Тема дружбы в рассказе Е.А. Пермяка «Две пословицы»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Воскобойник Ольга Николаевна

Данная разработка содержит конспект и приложение. Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e._permyak_dve_poslovitsy.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: Е. Пермяк «Две пословицы»

Цель: продолжить работу с детскими произведениями, познакомить обучающихся с произведением Е. Пермяка «Две пословицы»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. «Самое главное»  М. Зощенко

Карточка 1.

1.Какие пословицы наиболее полно отражают главную мысль нашего рассказа. Подчеркни

Знание – сила.

Без труда нет добра.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учение — путь к умению.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Карточка 2.

2.Вместо пропущенных слов подставьте нужные слова.

Надо многое  …......... А для того, чтобы много знать, надо ………..  Кто учится, тот бывает ………...  А кто ………) , тот должен быть храбрым.  А храбрых и умных все ………..и …………).

III.Творческая работа

- Составьте синквейн: с ключевым словом “Андрюша”.

Опорная схема для составления синквейна

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

- Проверяем. 

VI. Знакомство со сказкой Е. Пермяка «Две пословицы».

- Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с одним произведением. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений? А  девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.

Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть,
А с друзьями много.

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы».

Ваша задача: выяснить жанр и тему произведения. Доказать свою точку зрения. Составить модель обложки произведения.

Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся.

Словарная работа.

  • Ярмарка - большая торговля с развлечениями
  • Пригоршня – горсть (ладонь)
  • Медяки – медные копейки
  • Пятак – 5 копеек
  • Гривенник -10 копеек
  • Глазеть – смотреть с удивлением
  • Плотвичка – вид мелкой рыбы
  • Кудлатая (………. ) собака
  • Семиголосая гармошечка (звучат все семь нот)

(https://yandex.ru/video/preview/5601780829959814719

V. Словесное описание героев сказки.

- Каким был мальчик Костя? (Бережливым.)

- Можно ли сказать, что Костя был плохим мальчиком?

- Почему Косте помогали голубь, плотвичка и кудлатая собака? Прочитайте.

- Что шепнула Косте кудлатая собака? Прочитайте.

- Как изменился Костя?

- Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?

- Что вы можете сказать о Феде?

VI. Организация осмысления учащимися нового материала

Составление обложки.

- Кто автор?

- Жанр, тема? Почему?

- Как называется это произведение?

Работа по тексту. Выборочное чтение.

- Прочитайте словесный портрет Кости, Феди.

- Кто помогал Косте?

- Что шепнула собака Косте на ярмарке?

- Давайте разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.

- С чего начинается сюжет сказки?

- Как развивается действие?

- Самый напряженный момент?

- Как продолжается действие?

- Чем заканчивается сюжет сказки?

(на экране появляются две пословицы)

- Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?

VII. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.

Вывод.

- Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение “Две пословицы”?

- О дружбе сложено так много песен, а одну из них мы пели на уроке музыки. Давайте вспомним эти слова и прочитаем хором.

Друг в беде не бросит.

Лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий

Верный друг!

VIII. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: Тест.

1. Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги?

а) Игрушки;

б) оружие;

в) корм для животных.

2. Федя не поехал на ярмарку, потому что:

а) мама не разрешила;

б) Костя не взял с собой;

в) не было денег.

3. На ярмарку Костя шел:

а) через город;

б) лес;

в) поле.

4. Первым на дороге Костя повстречал:

а) собаку;

б) голубя;

в) старичка-лесовичка.

5. Дорогу через речку показала Косте:

а) щучка;

б) плотвичка;

г) ставридка.

6. На ярмарке у Кости украли:

а) деньги;

б) велосипед;

в) все вместе.

7. Вора нашла:

а) милиция;

б) кошка;

в) собака.

8. Чего Костя не купил?

а) гармошку;

б) сладости;

в) балалайку.

9. Когда Костя подарил Феде гармошку, тот

а) удивился;

б) поблагодарил;

в) попросил еще и конфет.

10. Какую пословицу собачка не прошептала Косте?

а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) бережливым быть хорошо, а добрым лучше;

в) друзья познаются в беде.

IХ. Разноуровневое домашнее задание.

  1. 1 группа. Разбить сказку Е. Пермяка “Две пословицы” на части в соответствии со схемой развития сюжета.
  2. 2 группа. В рабочей тетради выполнить задание на с. 28-29 по произведению “Две пословицы”.

13. Рефлексия.

- У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.

Приложение 1.

Какие пословицы наиболее полно отражают главную мысль нашего рассказа. Подчеркни.

Знание – сила.

Без труда нет добра.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учение — путь к умению.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Вместо пропущенных слов подставьте нужные слова.

Надо многое  ….........  .  А для того, чтобы много знать, надо ……….  .  Кто учится, тот бывает ………..  .  А кто ……… , тот должен быть храбрым.  А храбрых и умных все ……….. и …………  .

Приложение 2.

Синквейн

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Приложение 3.

1. Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги?

а) Игрушки;

б) оружие;

в) корм для животных.

2. Федя не поехал на ярмарку, потому что:

а) мама не разрешила;

б) Костя не взял с собой;

в) не было денег.

3. На ярмарку Костя шел:

а) через город;

б) лес;

в) поле.

4. Первым на дороге Костя повстречал:

а) собаку;

б) голубя;

в) старичка-лесовичка.

5. Дорогу через речку показала Косте:

а) щучка;

б) плотвичка;

г) ставридка.

6. На ярмарке у Кости украли:

а) деньги;

б) велосипед;

в) все вместе.

7. Вора нашла:

а) милиция;

б) кошка;

в) собака.

8. Чего Костя не купил?

а) гармошку;

б) сладости;

в) балалайку.

9. Когда Костя подарил Феде гармошку, тот

а) удивился;

б) поблагодарил;

в) попросил еще и конфет.

10. Какую пословицу собачка не прошептала Косте?

а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) бережливым быть хорошо, а добрым лучше;

в) друзья познаются в беде.

Ответы: 1-в; 2-в; 3-б; 4-а; 5-6; 6-а; 7-в; 8-в; 9-а; 10-в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока чтения в 4 классе по программе II вида(II отделение III вариант) по теме: «Рассказ Е.И.Пермяка «Пичугин мост».

Данный материал предназначен для педагогов специальных(коррекционных) образовательных учреждений II вида, а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением слуха в условиях инклюзии....

Е. Пермяк. "Две пословицы"

Конспект урока по литературному чтению....

Конспект урока по литературному чтению на тему: Самостоятельное чтение. Наш театр. Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»-развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения.Планируемые результатыПредм...

Презентация к произведению Е.Пермяка "Две пословицы"

Презентация к произведению Е.Пермяка "Две пословицы"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «ТЕМА ДРУЖБЫ И ВЕРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. КУПРИНА «БАРБОС И ЖУЛЬКА»

Данный методический материал может быть использован педагогами для организации образовательной деятельности обучающихся 4 класса по предмету «Литературное чтение» в соответствии с учебно-м...

Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.

Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова....