Литературное чтение
план-конспект урока по чтению

 Пермякова Дарья Владимировна

Материалы к урокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon permyakova_sivka-burka_3a.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО студента

Пермякова Дарья Владимировна

Тема урока

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Класс

3 «А» класс МБОУ «Лицей №17 »  

Цель урока

Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка»; продолжение изучения волшебных сказок и их особенностей.

Задачи урока Дидактические

Формировать умения определять эмоциональный характер текста, тему произведения; наблюдать за использованием средства языковой выразительности, использованных в художественно организованной речи; совершенствование поискового способа чтения; совершенствование навыка выразительного чтения; формирование воссоздающего воображения.

Развивающие

Развивать речевые умения; эмоциональную сферу личности школьника, навык чтения, культуру общения, логическое и образное мышление.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе; культуру поведения на уроке; ответственность за результаты учебного труда; уважение к противоположному мнению, уважительного отношения к одноклассникам при парной работе. 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока: Образовательная цель этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации уч. деят (Ф-фронт., И-инд., П-парная, Г-груп.)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные,

К - коммуникативные)

Личностные

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Словесный

 -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

-Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.

- Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и хорошее настроение нас не покинет.

Приветствуют учителя  

Ф

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. Подготовка к первичному восприятию

Цель: Создание мотивации работы с художественным произведением

Работа с заголовком.

Беседа, антиципация содержания по заголовку, имени автора, демонстрация портрета, фотографий .

-Давайте вспомним какой раздел мы изучаем?

-Какие жанры вам известны?

-С каким произведением вы работали на прошлом уроке?

-К какому виду сказок она относится? Назовите признаки.

-Это была народная или авторская сказка?

-Сейчас я предлагаю вам викторину по картинам. Вам необходимо посмотреть на картину и определить из какой сказки данная иллюстрация.

Викторина по картинкам

- По каким признакам вы узнали сказки?

 Откройте учебник на стр. 25.

-Знакомая вам эта сказка?

-О чем говорит заголовок?

-Кто такой Сивка-бурка?

-Почему сказка так называется?

-Кто такой Сивка-бурка?

 «сивка»-лошадь сивой масти

«бурка»- лошадь бурого цвета

-Давайте вспомним признаки волшебной сказки.

-Почему Сивка-бурка волшебный герой? Докажите.

Вспоминают раздел.

Называют жанры.

Волшебная сказка. Народная.

Вспоминают признаки волшебной сказки.

Слушают учителя.

Определяют сказки.

1.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

2. Курочка ряба

3. Три медведя

4. Иван-царевич и Серый волк

5. Сивка-бурка

Ф

П

И

Учебник

Слайд1

Слайд 2

Слайд3-7

Слайд 8-9

Понимание заглавия произведения;

К: отвечать на поставленные вопросы; полно и ясно выражать свои мысли, овладение основами коммуникативной деятельности.

Р:

удерживать собственную мысль;

контролировать процесс и результаты деятельности,

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления

Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров;  знакомство с культурно-историческим наследием России; уважительное отношение к мнению других читателей.

Работа с иллюстрацией

Беседа, антиципация по иллюстрации

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию на 30-ой странице.

-Какой жанр изображения?

-Можно ли, сразу понять, о чем мы будем читать?

-Как вы догадались?

-Кто вам в этом помог?

- Как вы думаете, где происходят события?

- Как вы это поняли?

-Что изображено на картинке?

-Кто находится в окне терема?

-Что за юноша изображен?

-На чём сидит Иванушка-дурачок?

-Кого мы ещё видим на иллюстрации?

Эта картина – эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о добре, честности, храбрости и отважности.

Изучают иллюстрацию.

Русская народная сказка.

На картине изображен терем, а окне этого терема девица-красавица. На неизвестной высоте прекрасный юноша, а по сюжету сказки – дурак, на сивке-бурке пролетает возле этого окошка терема, при этом страстно целуя

любимую.

Где-то внизу видны головы людей, они радуются и ликуют, приветствуя молодых и влюбленных.

Овладение элементарными приёмами интерпретации, умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, конструировать алгоритм выполнения учебного действия.

