Формирование читательского интереса в процессе знакомства с произведениями русских классиков на уроках литературного чтения у учащихся 2 класса
учебно-методический материал по чтению

Кудрявцева Ольга Александровна

Актуальность работы. В Федеральных государственных образовательных стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося. Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телевидение и видео, компьютер и многое другое.

Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.

Объект исследования – читательский интерес.

Предмет исследования формирование интереса детей младшего школьного возраста к чтению литературы.

Цель исследования – изучить особенности формирования читательского интереса в процессе знакомства с произведениями русских классиков на уроках литературного чтения у учащихся 2 класса

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Выявить проблемы воспитания читающей личности в младшем школьном возрасте;

2. Определить методические подходы к формированию читательской компетентности младших школьников;

3. Выявить особенности детского чтения и проблему формирования интереса к книге;

4. провести опытно-практическую работу по формированию читательского интереса у младших школьников в процессе знакомства с произведениями русских классиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Читательский интерес91.82 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1056»

Тема работы по самообразованию:

«Формирование читательского интереса в процессе знакомства с произведениями русских классиков на уроках литературного чтения

у учащихся 2 класса»

Выполнила работу

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Кудрявцева О. А.

Москва, 2024

Содержание

Введение        3

Глава 1. Особенности литературного воспитания детей младшего школьного возраста        5

1.1. Проблемы воспитания читающей личности в младшем школьном возрасте        5

1.2. Методические подходы к формированию читательской компетентности младших школьников        7

1.3. Особенности детского чтения и проблема формирования интереса к книге        11

Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию читательского интереса у младших школьников в процессе знакомства с произведениями русских классиков        18

2.1.  Описание опытной работы        18

2.2. Результаты работы по формированию читательского интереса младших школьников        22

Заключение        25

Список использованной литературы        30


Введение

Актуальность работы. В Федеральных государственных образовательных стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося. Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телевидение и видео, компьютер и многое другое.

Чтение остается важнейшим инструментом образования, развития личности. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.

Степень разработанности темы исследования. Теоретические основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А., Егоровой, Н. С., Жуковой Т.Д., Козловой В.В., Кондаковой А.М. Мокиной М. и многих др.

Объект исследования – читательский интерес.

Предмет исследования формирование интереса детей младшего школьного возраста к чтению литературы.

Цель исследования – изучить особенности формирования читательского интереса в процессе знакомства с произведениями русских классиков на уроках литературного чтения у учащихся 2 класса

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Выявить проблемы воспитания читающей личности в младшем школьном возрасте;

2. Определить методические подходы к формированию читательской компетентности младших школьников;

3. Выявить особенности детского чтения и проблему формирования интереса к книге;

4. провести опытно-практическую работу по формированию читательского интереса у младших школьников в процессе знакомства с произведениями русских классиков

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения, опросники, тестирование,  анкетирование, мини-сочинения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Глава 1. Особенности литературного воспитания детей младшего школьного возраста

1.1. Проблемы воспитания читающей личности в младшем школьном возрасте

Литературное воспитание – одна из задач современного образования на всех его ступенях, в том числе младшего школьного образования. Роль художественной литературы в воспитании и развитии ребенка невозможно переоценить. Значение чтения для развития личности человека осознается как педагогическим сообществом, так и обществом в целом во всемирном масштабе.

Особенности воспитания читающей личности в детстве заключается в том, что дети пока – читатели-слушатели. Однако стойкая потребность в чтении – слушанье, а также навыки восприятия литературного текста характеризует ребенка младшего школьного возраста как заинтересованного читателя. Культура будущего читателя, по мнению Чиндиловой О. В., включает:

– интерес к чтению-слушанью, расширение круга чтения при избирательности предпочитаемых произведений, читательская активность;

– готовность к чтению-слушанью, развитое художественное восприятие произведений литературы, стремление к обсуждению прочитанного;

– культура общения с книгой (навыки бережного обращения с книгой, понимание художественных средств произведений, особенностей оформления книг, их иллюстраций и т.п.).

Чтобы воспитать такого читателя, от педагогов и родителей требуется особое отношение к процессу приобщения детей к чтению и отношения к произведениям литературы, как к бесценным примерам словесного творчества народов или их представителей (авторов).

К сожалению художественная литература в начальных классах чаще используется как средство познавательной или воспитательной направленности. Художественно-эстетическая сторона литературы нередко остается за кадром.

Младший школьный возраст – это время активного становления читающей личности, время закладки интереса к чтению. [9, с.14]

Научные и научно-популярные источники, личные наблюдения и данные, полученные в рамках студенческих исследований, подтверждают снижение интереса к чтению и у младших школьников. Причины снижения интереса к чтению литературы не только в привлекательности для детей экранных средств (телевизора, компьютера, и их прочих разновидностей: планшетов, смартфонов и т.п.).

