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Характеристика героев.

1

59

М.М.Зощенко «Елка». Проверка умений работать с текстом

1

60

М.М.Зощенко «Елка». Составление плана. Пересказ

1

61

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страна детства»

1

Поэтическая тетрадь (5ч)

62

Знакомство с названием раздела. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

1

63

В.Я.Брюсов «Детская». Выразительное чтение.

64

С. А. Есенин «Бабушкины сказки» . Тема стихотворения

1

65

М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»Тема детства.

1

66

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений.

Природа и мы  (9ч)

67

Знакомство с названием раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

1

68

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» . Анализ заголовока

1

69

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения

1

70

М. М. Пришвин «Выскочка» .Характеристика героя.

1

71

Е. И. Чарушин «Кабан».Характеристика героев на основе их поступков

1

72

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» .Герои рассказа

1

73

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».Деление текста на части

1

74

Обобщение по разделу «Природа и мы» оценка достижений.

1

75

Проект  «Природа и мы»

1

Поэтическая тетрадь  (6ч)

76

Лирическое стихотворение Б.Л. Пастернака «Золотая осень»

1

77

Картины весны в стихотворении С. А. Клычкова  «Весна в лесу»

1

78

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»-картины лета.

1

IV четверть (24 часа)

79

Н. М. Рубцов «Сентябрь»- природа в сентябре

1

80

Мотивы народного творчества в стихотворении С.А. Есенина «Лебёдушка»

1

81

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая терадь». Оценка достижений.

Родина  (4ч)

82

Знакомство с названием раздела. И. С. Никитин «Русь».

1

83

И.С.Никитин «Русь». Образ родины в поэтическом тексте.

84

С. Д. Дрожжин «Родине».Авторское отношение к изображаемому.

1

85

А.В. Жигулин «О, Родина!», «В неярком  блеске». Тема стихотворения.

1

86

Обобщающий урок по разделу «Родина». Оценка достижений.

1

87

Проект «Они защищали Родину»

Страна Фантазия (5ч)

88

Знакомство с названием раздела. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

89

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои рассказа.

1

90

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».Особенности фантастического жанра.

1

91

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев.

1

92

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».Оценка достижений.

1

Зарубежная литература  (10 ч)

93

Знакомство с названием раздела. Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера»

1

94

Д.Свифт « Путешествие Гулливера».Особое развитие сюжета.

1

95

Знакомство с призведением Ганса  Христиана Андерсена «Русалочка».

1

96

Ганс Христиан Андерсен «Русалочка».Характеристика героев.

1

97

Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Составление рассказа о Русалочке.

98

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования

1

99

Сельма Лагерлеф «Святая ночь»

1

100

Сельма Лагерлеф «В Назарете. Скрытый смысл произведения.

1

101

Сельма Лагерлеф «В Назарете.

1

102

Обобщение  по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов по программе "Перспектива"

Программа по литературному чтению  для  1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего...

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"

Пояснительная записка по литературному чтению составлена на весь курс (1-4классы), календарно-тематическое планирование составлено для 1 класса. Рабочая программа может быть использована учителями нац...

Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...

Рабочая программа по литературному чтению, КИМы для 3 класса по программе "Школа России"

                                           Рабочая программа составлена в соответст...

Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 3 класса по программе "Планета знаний"

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по литературному чтению для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...