Урок-обобщение по литературному чтению для 2 класса
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Глызина Ольга Петровна

Урок по литературному чтению в форме викторины "В мире сказок" призван  обобщить знания учащихся по теме "Сказки народные и авторские", формировать читательскую грамотность, умение применять полученные знания при работе в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-викторина30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по литературному чтению для 2 класса

 

Тема: «В мире сказок»

Цель: Обобщить знания детей о сказках.

Задачи: активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь,

обогащать словарный запас;

воспитывать интерес и любовь к чтению,

формировать умение работать в команде.

Предварительная работа: Чтение сказок, просмотр мультфильмов и беседы по содержанию, слушание магнитофонной записи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам.

Оборудование:

- выставка книг со сказками, герои любимых детских сказок;

- цветик  - семицветик;

- названия команд на листочках;

- поощрительные жетоны.

 Форма проведения: викторина

Ход урока

  1. Оргмомент.

(Звучит музыка песни “В мире много сказок”. Дети заходят в класс, который украшен шарами и иллюстрациями различных сказок.)
-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на нашем обобщающем уроке- викторине «В мире сказок».

-А вы любите сказки?

-Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим совсем маленькими от наших мам и пап, бабушек и дедушек, а потом с удовольствием читаем их сами.

- Давайте немного поговорим о сказках. Кто знает, чем же отличается сказка от других произведений?

- А кто пишет сказки?

- Как называются сказки, которые сочинил народ?

- А как называются сказки, которые написали писатели?

- Каких писателей – сказочников вы можете назвать?

- Что побеждает в сказках, добро или зло?

- Сказки бывают разные: о животных, где они могут говорить, как люди; бывают волшебные сказки. Слушая или читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса. Благодаря сказке мы становимся лучше, учимся осуждать зло, восхищаться добротой, смелостью и смекалкой героев. Немало на белом свете прекрасных сказок. Но среди них есть самые дорогие, самые любимые. Сегодня мы с вами вспомним наши любимые сказки, их авторов и героев.

- Как вы знаете, в волшебных сказках есть помощники. Будет сегодня и у нас помощник  – семицветик. А вы помните, из какой он сказки и кому помогал? (В.Катаев «Цветик-семицветик», девочка Женя).

Вы будете по очереди брать лепесток с доски. Каждый цвет соответствует определенному заданию. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Отвечать нужно только при  помощи поднятой руки, не выкрикивая, либо ответ не будет засчитан. В конце викторины кто больше наберет жетонов, тот лучший знаток сказок.

 Выберите названия команд («Пятеро из Простоквашино», «Винни-Пух и все, все, все», «Стойкие оловянные солдатики», «Бременские музыканты»)

- Итак, мы отправляемся в путь, при этом повторяя слова: «Лети, лети лепесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг».

  1. Основная часть – викторина

Этап «Синий лепесток.  Рифма»

- Я начинаю читать стихотворение, а вы его заканчиваете именем сказочного героя.

Вопросы для 1-й команды:

В сказке – лошадь непростая

Чудо – грива золотая,

Удивительный конек,

По прозванью…(Горбунок)

Эту как зовут старушку?

Просит бабушка избушку:

«Разверни-ка свой фасад:

Ко мне — перед, к лесу — зад!»

Топнет костяной ногой.

Звать бабулечку … (Ягой)

Вопросы для 3-й команды:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Добротою знаменит,

Это доктор…(Айболит)

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? (Медведь)

Вопросы для 2-й команды:

Для него прогулка – праздник,

И на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок…(Винни – Пух)

Перед волком он дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался…(колобок)

Вопросы для 4-й команды:

Про уютный некий дом

Разговор мы заведем.

Там богатая особа

Проживала, чай пила,

Дом весь выгорел дотла.

Что ж, подумайте немножко…

Верно, это тётя…(кошка)

Враг людей и враг зверей

Злой разбойник…(Бармалей)

- Выбирайте следующий лепесток и проговариваем наше заклинание.

 

Этап «Красный лепесток. Кроссворд»

- Здесь вам нужно разгадать кроссворд. Команды по очереди отвечают на вопросы

1

 

 

 

с

т

у

П

а

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Г

е

Р

д

а

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

И

в

А

н

у

ш

к

а

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

З

о

л

у

ш

к

а

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

Д

ю

й

м

о

в

о

ч

к

а

С

а

м

о

б

р

а

Н

к

а

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

И

з

б

у

ш

к

а

 

 

 

8

 

 

 

П

у

ш

К

и

н

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Аппарат, на котором Баба – Яга совершала полеты.
  2. Как звали героиню сказки Андерсена «Снежная Королева»?
  3. Имя мальчика, которого унесли гуси – лебеди.
  4. Героиня какой сказки потеряла на балу туфельку?
  5. Эта девочка была совсем маленькая, величиною с грецкий орех.
  6. Второе название скатерти в народных сказках.
  7. Жилище Бабы – Яги.
  8. Кто написал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке».