Дело еще и в том, как отмечает О. Л. Кабачек (библиотечный психолог, участник круглого стола), что «уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают прагматически или вообще на уровне комиксов, на уровне клиповой культуры». [12, с.5]

К тому же родители, как установлено при анкетировании родителей, чаще всего стараются «занять» ребенка не чтением, а организацией просмотров мультиков по телевизору или в видеозаписи или играми на компьютере. Естественно, что при таком состоянии дел трудно ожидать наличие у школьников интереса к художественной литературе.

В условиях конкуренции книги и экранных средств, а также при снижении активности родителей в приобщении детей к чтению проблема воспитания читающей личности обостряется.

Возникает необходимость разработки новых методов развития у детей интереса к чтению, как базовой предпосылки воспитания будущей читающей личности.

Постоянное приобщение детей к чтению литературных произведений является ступенькой к продвижению детей к внеситуативным формам общения со взрослыми: познавательному и личностному. А это, в свою очередь, по мнению М.И. Лисиной и ее учеников, способствует развитию у школьников восприимчивости к воспитательным воздействиям педагогов, родителей, а в будущем и учителей.  [15, с.98]

Стоит сказать и о том, что перед педагогами в настоящее время возникает две задачи – это

1) воспитание читающей личности ребенка

2) приобщение родителей к читательской деятельности с детьми. Вторая задача гораздо более трудная, чем воспитание детей-читателей.

Таким образом, важно, чтобы и сами педагоги и родители понимали, что «знакомство с книжной культурой, детской литературой, …развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства» – это задачи, включенные Федеральным государственным образовательным стандартом, решение которых обеспечит воспитание интереса и любви к чтению литературы, воспитание желания и умения слушать художественные произведения, а в конечном счете – становление читающей личности.

1.2. Методические подходы к формированию читательской компетентности младших школьников

При выборе конкретных методических приемов для работы над художественным произведением педагог должен руководствоваться родом, видо-жанровой природой текста, а также его композиционными особенностями и спецификой его формы.

Задача современного педагога не только научить детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать, для чего нужно понимать не только содержание, но и художественную форму произведения.

Понятийное мышление у ребенка младшего школьного возраста только еще формируется, а потому теория литературы им вообще не нужна не нужна, так как она им априори недоступна. Обучение чтению есть главная и первостепенная задача педагога. Но учить читать литературное произведение надо сразу правильно.

Обучать чтению – значит обучать думать над «чужой» речью, закодированной в литературном произведении. Начинающего читателя привлекает в книге, когда он начинает ее читать, не теория, а недостающий ему и совершенно необходимый для личностного становления накопленный человечеством и заключенный в книгах социально-нравственный опыт - и художественный, и познавательный, и реальный, в том числе и само умение и желание думать над текстом. [20, с.11]

Но именно от уровня читательской грамотности зависит глубина проникновения читателя в смысл художественного произведения, степень переживания им нравственных проблем, поставленных автором.

Нравственный потенциал произведения сам по себе не переходит во внутренний мир читателя, поскольку нравственные ценности «впаяны» в художественный текст, а не прямо сформулированы, и читатель извлекает их в процессе своей читательской деятельности. Организовывать и координировать данный процесс должен педагог на занятиях литературного чтения.

Поэтому педагог должен владеть всеми необходимыми литературоведческими категориями, чтобы осознавать их в процессе подготовки к занятию чтения и помогать ребенку «вычерпывать» из литературных произведений весь заключенный там опыт.

Знание литературоведческих основ учения о литературно-художественном произведении должно подготовить педагога к тому, чтобы безошибочно определять тот методический прием, с помощью которого будет раскрыто литературное содержание.

Анализ современных рекомендаций по литературному воспитанию младших школьников, содержащихся в методическом сопровождении к программам последнего поколения, выявил преобладание классических методов приобщения детей к литературе.

Среди них относительно к новым методам можно отнести моделирование и метод проектов. Моделирование содержания литературных произведений, рекомендуемое авторами программы «Развитие», не получило широкого распространения в учреждениях, работающих по другим программам.

Чаще всего этот метод используется как «опорная схема», наглядный план для запоминания последовательности событий произведений при их пересказе. То, что этот метод помогает осмыслить литературный текст, выделить в нем узловые моменты, не вызывает сомнений.

Что касается метода проектов (проектной деятельности детей), то при правильной организации этот метод действительно возбуждает интерес детей к книге.

Проектная деятельность детей младшего школьного возраста, к примеру, по созданию рукописной книги побуждает детей более внимательно слушать чтение литературных произведений и вдумываться в их содержание, анализировать их построение, чтобы иметь представление как создать собственное сочинение.

