Читательская грамотность
рабочая программа по чтению (4 класс)

Кошкина Татьяна Ивановна

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Теоретические основы программы даются дозировано и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_chit.gram_.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Тбилисский район, ст.Тбилисская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

имени Юрия Антоновича Грановского

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета

протокол №_1

от   30 .08.2022   года

Председатель педсовета

_______А.М.Ковалёв

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Комплексная

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/по конкретным видам внеурочной деятельности)

«Читательская грамотность»

(4 класс)

Возраст обучающихся         10-11 лет

Составитель               Кошкина Т.И.

       Программа разработана на основе программы  внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).


 Планируемые результаты освоения курса

         Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

         Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

          Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

          Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий:самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по литературному чтению и др.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Читательская грамотность (занятия 1-17): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

1.Содержание научно-познавательного текста(занятия 1-16).

1.1 Старинная женская одежда парадная и повседневная-2ч.

– с помощью текста определять название женской одежды;

– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;

– объяснять значение слова;

– приводить примеры современной женской одежды.

1.2 Старинная женская обувь и головные уборы-2ч

– определять по описанию название старинной обуви;

– приводить примеры современного названия обуви;

– определять по описанию названия головных уборов;

– приводить примеры современных головных уборов.

1.3 Старинная мужская одежда парадная и повседневная-2ч

– с помощью текста определять название мужской одежды;

– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной мужской одежды;

– объяснять значение слова;

– приводить примеры современной мужской одежды.

1.4 Старинная мужская обувь и головные уборы-2ч

– определять по описанию название старинной обуви;

– приводить примеры современного названия обуви;

– Определять лексическое значение слова;

– составлять план, используя слова из текста;

– объяснять значения слов;

– определять по описанию названия головных уборов;

– приводить примеры современных головных уборов.

1.5 Жилище крестьянской семьи на Руси-4ч

– определять лексическое значение слова с помощью словаря;

– рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;

– отвечать на вопросы по тексту;

– рассуждать, давать определение слова;

– называть элементы оформления избы.

1.6 История посуды и сувениров на Руси-3ч

– определять лексическое значение слова с помо-щью словаря;

– соотносить рисунок и его название;

– работать с толковым словарём;

– рассуждать и записывать ответ на вопрос;

– записывать ответ на вопрос по его началу;

– определять части предмета, называть их;

– определять порядок предложений в тексте;

– дополнять текст по заданному условию.

1.7 Какие деньги были раньше на Руси-1ч

– определять лексическое значение слова с помощью Википедии;

– называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос;

– определять тему текста;

– составлять план текста;

– находить информацию в Интернете;

– записывать названия монет в порядке их возрастания;

– указывать названия современных денег.

2.Творческая работа-1ч

2.1 Творческое задание по выбору из перечисленных тем-1ч

– выбрать тему для творческой работы;

– выполнять творческую работу;

– представлять классу творческую работу.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»

1

Старинная женская одежда (парадная)

Содержание научно-познавательного текста.

– определять лексическое значение слова;

– озаглавливать текст;

– определять тему;

– определять главную мысль;

– составлять план в виде вопросов;

– с помощью текста определять название женской одежды;

– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;

– объяснять значение слова;

– приводить примеры современной женской одежды.

2

Старинная жен-ская одежда

(повседневная)

Содержание науч-но-познавательного текста.

3

Старинная жен-ская обувь

Содержание науч-но-познавательного текста.

– определять лексическое значение слова;

– составлять план, используя слова из текста;

– объяснять значения слов;

– определять по описанию название старинной обуви;

– приводить примеры современного названия обуви.

4

Старинные женские головные уборы

Содержание научно-познавательного текста.

– определять лексическое значение слова;

 составлять план, используя слова из текста;

– объяснять значения слов;

– определять по описанию названия головных уборов;

– приводить примеры современных головных уборов.

5

Старинная мужская одежда (парадная)

Содержание научно-познавательного текста.

– определять лексическое значение слова с помощью словаря;

– отвечать на вопросы по тексту;

– вписывать пропущенные слова в текст;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– объяснять значение слова;

– оформлять план текста;

– определять с помощью описания название предмета.

– с помощью текста определять название мужской одежды;

– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной мужской одежды;

– объяснять значение слова;

– приводить примеры современной мужской одежды.

6

Старинная муж-ская одежда

(повседневная)

Содержание науч-но-познавательного текста.

7

Старинная муж-ская обувь

Содержание науч-но-познавательного текста.

– определять лексическое значение слова;

– составлять план, используя слова из текста;

– объяснять значения слов;

– определять по описанию название старинной обу-ви;

– приводить примеры современного названия обуви

8

Старинные мужские головные уборы

Содержание науч-но-познавательного текста.

– определять лексическое значение слова;

– составлять план, используя слова из текста;

– объяснять значения слов;

– определять по описанию названия головных убо-ров;

– приводить примеры современных головных уборов.

9

Жилище крестьянской семьи на Руси

Содержание научно-познавательного текста.

– определять лексическое значение слова с помощью словаря;

– рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;

– отвечать на вопросы по тексту;

– рассуждать, давать определение слова;

– называть элементы оформления избы.

10

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

Содержание научно-познавательного текста.

– определять лексическое значение слова с помощью словаря;

– письменно отвечать на вопросы;

– называть предметы печной утвари;

– работать с толковым словарём;

– работать с толкованием слова;

– рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;

– соотносить описание предметов с их рисунками;

– описывать назначение предметов;

– составлять обобщающий план.

11

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

Содержание научно-познавательного текста.

12

Основные типы крестьянских дворов и изб

Содержание науч-но-познавательного текста.

13

История посуды на Руси

Содержание научно-познавательного текста.

– определять лексическое значение слова с помощью словаря;

– соотносить рисунок и его название;

– работать с толковым словарём;

– рассуждать и записывать ответ на вопрос;

– записывать ответ на вопрос по его началу;

– определять части предмета, называть их;

– определять порядок предложений в тексте;

– дополнять текст по заданному условию.

14

Какие сувениры первыми появились на Руси

Содержание науч-но-познавательного текста.

15.

Какие сувениры сохранили свою ценность в наше время

Содержание научно-познавательного текста.

16

Какие деньги были раньше на Руси

Содержание научно-познавательного текста.

– определять лексическое значение слова с помощью Википедии;

– называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос;

– определять тему текста;

– составлять план текста;

– находить информацию в Интернете;

– записывать названия монет в порядке их возрастания;

– указывать названия современных денег.

Творческое занятие

17

Творческая работа

По выбору.

– выбрать тему для творческой работы;

– выполнять творческую работу;

– представлять классу творческую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/

Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...