Словарная работа на уроках родного языка и литературы
статья по чтению (4 класс)

Словарная работа на уроках родного языка и литературы

                                                                                        Аянитова Анна Егоровна

 

        Словарная работа – это одна из важнейших областей методики преподавания родного языка и литературы, одно из направлений в работе по развитию речи детей. Овладеть, словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.

    Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее и красочнее его устная и письменная речь. Обучая учащихся родному языку и совершенствуя их навыки владения языком, учитель, обязан:

а) вооружить учащихся знанием основных планов составляющих словарный состав якутского языка, дать навыки использования его в жизни;

б) максимально в пределах возрастных возможностей учащихся расширить их активный словарь;

в) научить использовать слова в наиболее точном значении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_na_urokah_rodnogo_yazyka_i_literatury.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №27

Открытый урок по якутскому языку 4 Г класса

На тему: Словарная работа на уроках родного языка и литературы

Подготовил:

учитель начальных классов

первой категории Аянитова А.Е.


Словарная работа на уроках родного языка и литературы

                                                                                        Аянитова Анна Егоровна

     

        Словарная работа – это одна из важнейших областей методики преподавания родного языка и литературы, одно из направлений в работе по развитию речи детей. Овладеть, словом, значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.

    Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее и красочнее его устная и письменная речь. Обучая учащихся родному языку и совершенствуя их навыки владения языком, учитель, обязан:

а) вооружить учащихся знанием основных планов составляющих словарный состав якутского языка, дать навыки использования его в жизни;

б) максимально в пределах возрастных возможностей учащихся расширить их активный словарь;

в) научить использовать слова в наиболее точном значении.

          При организации работы над словарем, современная методика родного языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

1. Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для его будущей практической деятельности.

2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление учащихся с богатством словаря.

3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном родном языке.

4. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса родного языка, ведётся она во всех классах.

            Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий на уроках родной литературы в процессе изучения художественного произведения. На таких занятиях работа ведётся в первую очередь над словами, которые предполагают вводить в активный словарь ученика.

           Объяснение непонятных слов имеет большое значение. Не надо оставлять без внимания и понимания учащимися ни одного непонятного слова, встретившегося в книге, в учебнике или в беседе – одно из условий успешной работы учителя на занятиях по развитию речи и мышления учащихся.

           Объяснение непонятных слов должно быть доходчивым, по возможности простым по языку. Значение слов могут быть раскрыты путём:

а) показа предмета или изображения – наглядный метод;

б) введение слова в предложение или словосочетание, а также путём дописывания предложения;

в) сравнения и сопоставления;

г) справок в энциклопедических и толковых словарях и т.д.

Источником для накопления слова являются:

1. Чтение (художественной и научной литературы, газет и журналов);

2. Общение с окружающими;

3. Учебная трудовая деятельность учащихся: уроки, беседы, слово учителя

    и т. д;

4. Радио, кино, телевидение.

А сейчас я хочу показать иллюстрированный словарь якутского языка по программе 2 класс, которым я пользуюсь на уроках родного языка и литературы.

Таким образом, постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание и уместное употребление слов.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Доклад для ШМО "Работа со словарными словами на уроках русского языка и литературы"

Работа со словарными словами на уроках русского языка и литературного чтения....

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

Словарно-лексическая работа на уроках русского языка и литературы.

У каждого учителя свои секреты и находки. Я же для своей работы использую приём Душа слова. Работу по обогащению словаря младшего школьника я выстраиваю поэтапно. В основе моего опыта лежат идеи, мето...