Проектная деятельность побуждает также более пристально рассматривать книги, замечать особенности оформления, шрифта, иллюстраций при «издательстве» своей книги.

В ходе проектной деятельности по созданию тематической литературной выставки у детей закрепляются элементарные литературоведческие представления о жанрах произведений, о видах книг, постепенно формируется и уважительное отношение к книге.

Анализ текста и его читательская интерепретация, освоение смысла текста – работа серьезная, вдумчивая, не только напрягающая мысль, но и вызывающая чувство, пробуждающая воображение и фантазию читателя. «Содержание художественного произведения не переходит, как вода, переливающаяся из одного кувшина в другой, из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздаётся самим читателем - по ориентирам, данным в самом произведении». [8, с.194]

Этими ориентирами и служат те самые «ключевые» слова, открывающие нам сокровенный смысл произведения. «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них и существует стихотворение». [8, с.195]

Самое важное условие в организации художественного восприятия произведения искусства слова – наличие читательского переживания.

Цель педагога – актуализовать, т.е. сделать более сильными, яркими и, самое главное, осознанными эмоциональные отклики детей на поэтическое откровение.

Этому способствуют такие методические приемы, как:

- создание необходимого эмоционального настроя к восприятию произведения;

- словесное рисование, стилистический эксперимент, музыкальное иллюстрирование текста, образцовое чтение текста педагогом;

- коллективное воссоздание картин и анализ лексики в процессе вторичного чтения;

- работа над звукозаписью, определение эмоциональной тональности стиха, выразительное чтение (педагогом и детьми), коллективная декламация, составление партитуры, привлечение дополнительно иллюстративного материала (живопись);

- творческая интерпретация текста;

- чтение стихотворения наизусть.

Таким образом, переживание детьми младшего школьного возраста читаемого текста обуславливает понимание литературного произведения. «Эмоционально понимание» художественного текста – это основа нравственного прозрения, духовного обогащения и самовоспитания личности.

Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности школьника.

1.3. Особенности детского чтения и проблема формирования интереса к книге

На сегодняшний день наряду с вопросами образования нередко поднимается проблема детского чтения, в которой главным помощником развития читательской деятельности является ближайшее окружение ребенка.

Психологи Запорожец А. В. и Рубинштейн М. М. отмечают, что читательская деятельность ребенка начинается задолго до систематического обучения чтению.

Чтение-слушание, чтение-разглядывание, чтение-общение, чтение-размышление, чтение-переживание – все эти виды читательской деятельности доступны малышу.

От того, насколько грамотно родители, педагоги сумеют приоткрыть ребенку дверь в книжный мир, во многом зависит его судьба, его шанс успешно учиться, получить общественное признание и достичь личностно значимых целей. [10, с.59]

К основным достижениям раннего детства психологи относят речемыслительную деятельность, способность к символическим действиям, использование знаков (игра), выделение своего «Я», развитие образного восприятия и логического мышления, освоение разных видов творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование и т. д.). И во всем этом ведущее место принадлежит книге и чтению. [19, с.548]

Чтобы чтение казалось ребенку интересным, а не скучным занятием, необходимо поощрять его воображение. Побуждать его угадывать развитие сюжета, представлять персонажей книги, вдумываться в слова, осознавая их многозначность.

Сила воображения – великая вещь, которая только способствует развитию личности ребенка. Однако не стоит забывать о контроле содержания нынешней детской литературы. Отсутствие издательской цензуры на сегодняшний день привело к тому, что на полках книжных магазинов появилась сомнительная литература для детей, с большим количеством насилия, культом денег и отчуждения от взрослых.

Чтение подобных детских книг может способствовать формированию у детей неправильного отношения к добру и злу – как к равным, антагонистичным силам, что в свою очередь приводит к нравственному торможению личности, а в худшем случае ее деградации. [6, с.15]

Каждая полноценная в художественном отношении книга – это кусок жизни, она зовет ребенка из ограниченной рамками собственной жизни к новому, еще не испытанному опыту.

Она открывает возможность пережить непережитое, занять собственную позицию, сделать выбор, принять решение.

Чтение формирует шкалу ценностей, помогает читателю идентифицировать себя с определенной личностью, создает установку на определенный тип человеческих отношений.

Таким образом, прививая любовь к чтению с раннего детства, закладываются основы духовного и нравственного развития ребенка, способствующие его лучшей социализации в современном ременном обществе.

Для того чтобы лучше понять специфику взаимоотношений ребенок-книга, необходимо определить некоторые основные особенности детского чтения.

