Лексическая работа на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (3 класс)

Активизация словаря - одно из  важнейших направлений словарной работы на уроках. Работа со словом сложна и многообразна. Очень важно научить детей думать, наблюдать, читать и передавать мысль словом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_rabota_na_urokah.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения.

                                                                                                                      
 
К. С. Аксаков писал:"Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира". Воссоздание идёт всю жизнь. Активизация словаря - одно из  важнейших направлений словарной работы на уроках. Работа со словом сложна и многообразна. Очень важно научить детей думать, наблюдать, читать и передавать мысль словом. Нужно хорошо продумать систему словарной работы, суть которой в том, чтобы слово учащиеся правильно восприняли в тексте, вошло в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.

    В школьной практике используются различные приёмы ознакомления с новыми словами и их значениями, выяснение значения слова путём показа картинки или макета, уточнение значения слова по толковому словарю, подбор синонимов и антонимов, словообразовательный анализ, этимологический анализ или включение нового слова в словосочетание, предложение. Практика показала, что нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу, а ещё работу можно рационализировать. Суть рационализации в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность. Это достигается с помощью специальных приёмов обучения. Обучение грамоте - первая важная ступенька.В этот период необходимо обогатить речь учащихся.Вначале можно проанализировать тексты и иллюстрации, составить тематические словарики. Необходимо продумать систему упражнений по уточнению и обогащению словаря. Можно выбрать из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать. Новые слова осмысливаются через употребление их в предложении, рассказе. Слова известные порой раскрываются с неожиданной стороны, позволяя ребятам расширить свои речевые возможности. Приведу примеры некоторых заданий:
1. Знакомство с омонимами в игре. Анализ слов-омонимов можно начать с отгадывания загадки:
Щука ныряет.
Трава прилегает. (Коса)
Рассмотрев предметную картинку, дети узнают из каких частей состоит коса ( железный нож и деревянная рукоятка с небольшой перекладиной), какой формы каждая часть инструмента и для чего нужна коса.
Предлагаем детям такую загадку:
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь). Анализируя содержание загадки, особое внимание уделяем слову коса, которое сходно по звуко-буквенному составу с первым словом коса. Полезны упражнения по составлению предложений со словами - омонимами, а также определение их значений в словосочетаниях: острая коса, заплести косу, наточить косу, толстая коса.
2. Знакомство с антонимами и с синонимами.
Узнавание цветка по описанию.
У полевой дорожки,
У самого села,
Стоит на хрупкой ножке,
Она, как снег бела.(Ромашка).
 Нахождение в стихах слов, близких по значению(дорожки, тропинки).
Затерянный и одинокий,
Вблизи тропинки полевой,
Скрывалсян во ржи высокой-
Осколок неба голубой. (Василёк) 
Обогащаем словарный запас ребенка антонимами. Загадки в стихах:
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я зима.
Игра "Наоборот".Водящий называет слова, а учащиеся подбирают слова с противоположным значением.
Добрый-злой, трудолюбивый-ленивый, внимательный-рассеянный и тд.
Скажу я слово "высоко",
А ты ответишь...(низко).
Скажу я слово "далеко",
А ты ответишь ...(бдизко).
Скажу тебе я слово "трус"
Ответишь ты ...(храбрец).
Теперь "начало" я скажу,-
Ну, отвечай...(конец)!
3. Учим детей выделять общий признак в словах, развиваем умение обобщать. Игра "Третий лишний". Определить, какое слово лишнее и почему?
Голубой, красный, спелый.
Кабачок,огурец, лимон.
Пасмурно, ненастно, ясно.
Бежать, лететь, рисовать.
Боль, большой, больница.
Сосна, дерево, деревянный.
4.Учим подбирать однокоренные слова, обогащаем словарь.Прослушать стихотворение и назвать родственные слова.Упражнение можно выполнить в виде соревнования. Выиграет тот, кто набирает больше очков.
лес(лесок, лесной, лесник и тд.)
дерево(деревянный, древесина и тд.)
гриб(грибной, грибник, грибочек и тд.)
5.Развиваем фантазию и речевое творчество учащихся.Наиболее рациональными приёмами являются игры-путешествия, игры-импровизации: Путешествие в "Угадайку".Учим узнавать предметы по описанию."Что за птица?", "Кого я видел в зоопарке?", "Пропала собака. Какой породы?" и тд. Путешествие в "Вообразилию".Учим детей сочинять сказки, небылицы.Темы могут быть разные.
"Если бы я был волшебником...".
"Если бы я был художником...".
"Приключения Незнайки в стране вообразилии..." и тд.
Учим детей замечать нелогичные ситуации, объяснять их, развиваем внимание и память. Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, тот поднимает руку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.
Путешествие в "Сочиняйку". Учим ребят сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительной речью. Учитель начинает рассказывать истории про "весёлых человечков",зверюшек, а дети продолжают.
       Кошка и мышка.
  Встретились кошка и мышка. Мышка скорее юркнула в норку.
 Кошка захотела съесть мышку... (Как она станет выманивать мышку? Что ответит мышка?)
 Опыт показывает, что планомерное применение названных приёмов даёт возможность повысить эффектиность обучения. В игре часто и сложное становится доступным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая работа на уроках русского языка и чтения

Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом сложна и много...

Обобщение опыта на тему "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"

Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями.......

Лексическая работа на уроках русского языка и чтения

Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы, суть которой в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его...

Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения

Реферат на тему: "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"...

Лексическая работа на уроках русского языка.

Данная брошюра содержит хороший игровой и занимательный материал , подобранный специально для более глубокого изучения лексикологии слов на уроках русского языка, для прочного практического усво...

Лексическая работа на уроках русского языка в начальной школе. Использование фразеологизмов в речи обучающихся

В данном материале  представлена система работы над фразеологизмами в начальной школе. В документ вставлены скриншоты презентаций....

Словарно-лексическая работа на уроках русского языка и литературы.

У каждого учителя свои секреты и находки. Я же для своей работы использую приём Душа слова. Работу по обогащению словаря младшего школьника я выстраиваю поэтапно. В основе моего опыта лежат идеи, мето...