 

- Ребята молодцы, отлично справились с заданием. В центре получилось слово, которым можно назвать сегодняшнее мероприятие, это действительно праздник сказок.

- Выбирайте следующий лепесток, не забываем о заклинании.

Этап «Желтый лепесток. Животные»

- Есть много народных сказок о животных. Некоторые из животных спрятались внутри слов. Вам нужно их найти. Для этого нужно обвести часть слова с названием в карточке, которые лежат у вас на столах. Команда, выполнившая задание поднимает руки вверх. Команда, выполнившая задание верно, получает 2 жетона, плюс один жетон команде, справившейся быстрее всех. На размышление у вас 1 минута.

БАРАНКА          БАРАК      КОНЬКИ            ВАСИЛИСА               

ВОЛКОДАВ       ИКОТА     СТРЕКОЗА        ХЛЕВ

Этап «Оранжевый лепесток.  Название сказки»

- Вам нужно отгадать название сказок.

Загадки для 1 команды:

Кто –то за кого-то ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть, Ох, засело крепко.

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд! («Репка»)

Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
(По-щучьему велению)

Загадки для 2 команды:

Ах ты, Петя – простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(«Петушок – золотой гребешок»)

Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом.
(Три поросёнка)

Загадки для 3 команды:

Нет ни речки, ни  пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке из копытца.

(«Аленушка и братец Иванушка»)

Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная шапочка)

Загадки для 4 команды:

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (
Маша и Медведь)

  Этап «Зеленый лепесток.  По сказкам Ш.Перро»

- Сейчас мы совершим путешествие по сказкам Шарля Перро. Я задаю вопрос, жетон получает команда, первая поднявшая руку и верно ответившая на вопрос.

  • Какую обувь носил кот из сказки? (сапоги)
  • Во сколько часов Золушка должна была вернуться с бала? (12 ночи)
  • Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосек)
  • Как прозвали самого крохотного героя в одной из сказок, который был размером с часть руки?  (мальчик – с – пальчик)
  • Как прозвала старшая дочь мачехи Золушку? (замарашка)
  • В кого превратился великан-людоед в сказке Шарля Перро? (в мышь)
  • Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)
  • Сколько детей было у дровосека с женой в сказке «Мальчик-с-пальчик»? (семь)
  • В кого превратилась крыса в сказке «Золушка»? (в кучера)
  • Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (цветы)

Этап «Фиолетовый лепесток. Предмет и название сказки»

- Определите принадлежность того или иного сказочного предмета к сказке. Соедините предмет и название сказки. Команда, соединившая все верно, получает 3 жетона, с одной ошибкой - 2, с двумя ошибками – 1 жетон.

ПРЕДМЕТ

СКАЗКА

1.Горошина

«Сивка-бурка»

2.Скорлупа грецкого ореха

 «Лиса и журавль»

3.Стрела

«По щучьему веленью»

4.Кувшин

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

5.Яйцо

«Серая шейка»

6.Лошадь

«Каша из топора»

7.Рыба

«Царевна – лягушка»

8.Утка

«Принцесса на горошине»

9.Яблоко

«Дюймовочка»

10.Топор

«Курочка – ряба»

ПРЕДМЕТ

СКАЗКА

Горошина

«Принцесса на горошине»

Скорлупа грецкого ореха

«Дюймовочка»

Стрела

«Царевна – лягушка»

Кувшин

«Лиса и журавль»

Яйцо

«Курочка – ряба»

Лошадь

«Сивка-бурка»

Рыба

«По щучьему веленью»

Утка

«Серая шейка»

Яблоко

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Топор

«Каша из топора»

Этап «Голубой лепесток.  Мини-спектакль»

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Команды должны угадать название сказки соперников

(«Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок»).

3. Подведение итогов урока-викторины.

- Ребята, мы с вами совершили путешествие в мире сказок, побывали на семи сказочных станциях. Давайте подведем итоги нашей викторины.

- Посчитайте, сколько у вас накопилось жетонов. Поздравляю, мы с вами успешно справились со всеми заданиями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."

Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Сценарий урока в 1 классе «Путешествие по русским народным сказкам» Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (интегрированный урок-обобщение математики и внеклассного чтения ).

Предметные УУД: закреплять знания нумерации от 1 до 10;совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;форми...

Презентация к уроку -обобщению по разделу Поэтическая тетрадь "1 ,литературное чтение 3 класс(2 часть учебника) автор Климанова Л.Ф

Данная разработка позволит провести урок обобщения по разделу интересно и разнообразно...