Так, первая особенность – это отсутствие нижнего возрастного предела для начала чтения. ГОСТ 7.60 определяет издание для детей и юношества как издание, содержащее произведение художественной литературы или познавательного характера, выпущенное для читателей до 17 лет и отличающееся определенным особым художественным и полиграфическим оформлением.

Исходя из этого определения, можно предположить, что возраст, с которого можно начинать знакомство ребенка с книгой, может варьироваться – в зависимости от способностей ребенка или от желания родителей.

И действительно, в настоящее время становятся все более популярными методики раннего чтения, чтения с пеленок, в соответствии с которыми малышу предлагается знакомиться с книгой и печатным словом с первых дней появления на свет.

Некоторые разработчики программ раннего чтения, а вслед за ними и родители пошли еще дальше, они предлагают читать еще не родившемуся ребенку, т. е. уже на стадии беременности воздействовать на дитя словами сказок и стихов. Говорить о действительных результатах раннего развития пока рано, так как специальных исследований в этом направлении не проводилось.

Заметим, что такое снижение возрастной планки характерно для последнего десятилетия и связано с желанием многих взрослых, во что бы то ни стало воспитать гениев (что и обещают создатели предлагаемых программ).

Второй особенностью детского чтения, основанной также на общем определении изданий для детей и юношества, можно считать широкие возрастные рамки – от 0 до 17 лет.

Естественно, предпочтения читателей на всем этом промежутке неодинаковы. Так, ГОСТ 29.127 предлагает деление детской читательской аудитории на 4 группы:

- дошкольники (до 6 лет),

- дети младшего (7–10 лет),

- среднего (11–14 лет)

- старшего (старше 14 лет) школьного возраста.

Считается, что в пределах указанных групп существует наибольшее сближение читательских предпочтений и уровня понимания детей.

Однако говорить о полном совпадении интересов, конечно, не приходится в связи с гендерными различиями, а также с тем, что даже в одной группе может существовать множество подгрупп, объединенных жанровыми предпочтениями, пристрастиями к книгам определенного автора и т. д.

Третьей особенностью является то, что отношение ребенка к книге находится на стадии формирования (в отличие от взрослых, которые имеют уже сложившееся мнение по данному вопросу).

Эта позиция очень важна для понимания процессов трансформации взаимоотношений ребенок – книга. Постепенно в детском сознании происходит отграничение одного вида деятельности от другого: чтения от игры, купания, сна и т. д.

Наиболее трудным, пожалуй, можно назвать разделение чтения и игры: сходны не только их функции, но и возможности многократного воссоздания мира «понарошку» в мире реальном (что, впрочем, осознается детьми далеко не сразу, обычно они все воспринимают «взаправду»).

Однако обособление чтения является необходимым для взращивания в ребенке читателя. И еще более важным является создание привлекательного образа книги – книги как друга.

Так, получив негативный опыт чтения (заставили прочесть, критически отнеслись к интерпретации читателем текста и т. д.), ребенок, скорее всего, не будет в дальнейшем получать удовольствие от этого процесса и предпочтет ему другие занятия, и, наоборот (здесь говорится о детях, уже умеющих читать самостоятельно; дети-слушатели обычно чтение любят, хотя тоже довольно часто меняют свое отношение к нему – «нравится/не нравится, хочу/не хочу»).

Четвертой отличительной особенностью детского чтения является то, что на выбор ребенка, как правило, воздействуют, влияют взрослые (родители, старшие братья и сестры, воспитатели, учителя и т. д.): взрослый выступает в роли «транслятора культурного опыта».  [6, с.16]

Конечно, вопрос о том, насколько ребенок поддается этому влиянию, решается в каждом конкретном случае по-разному в силу возрастных и психологических особенностей читателя.

Однако очевидно, что вмешательство взрослого в чтение дошкольников и детей младшего и среднего школьного возраста будет значительно большим, чем в чтение старшей возрастной группы, так как там, где подростки уже осознанно могут охарактеризовать свои литературные пристрастия и самостоятельно выбрать книгу, их более младшие современники еще нуждаются в помощи и советах.

Осмыслив названные особенности, можно сделать вывод, что на читателя-ребенка внешние факторы влияют особенно сильно в силу возраста, с которого начинается знакомство ребенка с книгой, несформированности личной позиции по отношению к книге, опосредованности выбора и восприятия услышанного/прочитанного.

Под внешними факторами понимается та современная среда, в которой живут читатели-дети, на примеры которой они ориентируются. И книжная культура, чтение являются важнейшими ее показателями.

О кризисе в детском чтении пишут многие исследователи. Однако трудность заключается не только в уходе подрастающего поколения от книжного слова, но и в том, что не сформировалось единого взгляда на решение этой проблемы.

