Использование активных методов и приемов обучения для развития читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения
статья по чтению (2 класс)

Дяглева Наталья Викторовна

Главная цель урока литературы – воспитание вдумчивого читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмысливать его. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody_i_priemy.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование активных методов и приемов обучения

для развития читательской  грамотности  младших школьников

на уроках литературного чтения

Главная цель урока литературы – воспитание вдумчивого читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмысливать его. Для реализации этих целей на уроках литературного чтения основной упор я делаю на ТРКМ. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов :

1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Работая  на уроках литературного чтения по ТРКМ предлагаю использовать следующие приёмы работы:  ( на примере изучения произведения Л.Н.Толстого «Акула»)

Приём «Лото скороговорок»

(Ученик говорит скороговорку и называет номер  тем самым передавая очередь чтения другому)

Прием«Кластер»:

Вывод:

Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были - былины – разножанровые –– о детях – о природе – о Родине - художественные – вызывает чувства, научно-познавательные – сообщает факты.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии  объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества Л.Н.Толстого дети самостоятельно записывают в таблицу, что зналоб авторе и его произведениях, что узнали нового,  что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

 Прием «Предположение». или « Дерево предсказангий»

-Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

– О чём может пойти речь в произведении под названием  «Акула»?

– Выскажете свои предположения; 1–3 чел., (Делятся мнением в парах, затем можно выслушать 2–3 ответа от всего класса.)

– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитав рассказ.)

- Что может произойти в рассказе с таким названием?

Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными. Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Учитель, как ведущий этого диалога с текстом, заранее выделяет в тексте две-три остановки – в зависимости от размера текста (напоминаю, что размер текста не должен превышать пяти-семи страниц). Во время этих остановок учитель задает вопросы, которые побуждали бы школьников к критическому мышлению (вопросы готовятся заранее). Ясно, что и учебные цели забывать не стоит: надо обсудить непонятные слова, проанализировать средства художественного выражения, но, все же, в нашем случае давайте сделаем акцент на вопросах высокого уровня: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. После первой или второй остановки можно использовать прием «Дерево предсказаний». На «стрелочках» – линиях соединения – школьники записывают объяснения своим версиям, таким образом, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на тонкие вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.

5. На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы : составление кластера, зссе, синквейн

 Прием «Противопоставление»

Название части

Настроение

1.Купальня в парусе.

Спокойное

2.Мальчики в открытом море.

Волнение

3.Акула.

Тревога, страх

4.Выстрел.

Ужас

5.Дети спасены.

Радость и облегчение

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,

помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

– Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям;

– Почему он пошёл на этот шаг?

– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?

– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?

– Как вы относитесь к поступку артиллериста?

– Перечислите и качества, которые проявил артиллерист в этот момент.

– Чем закончилась эта история?

Вывод: – Чему нас научила история, описанная в рассказе?

Работа в парах (группах).

Обучающиеся восстанавливают подтекст «Переживания артиллериста» ( Слайд ) и рисуют модель, отражающую его состояние:

Радость                           страх                           отчаяние                           успокоение

любовался                 закричал                           упал,                                открыл  лицо  

сыновьями                бледный                  закрыв лицо                           посмотрел

                                                                              руками                                   на море    

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

ВОПРОСНИК

Л.Н. Толстой «Акула»

Назовите главных героев произведения.

Где происходят события?

Какие чувства испытывала артиллерист, увидев акулу рядом с мальчиками?. Подтвердите ответ словами из текста.

Как автор относится к главному герою? Какими словами он описывает его состояние?

Как автор относится к поступку мальчиков? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

Что могло произойти и что произошло?

Как вы относитесь к поступку мальчиков и артиллериста?

Перечитайте описание поведения артиллериста?. Подберите слова-ассоциации.

Чем закончился рассказ?

Каково ваше впечатление от рассказа?

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

"Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф. Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однозначного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто?

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...? 

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

Прием «Хочу поделиться». Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают разные тексты. Оптимальное число участников - 2-3 человека. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. При этом он пользуется составленным дома планом рассказа (схемы, картинки, ключевые слова, предложения). Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: « Верно ли я тебя понял...», «Если я правильно понимаю, то,..», «Так ли это: ?». После этого каждый ребенок заполняет примерно такую табличку и отдает учителю:

Группа

Сразу ли было понятно слушателям из сообщения рассказчика, о чем он говорит?

Все ли вопросы слушателей были понятны рассказчику? Переспрашивал ли он?

На все ли вопросы слушателей рассказчик дал ответы? Сколько вопросов осталось без ответа?

Вопросы слушателей мешали рассказчику или помогали сделать сообщение?

Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Синквейн».  В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению

уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Синквейн –отзыв в особой форме. (Короткое литературное произведение, характеризующее предмет, состоящее из пяти строк, пишущееся по определённому плану (алгоритму).

1. Написать имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных

3.Три слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

Синквейн по произведению Л.Н.Толстого  «Акула»

  1. Акула
  2. Огромная, кровожадная.
  3. Плавает, нападает, поедает.
  4. У  акулы острые зубы.
  5. Хищник.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения

Описание методической системы учителя. В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благо...

" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"

Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.Большую роль играет методика ...

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Методические приемы формирования УУД у младших школьников на уроках литературного чтения

Методические приемы формирования УУД у младших школьников на уроках литературного чтения...

Использование активных методов и приемов обучения в работе учителя с детьми ЗПР.

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как “дети с задержкой психического развития”. Это многочисленная группа, составляющая около 50 % среди не...

Мастер-класс «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока в начальной школе».

Цель  мастер-класса: научить применять  активные методы и приемы обучения на различных этапах урока в начальной школе....

Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения.

В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благоприятной психологической атмосферы. Раб...