Словарно-лексическая работа на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка по русскому языку

У каждого учителя свои секреты и находки. Я же для своей работы использую приём Душа слова. Работу по обогащению словаря младшего школьника я выстраиваю поэтапно. В основе моего опыта лежат идеи, методы и приемы В.А. Синицына, которые я почерпнула из его книги "Путь к слову"  .Предлагаю вашему вниманию пример, как можно помочь ребёнку раскрыть красоту и значение слова Нежность

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Братченко С.В. учитель начальных классов МАОУ СОШ № 46, г. Улан-Удэ Методическая система Словарно-лексическая работа на уроках русского языка и литературы как средство развития речи учащихся начальных классов

Слайд 2

«…Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости своего родного языка, слова». Николай Рерих

Слайд 3

Цели и задачи работы Цель Создание системы словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения Задачи - определить содержание и условия словарной работы - показать методику организации комплексной работы над лексемой - раскрыть основные приемы формирования орфографического навыка у учащихся в процессе работы над «трудными» словами - показать пути совершенствования речевого потенциала учащихся через обогащение их лексическими средствами .

Слайд 4

Условия эффективности работы Комплексная работа над словом Систематический лексический анализ языковой единицы Формирование орфографической грамотности через опору на элементы этимологического анализа Использование лексико-орфографических упражнений на каждом уроке русского языка

Слайд 5

Орфоэпический этап Произношение слова Правописание слова Фонетический разбор слова Орфоэпические диктанты Словарные диктанты зрительный творческий слуховой Орфография – правила написания слов и их форм. Орфоэпия – правило литературного произношения. Фонетика – звуковой состав языка.

Слайд 6

Этапы работы Орфоэпический Знакомство с этимологией и многозначностью слова. Лексико-семантический. Речевое творчество

Слайд 7

Значение слова Наглядное представление Описание предмета Логическое определение Парад синонимов Отрицательные определения . Перечисление объектов, которые называются этим словом Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений. Рене Декарт

Слайд 8

Нежность Слова-родственники Слово в литературе Творческая страничка Душа слова Тайны слова «Слова-друзья» « слова-неприятели» Слово в русском фольклоре

Слайд 16

Душа слова сладкое ласковое светлое солнечное доброе радостное приятное Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно, сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать, Призывом стать, и отзывом, и зовом. Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. мягкое Очень важно помнить, ребята, что слово способно, как и человек, радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Слово может быть добрым и злым. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Слово, как магнит притягивает к себе другие слова. Какие слова притягивает к себе слово « нежность»? нежность

Слайд 17

Знакомство с этимологией и многозначностью слова. Народ – властитель тайны слова И всех сокровищ языка, Им выткана его основа Для поколений на века. М. Комиссарова Тайны слова Происхождение слова Количество лексических значений

Слайд 18

В «Этимологическом словаре русского языка» Нежность . Образовано от «нега» - «радость, ласка», по своему происхождению, вероятно общеславянское.

Слайд 19

В «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля ! НЕЖИТЬ кого-либо , содержать в неге, в холе, в приволье; ухаживать за чем или за кем старательно; баловать кого, неговать. Говорить или оказывать нежности, выражая любовь свою, заботливую привязанность. НЕЖНЫЙ , тонкий, мягкий. На ребенке кожа нежнее. НЕЖНЫЙ – приятный по очертаниям, окраске, звучанию. НЕЖНЫЙ , слабый, хилый, требующий чтобы его нежили, не выносящий суровости. Нежное растение или животное, легко гибнущее, требующее заботы, ухода .

Слайд 20

Нежность – многозначное слово. 1. Нежное чувство, ласковость, мягкость в отношении к кому-либо, в обращении с кем-либо

Слайд 21

2.Нежный – мягкий, приятный на ощупь. Нежная кожа. Нежный пух. Нежность – многозначное слово.

Слайд 22

Нежность – многозначное слово. 3.Нежный – приятный по очертаниям, окраске, звучанию. Нежный аромат. Нежный голосок.

Слайд 23

4. Нежный – слабый, хрупкий, изнеженный. Такой, который требует бережного обращения; легко портящийся при хранении, перевозке. Нежность – многозначное слово.

Слайд 24

Слова-родственники. Слова, дружище, это - как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево! М. Горький.