Психологи, педагоги, работники библиотек ведут борьбу за книжное будущее на страницах профессиональных изданий («Библиотечное дело», «Библиотека в школе», «Детская литература» и др.), которые не являются интересными для широкого круга читателей, в результате чего все советы и предложения так и остаются неуслышанными и непонятыми.

Школа, куда дети нередко приходят с уже сложившимся нежеланием читать, зачастую оказывается не в силах вдохновить ребенка на творческий процесс общения с книгой (в частности, из-за смен и усложнений учебных программ, недостатка времени).

Но самым главным участником становления отношения ребенка к книге является, конечно, семья, ведь именно там он впервые встречается с ней.

На родителях лежит наибольшая ответственность за то, как их дети воспринимают книгу: как часть потребительской культуры, необходимую лишь для удовлетворения познавательного интереса (найти, узнать, получить информацию), либо как духовную ценность, открывающую бескрайний мир фантазии и воображения.

Парадокс этой ситуации заключается в том, что современные родители,

- во-первых, сами, как правило, относятся к нечитающей категории (по словам Е.И. Кузнецова, «новое поколение у нас не научилось читать, а старшее – отвыкло»),

- во-вторых, не всегда способны грамотно и профессионально выбрать лучшее издание из всех предложенных на книжном рынке для чтения своему ребенку,

- в-третьих, не владеют информацией исследователей (в силу того, что не принадлежат к научным кругам) о проблеме чтения и возможных вариантах ее решения.

Таким образом, на этом самом важном звене круг взаимопонимания оказывается, разорван: без поддержки чтения внутри семьи никакие государственные программы не смогут осуществиться в полной мере.

В современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой на сегодняшний день работают специалисты различных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т.д.

Тема детского чтения на современном этапе более глубоко изучается социологами и психологами Чудиновой В.П., Голубевой Е.И., Малаховой Н.Г.

Для анализа данной проблематики важны работы Сметанниковой Н.Н., Самохиной М.М., Харитоновой О.И., в которых исследовались социально-психологические основы интереса, мотивов чтения в детском возрасте. Интересен опыт проектной работы Тихомировой И.И. обосновавшей основы подготовки родителей как активных помощников и библиотекаря, и учителя в деле приобщения детей к книге и чтению.

Безруких М. М. полагает, что фундамент проблемы состоит не в том, что книг нет, и дело не в том, что дети не хотят читать, а в том, что их плохо учат читать. То есть у детей не формируется адекватный, физиологически целесообразный навык чтения.

Безруких М. М. подчеркивает, что задача обучения детей чтению на начальном этапе – научить понимать ребенка то, что он читает. Безруких М. М., исследовав причины потери интереса современных детей к чтению, выявляет три основные причины:

 плохое обучение ребенка чтению;

 не поддержание интереса ребенка к чтению;

 необходимость переходить с чтения вслух на чтение «про себя».

Как полагает Безруких М. М., необходимо объяснять ребенку, как правильно переходить с чтения вслух на чтение «про себя», набраться терпения и какое-то время с ним заниматься, однако, по мнению Безруких М. М., в России, на современном этапе, это не делается. [14, с.21]

Одним из факторов проблемы детского чтения в России, как подчеркивает Денисова С.А.  воспитание в семье. Если чтение является немаловажной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, которые получены в детстве остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье. [7, с.32]

Таким образом, можно сделать вывод, что многие исследования в области детского чтения, до сих пор актуальны для педагогического и библиотечного сообщества.


Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию читательского интереса у младших школьников в процессе знакомства с произведениями русских классиков

2.1.  Описание опытной работы

Опытно - практическая работа по формированию читательского интереса младших школьников в процессе знакомства с произведениями русских классиков проводилась на базе ГБОУ Школа № 1056.

 В ней приняли участие учащиеся 2 класса (11 человек). Опытно-практическая работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

 Для того чтобы провести опытно-практическую работу, необходимо определить главную цель: выявление педагогических условий формирования читательских интересов младших школьников.

Мы предположили, что если использовать на уроках литературного чтения современные приёмы работы с учащимися, то можно сформировать читательский интерес.

Исследование проходило в 3 этапа.

Цель констатирующего этапа – выявить уровень читательского интереса у учащихся 2 класса посредством опроса.

Цель формирующего этапа – разработать и апробировать уроки, задания, способствующие формированию читательского интереса младших школьников.

Цель контрольного этапа – определить эффективность уроков, направленных на формирование читательского интереса младших школьников посредством анкетирования и опроса.

В опросе на констатирующем этапе приняли участие 11 учащихся 2 класса.