Работа с ключевыми словами

Беседа, работа с ключевыми словами.

- Словарные слова:

  • Вещий
  • Каурка
  • Худая одежонка
  • Кликать
  • Добрая пшеница
  • Иззяб

-Кто может прочитать слова вслух?

Проверка по эталону

Зачитывают ключевые слова, делают предположения о событиях рассказа.

И

Ф

П

Слайд 10                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Словарные слова.

Постановка учебной задачи

Цель: Формулировка задач урока в соответствии с темой и индивидуальными учебными потребностями.

Постановка учебно-познавательной задачи. Проверка по эталону. Беседа.

  • Определим, какие задачи можем решать, работая с произведением.
  • С чего начинаем формулировать задачи?
  • Что узнаем?
  • Чему будем учиться?
  • А теперь посмотрим, какие наши предположения о содержании подтвердятся.
  • Сейчас мы с вами прочитаем сказку.
  • Понравилась ли вам сказка?
  • А сейчас мы проанализируем ее по частям давая им название.

Формулируют учебные задачи. Сверяют с эталоном:

Узнаю

  • Какую историю народ описали в произведении.

Буду учиться:

  • изучать героев произведения;
  • определять чувства и настроение героев произведения.

Читают сказку

Ф

Слайд 11 Учебные задачи.

Р: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; осознание значимости чтения для дальнейшего развития.

Результаты:

знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

Реализация построенного проекта
I.Чтение и анализ

Цель: Анализ литературного текста с опорой на систему вопросов.

1 часть (До слов «вора дожидается»)

Выразительное чтение учителя

  • О чём говорится в первой части?
  • Как звали младшего сына?
  • Что посеял старик?
  • Что старик говорил сыновьям? Зачитайте.
  • Кто отправился в первую ночь? Поймал он вора? Зачитайте.
  • Кто отправился во вторую ночь? Поймал он вора? Зачитайте.
  • Кто отправился в третью ночь? Поймал он вора? Зачитайте.
  • Предположите, что может произойти дальше

Слушают первую часть

Отвечают на вопросы

Придумывают название для части.

Ф

Слайд 5

Овладение приёмами интерпретации

Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Мотивация в процессе чтения и слушания произведений разных жанров; осознание значимости чтения для дальнейшего развития; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями.

2 часть (До слов «никто пшеницы не  трогал».)

  • О чём говорится во второй части?
  • Зачитайте где описывается о коне.
  • Удалось ли Ивану поймать коня? Зачитайте.
  • О чем просил конь Иванушку? Зачитайте.
  • Отпустил ли коня Иванушка?
  • Что было по утру, когда он вернулся домой?
  • Поверили ему братья? Зачитайте.

Слушают вторую часть.

Отвечают на вопросы.

Придумывают название для части.

Слайд 5.

Слайд 6

Физкультминутка

Буква Е

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша,

Замечталась и упала, (Приседания.)

Превратилась в букву Ш...

Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

Повторяют движения за учителем.

Слушают 3 часть

 Отвечают на вопросы

Придумывают название для части

Слушают 4 часть

Отвечают на вопросы

Придумывают название для части

Слушают 5 часть

Отвечают на вопросы

Придумывают название для части

Ф

 

Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов в творческой деятельности; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях);

К: овладение основами коммуникативной деятельности.

Р: учатся определять наиболее эффективные способы достижения результата; П: освоение приёмов поиска нужной информации; правильно формулировать ответ, умение слушать ответы других детей и строить свою деятельность.

К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне.

Р: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления умение сохранять и выполнять учебную задачу, умение находить нужную информацию в тексте

Полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

3 часть до слов «как лист перед травой!»

  • О чём говорится в третьей части?
  • Что сделал царь? Зачитайте.
  • Кто такая Елена Прекрасная? Где она сидит? Зачитайте о ней.
  • Что говорится о братьях? Взяли ли братья Ивана с собой? Зачитайте.
  • Куда пошел Иванушка? Кого он стал звать? Зачитайте? Явился ли Сивка-бурка?

