Технологическая карта урока литературного чтения Б.Житков " Храбрый утенок"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ртищева Наталья Николаевна

Разработка урока литературного чтения с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Б. Житков «Храбрый утёнок»

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, раздаточный материал.

Цель: познакомить детей с творчеством Бориса Степановича Житкова.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с новым произведением;

способствовать формированию у  обучающихся целостного представления об основной идее произведений;

организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;

организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

Развивающие:

содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать;  содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Воспитательные:

содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива.

Знания: познакомятся с содержанием произведения Б. Житкова «Храбрый утёнок».

Умения: научатся работать с ключевыми словами, прогнозировать содержание текста,  самостоятельно работать с информацией о биографии автора, определять значения слов, характеризовать героев.


Универсальные учебные действия:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого

и исследовательского характера; осуществлять смысловое чтения..

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность эмоционально - нравственную отзывчивость.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

  - Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

Настраиваются на работу

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

II. Речевая разминка Цель: тренировка  подвижности речевого аппарата, развитие выразительного чтения.

Проведём речевую разминку.

- Прочитайте по слогам.

- Прочитайте с удивлением.

- Прочитайте весело.

- Прочитайте сердито.

 а)  Чистоговорки

За-са-за – это стрекоза.

За-са-за – летит стрекоза.

Зы-сы-зы – крылья есть у стрекозы.

Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой.

Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу.

б) Интонирование. Логическое ударение

Уточка-вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.

III. Определение  целей урока

- Представьте себе, что вы стали учителями. Какие цели урока вы поставили бы сегодня?

1.Продолжить знакомство с произведениями о животных.

2.Узнаем о творчестве ещё одного писателя.

3.Будем учиться:

- читать выразительно, без ошибок;

- делить текст на части;

- пересказывать текст.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

операция анализа, сравнения.

Коммуникативные:

отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию.

IV. Проверка домашнего задания.

- Произведения, какого раздела мы читаем?

- Кто герои этих произведений?

- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке?

- Кто автор?

- Какое задание выполняли дома?

- «О братьях наших меньших».

- Животные.

- «Страшный рассказ».

- Е. Чарушин.

- Подготовить чтение по ролям

(дети оценивают себя и других)

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Личностные:

проявляют интерес
к учебной деятельности

V. Физминутка для глаз.

VI. Работа по теме урока.

1.Введение в тему.

Нужно разгадать ребусы. Работаем в парах

1)SCSTSESКSОSЗSАS

2)2У2Т2Я2Т2А2

- Как вы думаете, почему именно эти слова нам нужны сегодня?

- Прочитайте название рассказа (стр. 139)

- Подумайте, какие события могут в нём развиваться? 

- Проверим ваши  предположения,  когда познакомимся с  рассказом Бориса Степановича Житкова “Храбрый  утенок”

Биография Б.Житкова

1.Выставка книг Б. Житкова.

Борис Степанович Житков /портрет/родился 11 сентября 1882 года в Новгороде ,в семье преподавателя математики и пианистки.  Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, захотел рассказать другим. Он стал писателем.

Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди.

(Оценивает учитель)

- Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/, а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке. 

Отгадывают загадки:

Утёнок, стрекоза.

- Будем читать о них рассказ.

«Храбрый утёнок».

Рассказывают подготовленные дети

Личностные:

проявляют интерес
к учебной деятельности

Регулятивные:

прогнозирование,

принимать и сохранять учебную цель и задачу;  дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные:

осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого
и исследовательского характера.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию;

проявлять активность в коллективной деятельности;

умение выслушать высказывания товарищей.

2.Первичное знакомство.

- Итак, наши герои - стрекоза и утенок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними.

4.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.

Верны ли были ваши предположения?

б) Определение жанра произведения.

- Попробуйте определить жанр этого произведения.

(предположения детей)

- Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (герои наделены речью)

- Что  могло произойти  в обычной жизни? (хозяйка выносит утятам корм, они его едят,… )

- Это рассказ с элементами сказки.

в) Тест

А теперь проверим .как вы поняли содержание текста.

1) Хозяйка выносила утятам каждое утро немного еды.

 2) Утята боялись, что стрекоза их перекусает.

 3) Хозяйка знала, что утята ложились спать голодные.

  4) Утенок Алеша схватил стрекозу клювом за крыло.

  5) Стрекоза больше не прилетала.

г) Взаимопроверка по эталону.

Выставление отметок

1)-  2)+ 3)- 4)+ 5)+

Дети слушают рассказ (аудио) Красочные  иллюстрации утят и стрекозы  вывешиваются на доске.

3. Словарная работа.