Для определения уровня читательского интереса был предложен опросник «Узнай свой читательский интерес»:

  1. Я выполняю задания по литературному чтению на «хорошо» и «отлично»
  2. Мне нравится вслух рассуждать о причинах поступков героев книги.
  3. Я согласен с мнением: «Лучше один раз прочитать, чем сто раз услышать!»
  4. Когда мне читают вслух – важно звучание и интонация голоса (родители, братья, сестры, учитель)
  5. Читая, я часто замечаю в книге вещи, которые другие упускают.
  6. Как здорово, когда сложные вещи выражены в книге в простой и понятной форме.
  7. Я люблю читать летом
  8. Я могу читать в перерывах между уроками
  9. Я легко могу подбирать слова, когда надо выразить мысль
  10. Я люблю сравнивать разных героев по прочитанному материалу.
  11. У меня лучше получается думать, когда я читаю
  12. Для меня важно, чтобы автор писал интересно
  13. Мне важно потрогать книгу руками
  14. Мне нравиться читать в тишине
  15. Мне нравится читать одному
  16. Читая, я всегда сравниваю то, что написано в книге, свои знания, свой собственный опыт
  17. Описываемые в книге природные процессы и явления вызывают у меня интерес и любопытство
  18. Я всегда задумываюсь – для чего я читаю?
  19. Прочитав книгу, я рассказываю о ней товарищу.
  20. Мне интересно читать только то, что хочется самому.
  21. Прочитав книгу, я могу рассуждать о том, что такое хорошо, и что такое плохо.
  22. Я запоминаю прочитанное лучше, если обсуждаю книгу с мамой, папой, другом, учителем.
  23. Мне нравится читать в группе ре6бят.
  24. Я люблю читать
  25. Читая, я вижу себя частичкой большой Вселенной
  26. Мне нравится читать вслух.

На формирующем этапе нами были спроектированы и проведены уроки литературного чтения с использованием ИК технологий по темам следующих разделов:

- «Поэтическая тетрадь 1»: С.А.Есенин «Черёмуха»;

- «Итоги Поэтической тетради 1» и «Люби живое»:

- М.Пришвин «Моя Родина»;

- И.С.Соколов – Микитов «Листопадничек»;

- В.Бианки «Мышонок Пик»;

- В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку».

Учащиеся активно и с интересом работали с презентациями на этапе введения нового материала: была представлена дополнительная информация об авторе, его творчестве и изучаемом произведении. В ходе урока учащиеся были ознакомлены и приняли участие в составлением правил, памяток, заданий  для учащихся и советов родителям и педагогам.

Урок на тему С.А. Есенин «Черёмуха» был проведен с помощью презентации и аудио записи стихотворения. По итогам урока была разработана памятка «Работа над стихотворением»

  1. Скажите название стихотворение и его автора.
  2. Прочитав стихотворение, скажи, о чем рассказывает поэт?
  3. Перечитай стихотворение еще раз. Попробуй нарисовать картины к стихотворению.
  4. Какие выражения применил автор, чтобы мы лучше представили природу и героев произведения?
  5. Какие чувства выражает автор в стихотворении?
  6. Что тебе понравилось в стихотворении?
  7. Подготовься к выразительному чтению стихотворения.

В начале урока по теме «Итоги Поэтической тетради 1» было рассказано стихотворение «Черемуха» по составленной памятке, после чего был проведен итоговый тест с помощью презентации.

К изучению творчества М.Пришвина мы приступили с составления памятки  «Работа над рассказом»

  1. Как называется рассказ? Кто его написал?
  2. Прочитай рассказ. Когда происходит описываемое действие?
  3. Назови действующих лиц. Что ты о них знаешь и можешь сказать?
  4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из главных героев понравился тебе и чем именно?
  5. О чем ты думал, читая рассказ?

 Рассказа «Моя Родина»

Данные памятки и правила были оформлены учащимися на уроке, а затем дома помещены на рабочем месте.

По окончании формирующего этапа мы вновь проанализировали формуляры в школьной библиотеке.  Результат: А также было  проведено анкетирование  учащихся, которое показало, что 6 человек из 11 стали чаще обращаться в библиотеку для чтения книг, которые они могли выбрать самостоятельно в соответствии со своим читательским интересом, как правило, это были произведения авторов, чье творчество изучалось на уроках литературного чтения.

Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении формирования читательских интересов младших школьников, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем.

Таким образом, изучив литературу по проблеме формирования читательского интереса мы пришли к выводу, что одним из условий развития читательского интереса у младших школьников является создание ситуации, при которой читатель впервые переживает яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг,  с учетом сложившихся интересов, может воспроизводить заинтересованность новыми книгами, это способствует поддержанию, закреплению, переходу ситуативного интереса в устойчивую черту читательской заинтересованности.