Ф

И

Слайд 6

Слайд 7

4 часть до слов «перстень снова тряпкой обвязал

  • Давайте прочитаем с вами 4 часть рассказа.
  • Явился ли Сивка-бурка?
  • О чем сказал Иванушка Сивке-бурке?
  • Помог ли ему конь? Зачитайте?
  • Каким стал Иванушка?
  • Что было дальше? Увидел ли он Елену Прекрасную? Зачитайте.
  • Допрыгнул ли Иван до Елены?
  • Что сделал народ? Иван?
  • Куда примчался Иванушка? Что сделал с конем? Чем занялся Иван дальше?
  • Что сделали жены братьев?
  • Что рассказали братья, когда вернулись домой? Зачитайте.
  • Что было на другой день? Зачитайте.
  • Прибежал ли Сивка-бурка? Что сделал Иван?
  • Допрыгнули ли они до царевны?
  • Что рассказали братья, когда вернулись домой?
  • Что было на третий день?
  • Взяли ли братья с собой Ивана?
  • Что сделал Иванушка? Пришел ли конь?
  • Что было дальше?
  • Удалось ли Ивану доскочить на Сивке-бурке до Елены Прекрасной? Зачитайте.
  • Как отреагировал народ?  Зачитайте.
  • Удалось ли поймать Ивана? Почему?
  • Рассказал ли Иван о том, что произошло в городе?
  • А что рассказали братья, когда приехали домой?
  • На самом деле Иван баловался с огнём? Что так на всю избу светило?
  • Куда он дел перстень Елены?
  • Предположите, что может произойди дальше.

Ф

И

5 часть до слов «тот и жених её»

  • О чём говорится в этой части?
  • Что сделал царь через три дня? Зачем?
  • Взяли ли на этот раз братья с собой Иванушку?
  • Что сделал Иван, когда они приехали в город?
  • Что делала Елена Прекрасная? Что она выглядывала у каждого гостя?
  • Нашла ли она свой перстень?
  • Предположите, что может произойти дальше?

6 часть

  • О чем говорится в этой части?
  • Кого увидела Елена? В чем был одет Иванушка? Зачитайте.
  • О чем подумали братья?
  • Зачитайте диалог между Еленой Прекрасной и Иванушкой.
  • Нашла ли свой перстень Елена?
  • Обрадовалась ли Елена увидя свой перстень у Ивана? Что она сделала?
  • Что сделали с Иваном?
  • Состоялась ли свадьба между Иваном и Еленой Прекрасной? Зачитайте.

II. Обобщающая беседа

Беседа, формулировка идеи произведения.

-Что вам больше всего запомнилось в произведении?

-О чем это произведение?

-Что обозначает заглавие рассказа?

-Почему русский народ озаглавил свое произведение именно так?

-Посмотрите на слайд и проверьте, соответствует ли порядок рисунков событиям сказки?

-Как вы думаете, какая главная мысль рассказа?

Обобщают наблюдения за героями произведения.

Проверяют соответствует ли порядок рисунков события сказки.

Отвечают на вопросы.

Главная мысль сказки "Сивка-бурка" заключается в том, что человека нужно судить по поступкам, а не по внешнему облику. И простой парень из деревни может себя проявить лучше других, оказаться упорнее, ловчее, сильнее и даже жениться на царевне. Главное верить в свои силы и не сдаваться, пробовать снова и снова, если не получилось сразу.

Ф

И

Слайд 8
Иллюстрации

Слайд 9 Идея произведения.

овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

монологические высказывания о произведении (героях, событиях).

П: умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром.

К: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне.

осознание значимости чтения для дальнейшего развития;

формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с общечеловеческими ценностями; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Этап рефлексии деятельности на уроке.       (2-4 мин) Цель: самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

Словесный

  • Оцените свою работу на уроке.
  • У меня все получилось, я хорошо работал на уроке, отвечал на вопросы.
  • Я не всегда отвечал на вопросы
  • На уроке я не работал.

Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний.

Ф

 

Слайд 10 Опорные фразы для рефлексии.

Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Мотивация к обучению и познанию. Оценивание достижения целей с личностных позиций.

Методист _________________ Шушунова Л.С.                                                                Учитель: ________________     Тараненко Н.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...