Слайд 25

«Слова-друзья» и « Слова - неприятели» доброта любовь мягкость ласка забота резкость грубость чёрствость сухость Синонимы – слова или выражения, совпадающие или близкие по значению с другим словом или выражением Антонимы – слова противоположные по значению другому слову

Слайд 26

Слово в устойчивых выражениях. афоризмы пословицы поговорки ФОЛЬКЛОР пестушки частушки колыбельные

Слайд 27

Женщину украшает нежность / Лезгинская поговорка/ Нежная речь слаще меда. /Русская народная поговорка/ Нежные ручки всегда в отдыхе / Русская народная поговорка/ Нежное слово- что весенний цветок / Русская народная поговорка/

Слайд 28

М атеринские руки - воплощение нежности . Виктор Мари Гюго Т о, что тяжело переносится, с нежностью вспоминается. Томас Фуллер Л юбовь - это соревнование в заботе и нежности . Теодор Драйзер Т вое нежное сердце - не из камня. Альбий Тибулл

Слайд 29

Н ежными словами и добротой можно на волоске вести слона. Муслихаддин Саади Х отя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет. Лао-Цзы (Ли Эр) И стинный герой отличается простотою нравов и нежностью чувств в мирное время, мужеством и храбростью на брани и пламенной любовью к Отечеству. Федор Николаевич Глинка

Слайд 30

Мягкая подушка, теплая кровать.. Нежная милашка, ложись скорее спать! Сладкие сны, покой безмятежный, Все для тебя, милой и нежной!!! Колыбельная

Слайд 31

Отзвенел звоночек. Спать пора, цветочек. Солнышко уснуло, Тучка спать легла. И волшебная синяя птица Добрые сны тебе принесла. Мамочка нежно обнимет тебя. Засыпай моя деточка, радость моя! Колыбельная

Слайд 32

Потянись дружок, Повернись на бочок, На животик повернись, Нежно маме улыбнись. Я по спинке пройду, Хворобушку отведу, Расти ладненькая Да здоровенькая. Пестушки

Слайд 33

Мы пололи сорняки, Не боясь колючек. Среди нас, поверьте, нет Нежных белоручек. Частушки

Слайд 34

Валентиночку-сердечко Я Андрюшке подпишу Нежно в щёчку поцелую И открыточку вручу . В Валентинов светлый день обниму Иринку, Слово нежное шепну, Подарю картинку!

Слайд 35

«НЕЖНОСТЬ» в литературе «Мой венок» Юния «Мамочке» Наталья Майданик «Всё она» А. Барто «Волшебная сказка» Н. Абрамцева

Слайд 36

Мой венок Мой венок душист, приятен. Десять в нём серёжек мяты, Девять нежных васильков, Восемь ярких ноготков. Семь в нём праздничных ромашек, Шесть в нём светло-синих кашек, Пять красивых красных маков – Украшение венка. Колокольчика четыре – Ярко-голубых цветка. Клевера всего три штуки, Незабудок штуки две И весёлый огонёк. Вот какой я сплёл венок! Юния

Слайд 37

В День восьмого марта Мамочке любимой Подарю я солнца Лучик златогривый! Пусть коснется лучик Маминой головки, Поцелует в щечку Нежно и неловко! Через тучки прямо Лучик мой игривый Обогреет маму Золотистой гривой, Глазки защекочет, Весело играясь, И проснется мама, Солнцу улыбаясь! Наталья Майданик

Слайд 38

В сё она Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голyбит И заботится о вас, Hе смыкая ночью глаз? — «Мама доpогая». Колыбель кто вам качает, Кто вам песни напевает, Кто вам сказки говоpит И игpyшки вам даpит? — «Мама золотая». Если, дети, вы ленивы, Hепослyшны, шаловливы, Что бывает иногда, - Кто же слёзы льет тогда? — «Всё она, pодная». Агния Барто

Слайд 39

В доме переполох. Неприятность в доме. Почти беда. Заболела роза! Роза заболела! Та самая, что подарена маме на Новый год. В этом году Новый год снежный, морозный очень. Но розу для мамы все-таки удалось раздобыть-разыскать… Вечером, когда все сели за стол с новогодним пирогом, роза (она, конечно же, стояла в центре стола) собрала свои нежные лепестки в тугой комочек и... чихнула. Сначала все решили, что им показалось, но роза снова сжала лепестки и виновато чихнула. Тогда все замолчали, посмотрели на розу и ахнули: ее бледно-розовые лепестки стали ярко-красными. Конечно же, у розы поднялась высокая температура… Кто же помог выздороветь розе? Новогодняя ночь? Волшебное лекарство или …? Вам интересно? Тогда, ребята, прочитайте эту волшебную сказку , которую для Вас написала Н. Абрамцева. Волшебная сказка

Слайд 42

С истема работы В оображение и творчество О рганизация образовательного пространства О браз слова Л юбовь к родному языку, Слово



Предварительный просмотр:

ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА


В доме переполох. Неприятность в доме. Почти беда. Заболела роза! Роза заболела! Та самая, что подарена маме на Новый год. В этом году Новый год снежный, морозный очень. Но розу для мамы все-таки удалось раздобыть-разыскать.
Целый предновогодний день стояла прекрасная роза в узкой стеклянной вазе. И тем, кто любовался чудесной, необыкновенно красивой розой, становилось радостно, тепло и так легко, будто весь наступающий год ни у кого не случится ни одной самой маленькой неприятности.
Так было днем. А вечером роза заболела. Не веришь? Не веришь, что цветы могут болеть? Могут, к сожалению.  
Вечером, когда все сели за стол с новогодним пирогом, роза (она, конечно же. стояла в центре стола) собрала свои нежные лепестки в тугой комочек и... чихнула. Сначала все решили, что им показалось, но роза снова сжала лепестки и виновато чихнула. Тогда все замолчали, посмотрели на розу и ахнули: ее бледно-розовые лепестки стали ярко-красными. Конечно же, у розы поднялась высокая температура.
— Вирус,— уверенно сказала бабушка,— грипп.
— Сквозняк,— сказал папа,— простуда. А мама просто заплакала. Тогда маленькая мамина дочка упрямо заявила:
— Вылечим.
Еще была кошка. Она ничего не сказала. Кошкам не положено говорить при людях. Ничего она не сказала, но внимательно посмотрела на розу и о чем-то задумалась.
И вся семья стала думать, как вылечить розу.
Бабушка сказала:
— Например, я, моя бабушка и даже бабушка моей бабушки лечили любую простуду сухой горчицей.
— Бабушка!— охнули все.— Какая горчица?! Ведь роза — самое нежное создание на свете.
- Я предлагаю накапать в воду противогриппозных капель,— неуверенно высказался папа.— Может быть, роза прочихается, и все пройдет.
— Что ты говоришь?— всплеснула руками мама.— Ведь это все-таки цветок, ведь это — роза!
— Послушайте меня,— сказала мамина дочка,— сейчас праздничный вечер, все ботанические сады закрыты, а завтра утром мы найдем самого главного и доброго ботаника, и он вылечит нашу розу.
А роза все сжимала лепестки и тихонько чихала. Жалко стало розу, так жалко, что даже Новый год встречать не захотелось. Легла расстроенная семья спать.
А кошка? Ты помнишь, я говорила о задумчивой кошке? У кошки ночью самые дела. Нужно сказать, что все кошки немножко волшебницы. Так уж вышло. Наша кошка тоже была чуть-чуть волшебницей. Ночью, когда в доме стало тихо, светло от лунных лучей, кошка мягко вспрыгнула на стол и подошла к розе.
Кошка и роза заговорили на языке, который непонятен людям, но понятен всем растениям и животным.
— Милая роза,— спросила кошка,— скажи мне, почему ты заболела? И тогда я, может быть, сумею тебя вылечить.
— Ах, кошка,— ответила роза,— разве ты не знаешь, отчего болеют цветы? Ведь мы живем для того, чтобы нами восхищались.
— Разве тобой не восхищались?!
— Восхищались,— грустно чихнула роза.— Все, кроме одной маминой подруги. Она забежала на минуту, каждому сказала что-то хорошее. А меня... меня... даже не заметила...
— Вот оно что,— поняла кошка,— ты заболела оттого, что кто-то не заметил твоей красоты?
— Да,— ответила роза,— если кому-нибудь наша красота не приносит радости, мы, розы, заболеваем.
— Да,— кошка задумчиво покачала головой,— это серьезное заболевание, но тебе повезло: сегодня волшебная единственная новогодняя ночь. Сегодня я могу тебе помочь. Нужно взять несколько самых ярких лунных лучей, сплести из них крошечный мешочек, положить в него три самые красивые новогодние снежинки, сказать волшебные слова и опустить лунный мешочек в вазу, из которой ты пьешь воду. К утру ты непременно поправишься. Подожди меня.
Скоро кошка вернулась. Она принесла лунный мешочек с сияющими новогодними снежинками. Кошка запыхалась, ее зеленые глаза горели, она очень торопилась, ей очень хотелось помочь прекрасной розе.
— Ну вот,— сказала кошка,— это лекарство поможет. Она опустила сплетенный из лучиков мешочек со снежинками в стеклянную вазу и попрощалась с розой. Лунный мешочек тотчас растаял, и когда утром к розе подошли мама, папа, бабушка и дочка, они его, конечно, не увидели. Зато им сразу стало ясно, что роза поправилась. Она больше не чихала, а лепестки снова стали бледно-розовыми.
Вся семья долго гадала, что же помогло розе выздороветь, и в конце концов решили, что это не важно, важно, что роза здорова.
Но роза так не думала. Ей очень хотелось узнать, что же ее вылечило.
Новогодняя ночь? Волшебное лекарство? А может быть, то, что кошке так хотелось ей помочь?