2.2. Результаты работы по формированию читательского интереса младших школьников

Для выявления результативности, мы использовали опросники, тестирование, анкетирование, мини-сочинения, ответы на проблемные вопросы «Тетради по литературе».  Эти методы сочетают в себе как контрольный, так и обучающий элементы.  

После каждой работы обязательно проводился анализ и работа над ошибками.  Часто использовался метод взаимопроверки, когда каждый ученик проверяет работу соседа по парте.

Опросник «Узнай свой читательский интерес»

Подсчет суммы баллов и рекомендации.

0 – 6 «Новичок». В нашей разрядной системе специалистов по чтению тебе присваивается начальный четвертый разряд.

У тебя все впереди… как много книг тебе предстоит прочесть! Попробуй, и тебе, скорее всего, очень понравится. Ведь книги есть разные. А я именно тебе рекомендую «Приключения В. Швыршвырма» автора Тоона Теллегена. Очень занимающая книга для начинающих. Но, может быт, ты хочешь вырасти не только ростом, но и среди своих друзей? Тогда начни с неё, и не останавливайся на достигнутом!

7-14 «Средний читатель, не хуже всех». Поэтому и нашей разрядной системе ты можешь с гордостью носить третий перспективный разряд.

Да, читатель ты уже не начинающий. Сразу видно что книжки тебе интересны. А вот что именно тебе интересно? Давай поговорим вместе. Ведь чтение поможет тебе добитьс я в жизни больших успехов. Главное на этом этапе – движение вперед – к новым вершинам чтения. Рекомендую тебе «Капитан Сорви - голова»., «Остров сокровищ», «Белый Бим – черное ухо», «Белый отряд», «Властелин Колец», «Три мушкетера», «Ким».

15-20 «Любитель книг». Теперь ты по праву заслужил второй разряд среди своих сверстников.

Ты любитель книг..  без книги – как без рук: чувствуешь себя не в своей тарелке. Дерзай и становись профессионалом. Для твоего уровня предлагаю серьезный двухтомник «Сказок и историй» Андерсена, шесть книг Александра Волкова – о путешествиях в Волшебную страну девочек Элли и Энни. Фрэнк Баум – четыре книги о стране Оз.

21 и выше баллов. «Настоящий специалист в книжном чтении первого разряда».

Ты не только свой человек в мире чтения, многому уже научился, но можешь даже консультировать друзей в выборе новых книг.  Продолжай в том же духе, и становись настоящим пропагандистом чтения – залога успешной взрослой жизни.

Чтение – это правильный выбор. Тем не менее, знай, что настоящий профессионал чтения не соревнуется в количестве прочитанных книг. Конечно, важно освоить нормальную для чтения – понимания скорость. Но главное – понимать, что ты читаешь, и делать выводы. Почаще советуйся с родителями4 они плохого не порекомендуют.

Качество знаний по предмету во 2 классе составило 83%.  В классе моего преподавания я вижу положительную динамику развития интереса детей к чтению.  

Было проведено анкетирование среди учащихся 2 класса. В результате   выявилось, что 60 % читают художественную литературу.  Из них 50% регулярно посещают библиотеки.

У многих ребят есть домашние библиотеки, которые также являются ресурсами для организации внеклассного чтения.      

Сказанное выше позволяет считать, что основная цель исследования - выявление педагогических условий формирования читательских интересов в процессе знакомства с произведениями русских классиков младших школьников - достигнута.

Поставленные задачи решены в полном объеме.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий период времени в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. В Национальной Программе поддержки и развития чтения, принятой в ноябре 2006 года, сказано, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Приведенные данные говорят о том, что в России существует проблема с детским чтением.

В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Очень важен этот первый шаг. Проводниками для детей становимся мы – родители и учителя.

Целью уроков литературного чтения в свете ФГОС является формирование читательской компетенции ребенка младшего школьного возраста. Этот читатель способен выбирать и отбирать, что необходимо прочесть и как необходимо прочесть. Самостоятельная читательская деятельность детей является главным фактором в интеллектуальном, духовно-нравственном, культурном развитии.

Зрелый читатель способен:

- проявить настойчивость и целеустремленность в достижении цели;

- планировать собственную деятельность, выполнять намеченное, оценивать свои результаты;

- взаимодействовать с иными обучающимися и окружающим миром.

Зрелый читатель имеет:

- культуру интеллектуального и учебного труда, которая основана на развитых интеллектуальных умениях (анализа, синтеза, обобщения и пр.);

- духовно-нравственную культуру;

- интерес к работе с книгой, компьютерными, информационными технологиями.

Таким образом, у учащихся формируются все виды УУД. В начальной школе важно заложить основы формирования грамотного читателя. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности. Чтобы добиться цели, необходимо как можно раньше приобщать детей к книге и чтению-кладезю знаний, идей, мудрости опыта.