- Но для начала  я предлагаю вам обратить внимание на незнакомые  или непонятные  слова в тексте. Попробуем  объяснить  значение этих слов  вместе с вами.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.
Рубленые яйца – мелко нарезанные.
Храбрец – смелый человек.
Стрекотала - резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
Поломанным – место повреждения.
Наедались - быть сытым.

Дети дают определение словам.

Подбирают синонимы к слову «храбрец»

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

умение выслушать высказывания товарищей.

4. Работа с текстом во время чтения: стадия осмысления. Первичное чтение произведения Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.

Чтение вслух.Выделение смысловых частей.

Составление картинного плана

. Составление картинного  плана.

Хозяйка кормит утят.

Утята боятся стрекозы.

Нетронутая еда.

Смелое обещание утенка.

Алеша прогоняет стрекозу

Довольные утята.

- Для чего нужен план? (чтобы было легче пересказать текст)

На доске.

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать содержание информации.

Коммуникативные:

умение выслушать высказывания товарищей.

Личностные:

проявляют интерес к учебной деятельности

VII. Физминутка

Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась.

Потянулась, улыбнулась.                                                                  

Раз – росой умылась.                                                                        

Два – изящно покружилась

Три – шагнула и присела,

На четыре – полетела

У реки остановилась -

Над водою закружилась.

3.Закрепление. Работа с разрезными картинками к сказке. Составление картинного плана.

Работа в парах.

- Разложите картинки в нужной последовательности.

1.С чего начинается рассказ?          
2.Почему утята не ели?
3.Как вели себя утята?
4.Чему удивлялась хозяйка?
5.Кто к ним приходит в гости?
6.Чем заканчивается рассказ?

Проверка на доске.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей, проявлять активность в коллективной деятельности

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Познавательные:

выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

XIII. Подведение итогов урока.

- С каким  произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Кто его автор?

- Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?

- Какова основная мысль произведения?

-  Можно ли  назвать   рассказ  Б. Житкова сказкой? Докажите.

Отвечают на вопросы.

Утята разговаривают.

 Личностные:

проявляют интерес
к учебной деятельности.

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные:  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

IX. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

- Что вам особенно удалось? За что вы похвалили бы себя?

- Что для вас оказалось трудным и надо ещё поработать над этим?

Выберите утенка  нужного цвета и  пустите его в озеро:

- если всё удалось – Желтый утенок;

- если надо над чем-то поработать – Зеленый утенок;

- если было трудно – Красный утенок.

Рефлексируют.

   «Озеро знаний»                                                          

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Регулятивные

начальный уровень сформированности  умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные:  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

X/Домашнее задание.

На выбор.

Подготовить пересказ сказки:

- от имени автора;

- от имени утят;

- от имени стрекозы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения во 2 в классе Б.Житков «Храбрый утенок» Учитель : Ртищева Н.Н.

Слайд 2

Душу, и сердце в работу вложи. Каждой секундой в труде дорожи!

Слайд 3

За-са-за – это стрекоза. За-са-за – летит стрекоза. Зы-сы-зы – крылья есть у стрекозы. Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой. Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу.

Слайд 4

Уточка-вертихвостка Ныряла да выныривала, Выныривала да ныряла.

Слайд 10

Хозяйка – женщина, хорошо ведущая домашнее хозяйство. Рубленые яйца – мелко нарезанные. Храбрец – смелый человек. Хвастун – хвастает, что любого поборет. Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск. Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности. Поломанным – место повреждения. Наедались - быть сытым.

Слайд 11

Хозяйка кормит утят .

Слайд 12

Утята боятся стрекозы .

Слайд 13

Удивление хозяйки .

Слайд 14

Разговор Алеши с утятами.

Слайд 15

Алеша прогоняет стрекозу

Слайд 16

Довольные утята .

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в РВГ по литературному чтению 2-4 класс. Тема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок» Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок.

Открытый урок по предмету «Литературное чтение»  2- 4 классТема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок»Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок....

Урок литературного чтения во 2 классе. Б. Житков "Храбрый утенок"

Разработка урока по ФГОС с применением технологии кртитического мышления. Конспект урока - технологическая карта, в которой на каждом этапе урока прописаны формируемые УУД,  содержание деятельнос...

Конспект урока по литературному чтению Б. Житков " Храбрый утенок" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе .Цели  урока : знакомство с новым произведением,организация  деятельности  учащихся по планированию совместно с учителем ,создание...

Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС

Технологическая карты урока литературного чтения во 2 классе по теме "Б.Житков "Храбрый утенок", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...

Открытый урок литературного чтения Б.Житков "Храбрый утенок"

Данный урок непосредственно продолжает раздел литературного чтения, раскрывает его содержательную сторону....