Наталья Абрамцева



Предварительный просмотр:

Сказка о нежности.                                                                                       (Мария Скребцова)

Однажды утро, день и ночь поспорили, кто из них нежнее. Утро говорило:

– Я самое нежное. С моей нежной улыбки день начинается!

День утверждал:

– Самый нежный – тот, кто, как мать, всех кормит и поит. Днем все работают, я всех пою и кормлю, значит, я самый нежный!

Ночь была не согласна:

– А кто людям самые нежные сны дарит? Кто на небе звезды рассыпает? Разве вы не знаете, что сны и звезды делают сердце нежнее? Тогда, вспыхнув красками рассвета, утро снова говорило:

– Ты, ночь, слишком темная, а ты, день, слишком яркий! Мои же краски неуловимы и легки. Они самые нежные! Спорили они, спорили, да так ни к чему и не пришли.

Но тут в спор вмешалась маленькая девочка. Улыбаясь, она сказала:

– Не спорьте. Я так люблю всех вас! Твоя нежность, милое утро, каждый день наполняет мое сердце радостью. А ты, ночь, даришь мне чудесные сны и прекрасные звезды. Тогда я перестаю плакать, что на земле еще мало нежности!

Услышав слова девочки, утро сказало:

– Я знаю теперь, что на земле самое нежное – это сердце человека! А мы все лишь помогаем ему утром, днем и ночью сохранить в сердце прекрасный росток нежности!

День и ночь с радостью согласились с этим.

 



Предварительный просмотр:

Фея сновидений.

                                                      Е. Лазаренко 

Укладывая Танюшу спать, папа пожелал ей приятных снов.
Поцеловав папу, Танюша свернула, калачиком... и вдруг увидела Фею в серебристой одежде с лучиками солнышка над головой.
Она держала в руке волшебную палочку. Палочка переливалась перламутром, как раковинка, которую Таня находила не раз на берегу Черного моря, когда гуляла там с папой и мамой.
Фея прикоснулась волшебной палочкой к Таниной головке, и Таня почувствовала, что у нее выросли крылышки, как у ангела в сказке. Фея взяла Taню за руку, и девочка полетела вместе с ней над спящим городом раздавать людям и животным сны. Это была Фея Сновидений.
Где только Танюша с Феей не побывали за ночь, и Танюша устала, но ей было так радостно видеть нежные улыбки, которые появлялись на лицах детей и взрослых, стоило только Фее Сновидений прикоснуться к ним волшебной палочкой.
       Как только они вернулись домой, и Фея уложил Танюшу в кроватку, усталость сразу прошла. Даже спать не хотелось. Танечка открыла глазки, чтобы попрощаться с Феей Сновидений, и увидела ласковую и нежную маму. Мама улыбалась улыбкой Феи.
- Мамочка, — сказала Танюша, — где ты прячешь свою сверкающую одежду? Почему ты мне раньше никогда не показывала волшебную палочку?
Мама поцеловала Танюшу и прижала ее к груди:
- Солнышко мое, ты видела чудный сон.

Вопросы и задания к сказке: 
- Представьте, что к вам в гости пришла Фея сна, и пригласила вас в путешествие в волшебную страну нежных снов. Расскажите о своем путешествии.
- Были ли в вашей жизни случаи, когда чье-либо нежное слово помогало вам в трудную минуту? Произнесите с нежностью это слово.
- Попросите детей вспомнить все нежные имена, которыми их называют родители, и рассказать, что они при этом чувствуют.
- Попросите детей придумать нежные имена для своих родных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

«Формирование орфографического навыка на уроках русского языка и литературы»

       До сегодняшнего дня в нашей стране одним из «больших» мест нашей школы остается недостаточная грамотность учащихся, причина кроется не только в трудностях русск...

Развитие творческой активности детей на уроках русского языка и литературы

Выявление творческих способностей учащихся.Создание ситуаций успеха.Задания для развития творческого мышления учащихся....

Доклад для ШМО "Работа со словарными словами на уроках русского языка и литературы"

Работа со словарными словами на уроках русского языка и литературного чтения....

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Лексическая работа на уроках русского языка и литературы

Активизация словаря - одно из  важнейших направлений словарной работы на уроках. Работа со словом сложна и многообразна. Очень важно научить детей думать, наблюдать, читать и передавать мысль сло...

Словарная работа на уроках родного языка и литературы

Словарная работа на уроках родного языка и литературы...