Конспект урока по литературному чтению Б. Житков " Храбрый утенок" 2 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Апрышкина Ирина Николаевна

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе .Цели  урока : знакомство с новым произведением,организация  деятельности  учащихся по планированию совместно с учителем ,создание  условий для формирования вырзительного чтения.

В рамках урока,формируемые УУД:вступать в общение, выражать свою точку зрения,ориетироваться в произведении, аргументировать свои высказывания.На уроке использованы разные виды деятельности, методы и формы работы( индивидуальная и групповая, работа в парах)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_novyy_urok_po_liter_cht_2_klass.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Камышевская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок по литературному чтению

2 класс УМК Гармония

 Тема: Б.Житков « Храбрый утенок»

Учитель: Апрышкина И.Н.

Цель урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с новым произведением,

-способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,

-организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,

-организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

развивающие:

-содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: про себя, вслух;

-создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

-помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

воспитывающие:

-содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;

-способствовать сплочению классного коллектива;

-содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;

-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Предметные умения:

Совершенствовать технику чтения. Совершенствовать поисковый способ чтения.Озаглавливать текст.Озаглавливать иллюстрацию.Соотносить иллюстрацию с текстом.Ориентироваться в книгах. Пользоваться оглавлением. Определять жанр.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Личностные УУД: Формировать нравственно-этические ориентиры

Регулятивные УУД: Контролировать себя при чтении

Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения. Ориентироваться в оглавлении учебника. Анализировать произведение с точки зрения его жанровой специфики. Анализировать произведение с целью его озаглавливания.

Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Аргументировать высказывания.

Оборудование:

компьютер, портрет писателя Б. Житкова;компьютер, проектор,смартовская доска.

картинки на доске, выставка книг;

рабочие тетради.

I. Оргмомент

   Начинаем ровно в срок

   Наш любимейший урок.

   Дружно за руки возьмёмся

   И друг другу улыбнёмся.

  Пусть сегодня для нас всех

        На урок придёт успех!

- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

II. Речевая разминка  слайд2

У пруда утёнок – крошка

В страхе кличет утку – мать:

- Ой, боюсь!

Укусит мошка,

Помоги мне убежать!

II. Проверка домашнего задания

-Какое дом. задание у вас было?Прочитать и пересказать сказку « Добрая хозяюшка» и творческое задание – Нарисовать своего любимого питомца!

  1. Краткий пересказ

- Помогите установить порядок в сказке……( слайд 3 )

  1. Вопросы:

-.Действительно ли девочка –добрая хозяюшка?

 -.Что сказал о девочке щенок?

Давайте отправимся в нашу  галлерею.-Какие рисунки у вас получились? (выставка рисунков) По вашим творческим работам видно как вы любите своих питомцев .Получились замечательные рисунки!

III. Постановка учебной задачи

-Ребята как думаете, чем будем заниматься на уроке чтения(читать выразительно, познакомимся с новым произведением и героями.

IV.Изучение нового материала

Знакомство с творчеством писателя Б.С. Житкова (слайд 4)

(подготовленный ученик рассказывает биографию писателя)

Борис Степанович Житков родился 11 сентября в Новгороде, в семье преподавателя математики и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание. Учился в одесской гимназии и был одноклассником К.И.Чуковского. по образованию биолог и химик, инженер кораблестроитель. Работал юнгой , штурманом, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом – изучением рыб. Преподавал черчение и физику. Знал много языков.
Знал он, казалось, решительно все. Ремесла, инструменты, звезды, реки, озера, животных, насекомых. Что и как делается, где что происходит…»

Житков много ездил по России и другим странам. Обо всем, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем.

Борис Степанович сам был мужественный человек, и писать любил про смелых и мужественных людей. Красный командир, остановивший бешеных лошадей, доктор, который спешил к больной девочке, пожарник, вынесший из огня мальчика – все это отважные и умелые люди. Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат на помощь друг другу люди.

( Демонстрируем слайды:  портрет писателя, выставка книг писателя)

Дополнение учителя о писателе

Слайд 5

Книги писателя захватывают.. Несколько поколений воспитывалось на книгах Бориса Степановича Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

VФизминутка для глаз

VI..Постановка цели урока

Какая цель  сегодняшнего урока :

(- познакомимся с новым произведением Б.С.Житкова)

Какие задачи вы поставите перед собой?
 (- Читать целыми словами, громко, четко, выразительно, понимать прочитанное;

Делить текст на смысловые части, озаглавливать их;
 составлять картинный  план пересказа.)
И сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Б.С.Житкова .

-Угадайте какие герои  будут сопровождать нас на уроке?Угадайте, кто они?

а) Загадка.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза

Кто же это? (стрекоза) 

- Что вы знаете о ней?

Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

б) Кто же второй герой? 

Загадка.

Удивительный ребенок

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

Почему сказали утенок?

Как он появляется на свет?

Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)

А вам приходилось кормить и ухаживать за утятами или цыплятами?

VII.Физминутка ( танец маленьких утят)слайд 6

Итак, наши герои - стрекоза и утенок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

VII.Работа с текстом( Первичное восприятие текста)

Прежде чем прочитать новое произведение Б. Житкова, я предлагаю вам обратить внимание на слова . Они встретятся в тексте.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.

Рубленые яйца – мелко нарублены.

Храбрец – смелый человек.


Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.

Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.

Поломанным – место повреждения.

Наедались - быть сытым.

Сейчас поупражняемся в чтении слов , которые встретятся в рассказе Житкова ………

Слайд 6  ,7 .Прочитайте по слогам, затем целыми словами

руб-ле-ных - рубленых

стре-ко-та-ли - стрекотали

рас-ска-за-ли - рассказали

ис-пу-га-ешь-ся - испугаешься

за-жуж-жа-ла -зажужжала

по-ло-ман-ным –поломанным

VIII. Первичное чтение(с текстом)

Чтение уч-ся и учителем.

IX. Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа

-. А какое название оно имеет?

Поделитесь своими впечатлениями.

А можно назвать произведение «Хвастливый утенок»? Как вы считаете, «Храбрый утенок» - это сказка или рассказ? Почему?

 Понравилось произведение?

- О чём оно?

- Как хозяйка кормила утят?

- Почему утята не ели? Кого они боялись?

- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

- Кто пришёл в гости к утятам?

X.. Составление картинного плана

Проблемная ситуация

(Что такое план? Для чего его составляют)

План - это самое краткое изложение текста

Ни строительство дома, ни путь капитана,

Не получатся, если их делать без плана.

Будь как строитель и как капитан:

Готовишься к делу – обдумывай план!

(учащиеся с помощью картинок составляют устный план)

(картинки на столе у учителя)

- Давайте нарисуем иллюстрацию к каждому эпизоду рассказа.

- С чего начинается рассказ? ХОЗЯЙКА КОРМИТ СВОИХ УТЯТ

- Какую иллюстрацию можно нарисовать к этому эпизоду? ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

СЛАЙД

- А вот как изобразил этот эпизод художник.

- Почему утята не ели? БОЯЛИСЬ СТРЕКОЗЫ

- Как они себя вели? Что можно нарисовать? БОЯЛИСЬ И ПРЯТАЛИСЬ В ТРАВЕ

СЛАЙД

- А вот как изобразил этот эпизод художник.

- Чему удивлялась хозяйка? Какую иллюстрацию нарисуем?

СЛАЙД

- А вот как изобразил этот эпизод художник.

- Кто к ним приходит в гости? Какую иллюстрацию нарисуем? РАЗГОВОР АЛЁШИ С УТЯТАМИ

СЛАЙД

- А вот как изобразил этот эпизод художник.

- Какой следующий эпизод? АЛЁША ПРОГОНЯЕТ СТРЕКОЗУ

- Как мы это изобразим?

СЛАЙД

- А вот как изобразил этот эпизод художник.

- Чем заканчивается рассказ? Что можно нарисовать к этому эпизоду? ДОВОЛЬНЫЕ УТЯТА КУШАЮТ И УГОЩАЮТ АЛЁШУ

XI. Рефлексия 

-Что вы узнали на уроке?

-За что вы похвалили бы себя?

-Что вам особенно удалось?

XII.Подведение итогов.

 С какой новой сказкой вы познакомились на этом уроке?

  Какую пословицу можно соотнести с этой сказкой?

 У страха глаза велики.

Друзья познаются в беде.

Кончил дело - гуляй смело.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.


XIII,Домашнее задание .Творческая работа учащихся

Нарисуйте свои иллюстрации к сказке. Для этого разделите лист на несколько частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих  по программе "Школа XXI века"....

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект урока по литературному чтению в 1-ом классе на тему: "В.А. Осеева "Печенье""

Цель урока познакомить с новым произведением В.А. Осеевой "Печенье"; развивать речь; отрабатывать навык выразительного чтения; воспитывать доброе, уважительное отношение к родным и близким людям....