Кризис детского чтения проявляется не только в том, что большинство детей перестают читать, сколько в том, что у них не развит интерес к данной сфере.

Выготский Л. С. утверждал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею». А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребенок готов к данной деятельности, что у него напряжены все силы, которые необходимы для нее, и что ребенок будет действовать сам. Педагогу же остается лишь руководить и направлять этой деятельностью.

Для реализации поставленной цели были проанализированы исследования, посвященные изучению процесса развития читательского интереса у младших школьников различным аспектам изучения читательского интереса посвятили труды известные педагоги, психологи и методисты:

Исследования показывают, что в младшем школьном возрасте наблюдается ухудшение целого ряда характеристик чтения школьника, снижения уровня их грамотности. В век кино, телевидения и интернета происходит замена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В приобщении ребёнка к печатному слову во многом зависит от взрослых, в том числе педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка считается и утрата традиций семейного чтения. Важно подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет важную роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного, сближает членов семьи, объединяет их духовно. К сожалению, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Данное положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя.

Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Потому, на сегодняшний день возрождение, будущее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно лишь в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

Таким образом, кропотливая и творческая работа библиотекаря, учителя, родителей обязательно приносит свои плоды – укрепляет контакт детской библиотеки со школой и семьей, положительно сказывается на читательской активности и культуре детей.

Сотрудничество школы, родителей с библиотекой убеждает не только в полезности чтения книги, однако и заставляет посмотреть на массовую библиотеку как на организатора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.

Для реализации поставленной цели были проанализированы исследования, посвященные изучению процесса развития читательского интереса у младших школьников. Различным аспектам изучения читательского интереса посвятили труды известные педагоги, психологи и методисты:

Исследования показывают, что в младшем школьном возрасте наблюдается ухудшение целого ряда характеристик чтения школьника, снижения уровня их грамотности. В век кино, телевидения и интернета происходит замена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В приобщении ребёнка к печатному слову во многом зависит от взрослых, в том числе педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом книга становится тем реальным инструментом., который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.


Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г.,
  2. Абакумова С.И. Творческое чтение. Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. Брокгауз – Эфрон. 925. 136 с.
  3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. Асмолова А.Г. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.  125 с.
  4. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика. В 2-х т. М: Гослитиздат, 1959. 516 с.
  5. Богданова О.Ю., Леонов С.А. Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 2009
  6. Береснева Л. О роли чтения / Домашнее воспитание. – 2002. –  № 6. – С. 15-17.
  7. Библиотечная энциклопедия / Рос.гос. биб-ка. – М.: Пашков Дом, 2007. – 1300 с. – С. 32.
  8. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. – М., 1995.
  9. Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1996. – 149 c.
  11. Егорова, Н. С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Н. С. Егорова // Начальная школа. – 1998. – № 9. – С. 11-16.
  12. Книжная культура и воспитание. Круглый стол // Отечественные записки. – 2004. – № 3.
  13. Курочкина М. Методы развития творческих способностей младших школьников // Воспитание школьников. - 2009. - № 4. - С. 48-51.
  14. Мокина М. Чтение – основа грамотности / М. Мокина // Этносфера. – 2008.
  15. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985.
  16. Острогорский В.П. Вопросы преподавания литературы. Историко – методические очерки. Издательство «Учпедгиз», М., 1959
  17. Примерная рабочая программа по Литературному чтению
  18. Родительское собрания по детскому чтению / Сост. Т.Д. Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – 288 с.
  19. Рубинштейн Л. С. Основы Общей психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
  20. Светловская Н. Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению / Начальная школа. – 2005. – № 5.
  21. Семейное чтение в год семьи / Сост.: Т.Д. Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 320 с.
  22. Тихомирова И.И. О развитии творческого чтения в России//Школьная библиотека. – М., 2008. №1. – С.68-73.
  23. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 т. Т. 16.О народном образовании - 1874
  24. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.
  25. Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов//Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения. Произведения русских классиков XIX века.

в занимательной форме закрепляются знания детей по изученным произве¬дениям; вызывает интерес к творчеству русских классиков; познавательную активность учащихся на уроке; формируются умения выразител...

Знакомство с произведениями русских композиторов - классиков.

презентация  к внеклассному занятию по музыке 2 класс  " Знакомство с произведениями русских - композиторов классиков"...

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.

В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

Курсовая работа на тему: "Методика проведения нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения"

Цель исследования: на основе анализа психолого – педагогической и методической литературы описать методические подходы к проведению нетрадиционных уроков для формирования читательского интереса ...

Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование читательского интереса младших школьников через нетрадиционные формы уроков литературного чтения в третьем классе"

Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материала, направленного на повышение читательского интереса младших школьников, в педагогическую ...