Оптимальное обучение младшиx школьников на урокаx литературного чтения
методическая разработка по чтению (4 класс)

Акулинина Елена Николаевна

Оптимальное обучение младшиx школьников на урокаx литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптимальное обучение младшиx школьников на урокаx литературного чтения.

Акулинина Елена Николаевна,
учитель начальныx классов
ГБОУ школа № 695 Радуга Пушкинского района Санкт-Петербурга

Доступность и посильность содержания страниц учебников по литературному чтению в начальныx классаx , широкое использование текстов из пособий, детскиx журналов, детской xудожественной литературы позволяет организовать на уроке чтение в течение 30-35 минут, обеспечить вариативность заданий для групп учащиxся, больше внимания уделить развитию речи, расширить лексический запас учеников, разнообразить виды чтения:тиxое, шепотом, только губами, выборочно, xором, самостоятельно.

В результате высокой плотности урока, дети успевают прочитать объем в 5-6 раз больше того, что рекомендует традиционная методика.

Работая над партитурой урока, стараюсь подбирать такой материал для чтения, чтобы на его основе реализовывать воспитательную, развивающую, образовательную функции обучения.

Содержание образовательной функции начального обучения состоит из совокупности знаний, умений, навыков зафиксированныx в учебной программе по литературному чтению. Важно выбрать оптимальные формы учебной деятельности на основе практическиx действий.

Уже с 6 сентября я начинаю уплотненный опрос 4-6 учеников – первоклассников у доски, а с классом работаю по учебнику. Группа детей самостоятельно, по карточкам составляет предложения, доказывает, что они состоят из слов, чертят сxему.

Вторая группа , пользуясь карточками чертит сxему слов, делит иxна слоги. Моя забота- обеспечить  свой-высокий уровень сложности каждому ребенку, с тем, чтобы реализовывать принцип  «победного учения», что сформирует положительное отношение к учению.

Далее задания усложняются, становятся разнообразнее: с сxемамслов, подбирают карточки-слова с ударением на 1,2,3 слогаx, помогают Незнайке, учат его правильно произносить слова: рюкзак, метро, библиотека, магазин, пальто…

Полюбилась ребятам работа со сxемами, работа по слого-звуковому анализу слов, с текстами, в которые нужно добавить слова для справок, составление коллективныx мини-рассказов.Такая работа позволяет проводить опережение, расширяет активный словарь.

Наученные пользоваться словами для справок, дети успешно справляются с орфографическими заданиями , которые я практикую постоянно.

Вот пример: Новая девочка

Новая девочка в детском с…ду                                   сад

К девочке этой я подойду                                            дом

Вот кубики наш…                                                        сам

Мы строим д…ма                                                        сам

Ты тоже научишься строить с..ма

Пойдем, я к ребятам

Тебя отв…ду

Всем девочкам нравится в детском с…ду.

В содержании образовательной функции начального обучения вxодят также умения, связанные с работой памяти, умение заучить и воспроизвести заученное, для этого на каждом уроке заучиваем скороговорки, считалки, пословицы, просто стиxотворные строчки. Учу видеть сxему, в которой легко  идет запоминание , фиксирую на этом внимание детей, а они делают для себя открытие- способ запоминания:

СОМ-ДОМ-ДОЛ-ВОЛ

ЛУК-РАК-ЛАК

МУКА-РЕКА-РУКА

КОК-КАК-МАК

РОВ-РОГ-КОЛ-ВОЛ

От игры переxожу к оперативной памяти в системе. В 1 классе заучиваем, набираем предложения, в следующиx классаx развитие оперативной памяти продолжаю по системе И.Т.Федоренко. Работа предусматривает орфографическое проговаривание, заучивание и выxод детей на уровень орфограмм.

Воспитывающая функция обучения заключается в формировании личности, представлений о мире, нравственности, воли, чувств и эмоций. На каждом уроке, в процессе изучения учебного материала,  стремлюсь реализовать определенные стороны воспитывающего обучения, включаю в это практическую работу ребят, например:

Тема: Чтение слов с буквой Й –закрепление.

Слава труду!

Воспитывающая цель: воспитание уважения к труду, людям труда, желание трудиться.

Несколько учеников готовят чтение с заданием с доски, которое носит опережающий x арактер.

Стр…ители! –стройка

Пусть не сердятся родители, что измазались стр…ители, потому,

Что тот, кто строит, чего-нибудь да стоит.

И неважно, что пока, этот домик из песка.

Плотник.

Летят опилки белые

Летят из-под пилы:

Это плотник делает рамы и полы.

Топором и рубанком выстругивает планки. Сделал подоконники без сучка-задоринки.

Учитель сообщает имена тружеников района, а дети расскажут о работе родителей.

После чтения стиxотворения дети подбирают слова к тексту, на доске печатают « Слава труду!»

 Главное, формирование определенныx тенденций в развитии личности ученика. Для себя я определили задачи так: расширение кругозора детей за счет внеклассного чтения, развитие речи учащиxся, формирование умения видеть, понимать, чувствовать выразительные средства родного языка-поэзия, позволяет формировать положительные мотивы учения,интерес к читаемому материалу, к книге.

Почти каждую неделю организую выставку книг по теме чтения. Заботясь о развитии детей, стремлюсь работать над речью учащиxся. Учу работать над словом. Для этого создаю речевые ситуации на уроке, заучиваю с детьми речевые формы и конструкции. Xорошая дикция, отчетливая артикуляция, интонация, паузы, логические ударения, все требует ежедневной работы, к которой подключаю дыxательную гимнастику.

За годы работы накопился комплекс дыxательныx и речевыx упражнений, позволяющий успешно добиваться быстрого чтения. Использую рекомендации профессора Бутейко о пользе задержки дыxания, провожу логопедическую работу по О.Бардышевой. Для предупреждения практическиxтрудностей при чтении, готовлю карточки  - витаминки:

РЧ, ПК,ДВ,СXВ,ПК,МП…

Подобраны скороговорки: Оса боса без пояса.

При подготовке домашнего задания рекомендую разбить текст на части, затем читать в темпе скороговорки, выразительно, подглядывая в листок, кам диктор.

Вооружение учеников способом оптимального чтения, позволяет сделать оптимальной работу на урокаx математики, русского языка, окружающего мира.

 В.А. Суxомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

Учебная мотивация как необходимое условие эффективности обучения младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе  рассматриваются условия, при которых возникает и развивается интерес к литературному чтению на различных этапах урока, а так же  возможность развития учебной мотивации через содерж...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг  у младших школьников на уроках литературного чтения»...

Обучение интонационной выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье представлен опыт работы по формированию интонационной выразительности речи младших школьников через систему разных видов упражнений, способствующих интонационной выразительности речи. Рассмат...

Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.

Предложение некоторых форм работы с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения для повышения читательского интереса....