"Формирование навыков смыслового чтения"
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Багрова Елена Александровна

В статье подробно описаны приемы работы для  формирования навыков смыслового чтения; рассказано,  что такое технология  продуктивного чтения,  и показан образ  "идеального  читателя".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_smyslovogo_chteniya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков смыслового чтения

 ( Из опыта работы: приемы формирования навыков смыслового чтения)

Смысловое чтение – актуальная проблема сегодняшнего времени. Психологами доказано, что осознанное, смысловое чтение приходит в 6 -7 классах (это возраст 12 – 13 лет).

А что до этого делать учителю? Формировать навыки на всех уроках и  во внеурочной деятельности.  

 Какие?  Подскажут требования программы  и результаты по предмету, к которым мы приходим по окончании начальной школы:

- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических)  и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Как формировать навыки смыслового чтения?

  1. Через главный инструмент – учебник.

Просмотрите  и проанализируйте учебники русского языка. Можно увидеть ряд  упражнений, направленных на формирование навыков смыслового чтения.

Работая по теме «Текст» учим находить   признаки текста, говорим о смысловом единстве предложений в тексте (понимание содержания) Задания учебника: как составить из этих предложений текст), учим подбирать заглавие текста, выделять основную мысль (Задания учебника : определи тему и главную мысль,  или какой темой объеденины предложения),   учим обращать внимание на детали ( Задания: почему ты так думаешь, приведя пример из текста; какие слова выражают авторское отношение к золотой поре осени; найди слова, которые часто используются в народной речи)

Последовательность предложений в тексте. ( Задания: выпиши 2 предложение. Или выпиши предложение, в котором говорится о…)

Последовательность частей текста (абзацев). ( Задания: Укажи последовательность событий в тексте)

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). ( Задания: как по-другому озаглавить текст; рассмотри рисунок. Напиши небоьльшое сочинение)

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. (Задания: раздели текст на части, озаглавь каждую часть, составь план)

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. (Задания: определи тип текста по данным заголовкам)

 Еще ряд заданий учебника, направленных  на формирование навыков смыслового чтения:

что нужно сделать, чтобы из слов сложилось предложение;  

как вы понимаете выражение;

Выпиши из текста ответ на вопрос…;

Что обозначает слово.

 Зачем в учебнике иллюстрации (практически возле каждого текста)?

Можно построить работу по формированию навыков смыслового чтения (соотнеси.., что не так на рисунке? К какому предложению иллюстрация?...)

Такие задания повторяются из года в год. -  Работа ведется систематически. Она занимает много времени на уроке, из - за недостатка времени на изучение отдельных тем  многие учителя ее просто исключают   или проводят вскользь.

  1. Формировать навыки смыслового чтения можно, используя приемы работы с текстом:

- Ассоциация (ассоциации к ключевому слову, заголовку)

- «Читаем и спрашиваем» (читают самостоятельно, готовят вопрос для всех)

- чтение с пометками (знакомая информация, новая информация, меня это удивило)

- синквейн

- «Толстые» и «тонкие» вопросы

- придумай вопросы к тексту и задай товарищу (можно использовать кубик Блума);

-  выборочное чтение;

- Вспомни…приведи 2 примера из текста, подтверждающие твой ответ

- Какая пословица подходит к данному тексту или как ты понимаешь выражение

- отработка лексического значения трудных слов на всех уроках;

-  составление текстов – рассуждений;

 - «задай вопрос», «перескажи», «построй  или найди предложение со словом…».

 - Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той или иной темы отводится мало часов. А объем параграфов в учебниках не позволяет рассмотреть все их на уроке. Вот в таких случаях на выручку педагогу приходит прием "Зигзаг". 

Для формирования смыслового чтения использую в работе технологию  продуктивного чтения.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Основными приёмами работы с текстом в данной технологии являются комментированное чтение и диалог с автором. А всю работу можно разделить на три этапа.

Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.

Третий этап - работа с текстом после чтения.

  • Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи, главной мысли текста.
  • Знакомство с писателем.
  • Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

Приёмы, используемые «идеальным читателем»:

  • начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;
  • не пропускает непонятные слова, выражения;
  • вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшим развитием событий, сверяет свои размышления с текстом;
  • включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст.

Работать над смысловым чтением нужно систематически, делиться опытом работы. Результаты своей работы  показывать,  участвуя в конкурсах профессионального мастерства, проводя открытые уроки.

Начальная школа – это «пашня и брошенные в нее семена»;  начиная со 2 класса мы должны выращивать УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...

Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"

Доклад  на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе».

Доклад «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»....

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

laquo;Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»...