Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Детство моё, постой!" Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чурекова Дарья Алексеевна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения сказки «Чудо» С. Г. Козлова

Задачи:

Дидактические:

1) дать понятие о сказке как о литературном жанре;

  2) познакомить обучающихся с произведением С.Г Козлова «Чудо»;

  3) учить делить текст  на части;

  4) учить пересказывать.

  Развивающие:

  1) развивать мышление: умение рассуждать, анализировать и делать выводы в ходе чтения и анализа;

  2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

  2) развивать умение проводить взаимооценку.

  Планируемые результаты:

  Предметные:

1) учиться делить текст на части;

  2) учить пересказывать по частям.

  Личностные:

  1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

  2) формировать способность к оценке своих действий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

  Дата: 5.05.2023

  Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей № 148 г.     Челябинска»

  Класс: 4 Б

  Урок: 2

  Время: 14:25-15:00  Кабинет: 222

    Студент: Чурекова Д. А.

    Группа: 35

    Учитель: Трашкова Е.В

     Методист: Кошкарова Л.С

        

Тема урока: «Детство моё, постой!»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения сказки «Чудо» С. Г. Козлова

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) дать понятие о сказке как о литературном жанре;

  2) познакомить обучающихся с произведением С.Г Козлова «Чудо»;

3) учить делить текст  на части;

4) учить пересказывать.

Предметные:

  1. 1) учиться делить текст на части;
  2. 2) учить пересказывать по частям.

Развивающие:

  1. развивать мышление: умение рассуждать, анализировать и делать выводы в ходе чтения и анализа;
  2. развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

  1. устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;
  2. формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

  1. воспитывать самостоятельность в определении деятельности;
  2. развивать умение проводить взаимооценку.

УМК:  Учебник Е.И. Матвеева «Литературное чтение», 4 класс, 2 часть (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова- тельная цель этапа урока

Формы организации учеб.

деятельност и, методы и приемы, формы

контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося, ответы

Планируемые метапредметные

результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопре деление к деятельно сти

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Форма работы: Ф

Словесный:

беседа

Форма контроля:

внешний,

самоконтроль

Приветствует учеников

- Добрый день, ребята! Меня зовут Элиза Рафисовна и урок литературного чтения у вас проведу я.

-Ребята, обратите внимание на наше одинокое дерево (на доске прикреплено дерево без листьев). У каждого из вас есть листочки разного цвета (лежат на парте). Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

После того, как ребята прикрепили листочки:

- Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист - желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Голубой – будут настойчивы.

-Дерево покрылось листвой, с помощью вас оно окрасилось в разные цвета.

-Красота дерева завесила от вас, ваших стремлений и ожиданий.

-А красота выполненной работы сегодня на уроке будет зависеть от вас?

-Надеюсь, что вы приложите максимум старания, фантазии при выполнении работы. Желаю вам всем получить пятёрки сегодня на уроке! Итак.. За дело!

 

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

УУПД:

осознание

речевого высказывания в устной форме; УУКД:

планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

УУРД: умение

оперативного включения в урок;

Слайд 1

Актуализ ация знаний и мотиваци я (3-4

мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма работы: Ф, И, П

Словесный: Беседа, опрос Практическ ий: Выполнение задания

Форма контроля: внешний, самоконтроль

Речевая разминка

- А сейчас, давайте подготовим наши голосовые связки и артикуляционный аппарат.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Даже белой не была.

- Для начала читаем первые две строчки все вместе. Теперь первый ряд читает остальные слушают, сейчас второй читают, затем третий ряд.

Затем читаем третью, четвертые строчки, также сначала вместе, первый ряд, второй ряд, третий.

- А теперь соединяем всё вместе и  читаем. Хором, потом первый ряд, второй и третий, внимательно смотрите на меня.

- У вас на парте лежат критерии самооценивания. В течение урока вы будете его заполнять. Весёлый смайлик будет означать, что вам всё понятно и вы справились. Задумчивый смайлик, у вас всё хорошо, но есть некие трудности. Грустный смайлик у вас ничего не получается совсем. Не забудьте поставить знак «+» в ваших критериях, оцените как себя как вы поработали со скороговоркой. Итак, приступим.

Актуализируют знания

Отвечают на вопросы.

УУПД: работать

по предложенному плану;

УУКД:

планирование учебного сотрудничества;

УУРД:

выработать учебную мотивацию;

Слайд 2

Слайд 3

Постанов ка учебной задачи (3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма работы: Ф

Словесный:

Беседа

Форма контроля:

внешний

- Какие жанры литературы вы знаете?

- Посмотрите на слайд, здесь зашифровано слово. Подумайте какое это слово.

- Итак, с каким жанром мы будем работать?

- Не забывайте про критерии.

- Откройте учебник на странице 7. Прочитайте название произведения и его автора.

- Как думаете о чём сказка?

- Предположите тему урока.

- Какая цель у нас будет?

- Составим задачи урока, посмотрите на слайд.

Узнаем….

Прочитаем….

Научимся….

- Отлично! Молодцы. Поставьте знак в критерии, оцените свою работу. Перед произведением наверху у вас есть вопрос. Что для тебя чудо? В каких произведениях тебе доводилось встречаться с ними?

- Рассказ, стихотворение, басня.

