Литературное чтение
план-конспект урока по чтению
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО студента | Пермякова Дарья Владимировна |
Тема урока | Русская народная сказка «Сивка-бурка» |
Класс | 3 «А» класс МБОУ «Лицей №17 » |
Цель урока | Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка»; продолжение изучения волшебных сказок и их особенностей. |
Задачи урока Дидактические | Формировать умения определять эмоциональный характер текста, тему произведения; наблюдать за использованием средства языковой выразительности, использованных в художественно организованной речи; совершенствование поискового способа чтения; совершенствование навыка выразительного чтения; формирование воссоздающего воображения. |
Развивающие | Развивать речевые умения; эмоциональную сферу личности школьника, навык чтения, культуру общения, логическое и образное мышление. |
Воспитательные | Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе; культуру поведения на уроке; ответственность за результаты учебного труда; уважение к противоположному мнению, уважительного отношения к одноклассникам при парной работе. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока: Образовательная цель этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации уч. деят (Ф-фронт., И-инд., П-парная, Г-груп.) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Словесный | -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. -Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело. - Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и хорошее настроение нас не покинет. | Приветствуют учителя | Ф | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. | |||
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: Создание мотивации работы с художественным произведением Работа с заголовком. | Беседа, антиципация содержания по заголовку, имени автора, демонстрация портрета, фотографий . | -Давайте вспомним какой раздел мы изучаем? -Какие жанры вам известны? -С каким произведением вы работали на прошлом уроке? -К какому виду сказок она относится? Назовите признаки. -Это была народная или авторская сказка? -Сейчас я предлагаю вам викторину по картинам. Вам необходимо посмотреть на картину и определить из какой сказки данная иллюстрация. Викторина по картинкам - По каким признакам вы узнали сказки? Откройте учебник на стр. 25. -Знакомая вам эта сказка? -О чем говорит заголовок? -Кто такой Сивка-бурка? -Почему сказка так называется? -Кто такой Сивка-бурка? «сивка»-лошадь сивой масти «бурка»- лошадь бурого цвета -Давайте вспомним признаки волшебной сказки. -Почему Сивка-бурка волшебный герой? Докажите. | Вспоминают раздел. Называют жанры. Волшебная сказка. Народная. Вспоминают признаки волшебной сказки. Слушают учителя. Определяют сказки. 1.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка 2. Курочка ряба 3. Три медведя 4. Иван-царевич и Серый волк 5. Сивка-бурка | Ф П И | Учебник Слайд1 Слайд 2 Слайд3-7 Слайд 8-9 | Понимание заглавия произведения; | К: отвечать на поставленные вопросы; полно и ясно выражать свои мысли, овладение основами коммуникативной деятельности. Р: удерживать собственную мысль; контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления | Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; знакомство с культурно-историческим наследием России; уважительное отношение к мнению других читателей. |
Работа с иллюстрацией | Беседа, антиципация по иллюстрации | - Рассмотрите внимательно иллюстрацию на 30-ой странице. -Какой жанр изображения? -Можно ли, сразу понять, о чем мы будем читать? -Как вы догадались? -Кто вам в этом помог? - Как вы думаете, где происходят события? - Как вы это поняли? -Что изображено на картинке? -Кто находится в окне терема? -Что за юноша изображен? -На чём сидит Иванушка-дурачок? -Кого мы ещё видим на иллюстрации? Эта картина – эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о добре, честности, храбрости и отважности. | Изучают иллюстрацию. Русская народная сказка. На картине изображен терем, а окне этого терема девица-красавица. На неизвестной высоте прекрасный юноша, а по сюжету сказки – дурак, на сивке-бурке пролетает возле этого окошка терема, при этом страстно целуя любимую. Где-то внизу видны головы людей, они радуются и ликуют, приветствуя молодых и влюбленных. | Овладение элементарными приёмами интерпретации, умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, конструировать алгоритм выполнения учебного действия. | ||||
Работа с ключевыми словами | Беседа, работа с ключевыми словами. | - Словарные слова:
-Кто может прочитать слова вслух? Проверка по эталону | Зачитывают ключевые слова, делают предположения о событиях рассказа. | И Ф | Слайд 10 Словарные слова. | |||
Постановка учебной задачи Цель: Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями. | Постановка учебно-познавательной задачи. Проверка по эталону. Беседа. |
| Формулируют учебные задачи. Сверяют с эталоном: Узнаю
Буду учиться:
Читают сказку | Ф | Слайд 11 Учебные задачи. | Р: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы. | мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; осознание значимости чтения для дальнейшего развития. Результаты: знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; | |
Реализация построенного проекта Цель: Анализ литературного текста с опорой на систему вопросов. 1 часть (До слов «вора дожидается») | Выразительное чтение учителя |
| Слушают первую часть Отвечают на вопросы Придумывают название для части. | Ф | Слайд 5 | Овладение приёмами интерпретации | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; осознание значимости чтения для дальнейшего развития; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. | |
2 часть (До слов «никто пшеницы не трогал».) |
| Слушают вторую часть. Отвечают на вопросы. Придумывают название для части. | Слайд 5. Слайд 6 | |||||
Физкультминутка | ||||||||
Буква Е В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.) Проживала буква Е. Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.) По тетрадке не спеша, Замечталась и упала, (Приседания.) Превратилась в букву Ш... Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.) Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.) | Повторяют движения за учителем. Слушают 3 часть Отвечают на вопросы Придумывают название для части Слушают 4 часть Отвечают на вопросы Придумывают название для части Слушают 5 часть Отвечают на вопросы Придумывают название для части | Ф | ||||||
| Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов в творческой деятельности; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); | К: овладение основами коммуникативной деятельности. Р: учатся определять наиболее эффективные способы достижения результата; П: освоение приёмов поиска нужной информации; правильно формулировать ответ, умение слушать ответы других детей и строить свою деятельность. К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне. Р: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления умение сохранять и выполнять учебную задачу, умение находить нужную информацию в тексте | Полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; осознание значимости чтения для дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. | |||||
3 часть до слов «как лист перед травой!» |
| Ф И | Слайд 6 Слайд 7 | |||||
4 часть до слов «перстень снова тряпкой обвязал!» |
| Ф И | ||||||
5 часть до слов «тот и жених её» |
| |||||||
6 часть |
| |||||||
II. Обобщающая беседа | Беседа, формулировка идеи произведения. | -Что вам больше всего запомнилось в произведении? -О чем это произведение? -Что обозначает заглавие рассказа? -Почему русский народ озаглавил свое произведение именно так? -Посмотрите на слайд и проверьте, соответствует ли порядок рисунков событиям сказки? -Как вы думаете, какая главная мысль рассказа? | Обобщают наблюдения за героями произведения. Проверяют соответствует ли порядок рисунков события сказки. Отвечают на вопросы. Главная мысль сказки "Сивка-бурка" заключается в том, что человека нужно судить по поступкам, а не по внешнему облику. И простой парень из деревни может себя проявить лучше других, оказаться упорнее, ловчее, сильнее и даже жениться на царевне. Главное верить в свои силы и не сдаваться, пробовать снова и снова, если не получилось сразу. | Ф И | Слайд 8 Слайд 9 Идея произведения. | овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; монологические высказывания о произведении (героях, событиях). | П: умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром. К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне. | осознание значимости чтения для дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с общечеловеческими ценностями; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. |
Этап рефлексии деятельности на уроке. (2-4 мин) Цель: самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности. | Словесный |
| Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний. | Ф
| Слайд 10 Опорные фразы для рефлексии. | Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | Мотивация к обучению и познанию. Оценивание достижения целей с личностных позиций. |
Методист _________________ Шушунова Л.С. Учитель: ________________ Тараненко Н.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....