- Сказка

- С.Г Козлов «Чудо»

- Познакомиться с произведением С.Г Козлова «Чудо».

-Узнаем чем отличаются авторские произведения от русских сказок.

-Прочитаем произведение С.Г Козлова «Чудо»

- Рассказывать сказку.

УУПД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;

УУКД: выражение своих мыслей;

УУРД: постановка

учебной задачи;

Слайд 4

"Открыти е" детьми нового знания (15 мин)

Построение детьми нового способа действий и формировани е способности к его выполнению

Форма работы: Ф,И, П

Словесный:

Беседа, опрос

Наглядный: Презентация, доска, учебник

Формы контроля: внутренний

1. Первичное знакомство с рассказом.

- Сейчас мы с вами прослушаем произведение. Перед тем как слушать прочитайте вопрос «С каким чувством проснулся Медвежонок?».

Слушают аудиосказку.

- Ответим на наш вопрос.

- Сейчас вы читаете самостоятельно про себя.

- Посмотрите на слайд, внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них. Вы рассуждаете в парах. У вас 3 минуты.

- Не забывайте про критерии.

 

Слушают.

Отвечают на вопросы.

УУПД: работать

по предложенному плану,

сравнение, осознанное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждени, доказательств;

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Первично е закреплен ие

(4 мин)

Усвоение нового способа действий

Форма работы: И, Ф, П

Словесный: Беседа, опрос Наглядный: Учебник

Форма контроля: внутреннийвнешний

- Следующее задание. Вам нужно разделить текст на части, озаглавить, прочитать её и пересказать. 1  1 часть. Встреча с белкой.

2 часть. Щебетание птиц.

3 часть. «Может это и есть чудо?»

4 часть. Настоящее чудо.

- Молодцы!

- А сейчас нужно подготовить пересказ. На партах у вас лежат критерии оценивания:

1. Передать содержание

2. Рассказать выразительно

3. Передать авторское отношение к главному герою.

(критерии)

 

Работают вместе с учителем.

УУПД: проводить

анализ и структурировать полученные знания;

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

УУРД: осознание качества усвоения;

Динамическая пауза

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – присесть и сразу встать.

А когда скажу я «семь» -

На места садиться всем!

Самостоя тельная работа с самопров еркой

(5 мин)

Интериориза ция нового способа действий, индивидуаль ная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма работы: И

Словесный Беседа Практическ ий:

Задание

Форма контроля: Внутренний, взаимоконтр оль

- Сейчас будет самостоятельная работа.

На столе у вас листочки, тест и листки для ответа.

Тест.

  1. Что увидел Медвежонок, когда проснулся?

А. заячьи следы на снегу

Б. как за окном идёт снег

В. солнечные зайцы на снегу

   2. Какие герои были в произведении?

А. медвежонок, белка, поросенок, ёжик

Б. белка, заяц, ёжик, поросёнок

В. ёжик, белка, лиса, медвежонок

    3. Кого Медвежонок встретил первым?

А. ёжика

Б. белку

В. поросёнка

    4. Что делал Медвежонок, когда Ёжик что-то говорил?

А. перебивал его

Б. не слушал его

В. слушал и ждал чуда

     5. когда медвежонок понял, что чудо было на самом деле?

А. на следующее утро

Б. когда совсем стемнело, что весь этот солнечный день и был настоящим мгновенным чудом.

-Время вышло. Поменяйтесь с соседом парте листочками. Ответы сейчас будут на слайде.

Критерии оценивания:

0 ошибок – отметка «5»

1 ошибка – отметка «4»

2-3 ошибки – отметка «3»

Больше 3 ошибок – отметка «2

Ответы:

1-в

2-а

3-б

4-в

5-б

УУПД:

структурировать полученные знания; выполнение действий по алгоритму;

УУКД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

УУРД: осознание качества усвоения; контроль,

коррекция, оценка;

Включен ие в систему знаний, повторен ие

(8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма работы: Ф, И

Словесный: Беседа Практическ ий:

задание

Форма контроля:

внешний,

самоконтроль

- На партах у вас листочек с таблицей. Нам нужно доказать, что русская народная сказка отличается от авторской.

Русская сказка

Авторская сказка

Чудеса

Совершаются

Чудо-сама жизнь

Герои

Разговаривают

Имеют чувства( думают, разговаривают)

Сюжет

Быстро развивается

Быстро развиваются

Композиция

Состоит из отдельных частей

Состоит из отдельных частей

Отличаются ли сказки между собой?

УУПД: работать

по алгоритму, проводить анализ и структурировать полученные

знания;

УУКД: в парах строить действия по достижению общей цели;УУРД: осознание качества усвоения знаний;

Учебник

Рефлекси я деятельно сти

(5 мин)

Самооценка результатов деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма работы: Ф

Группа словесных методов: Беседа

Форма контроля: внутренний

Подводит итоги урока

- Какая тема урока была?

-Какая цель была у нас?

- Все ли планы мы с вами выполнили?

 - Наш урок подходит к концу.

Поднимите зелёные карандаши если у вас всё получилось и вы освоили новую тему. Жёлтый карандаш если у вас возникали трудности. Красный карандаш если не справились.

- Спасибо за урок!

Подводят итоги уроков

УУПД: контроль и

оценка процесса и результатов деятельности;

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса;

УУРД: оценка результатов работы;

Слайд 14

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...