Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения
статья по теме

Дубакова Наталья Александровна

Описание методической системы учителя. В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благоприятной психологической атмосферы. Работа строится на принципах научности, наглядности, учета возрастных и психологических особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_sistema.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система

Речевое развитие младших школьников

 на уроках литературного чтения.

В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благоприятной психологической атмосферы. Работа строится на принципах научности, наглядности, учета возрастных и психологических особенностей детей (опора на их ведущие каналы восприятия информации), педагогики сотрудничества. 

Теоретическое обоснование: концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева по психологии речи.

Целью данной работы явилось создание условий для успешного речевого развития учащихся начальной школы на уроках литературного чтения путём решения следующих задач:

- определение наиболее эффективных путей речевого развития детей на уроках литературного чтения;

- разработка системы развивающих упражнений для расширения словарного запаса учащихся с учетом их типов восприятия, а также для формирования способности перевода информации из одной системы восприятия, обработки и хранения информации в другую;

- устранение пробелов в развитии грамматического строя речи;

- обогащение словарного запаса, развитие интереса к слову, к речи;

Актуальность. Научные исследования и опыт педагогов показывают, что неумение выразить свою мысль, бедный словарный запас, негибкость в использовании синонимов и антонимов могут существенно затормозить развитие школьников.

        В настоящее время актуальность развития речевых способностей не вызывает сомнений и приобретает особое значение. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребёнка возникают трудности, особенно в овладении русским языком  связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у них бедный словарный запас. Следовательно, надо начинать уделять внимание развитию речи как можно раньше.

Технологии: коммуникативно-деятельностного подхода, приемы развивающего обучения, информационные технологии в образовании.

Методы обучения: Интерактивные, наглядные, практические, самостоятельной работы, творческой работы. Для реализации цели мной разработана система упражнений игрового характера, направленных на развитие различных каналов восприятия информации и способности перевода информации из одной системы обработки информации в другую, а также система вопросов и заданий для диагностики ведущего типа восприятия и уровня речевого развития. С целью координации работы всех систем восприятия после изучения каждой темы учащимися самостоятельно выполняются различные  проекты с использованием новых слов (рисунки, аппликации, сочинения и др.).

Особенности содержания. Речевые нарушения и ограниченность словарного запаса - одна из причин низкой успеваемости учащихся. Речь человека тесно связана с его вниманием и памятью, образным мышлением, восприятием. В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств различают зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие информации. Как правило, младший школьник опирается на одну из трех, ведущую систему восприятия, что и порождает многие трудности при освоении школьной программы. Если у ребенка развиты зрительная, слуховая и кинестетическая системы восприятия и возможен перевод из одной системы в другую, то такой ребенок обладает высокой способностью к обучению. 

         Важно, чтобы работа над словом велась в нескольких направлениях:

  1. Орфоэпия (правила литературного произношения).

Слово должно прозвучать! Можно произнести его с ребёнком хором, проговорить по слогам (особенно те слова, в произношении которых ученик может допустить ошибки). Многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносимых норм.

  1. Лексико-семантическая сторона речи (словарный состав языка (стиль произведений), смысл языковой единицы).

   Работу над лексическим значением слова лучше начать с самостоятельного объяснения ребёнком смысла, с опорой на предложения, догадки, ассоциации. Для понимания значения слова важную роль играет контекст. На него также необходимо обращать внимание. Далее надо осуществить подбор синонимов, антонимов, отметить однозначность, многозначность слова. И как завершающий этап в этом направлении – обращение к толковому словарю.

     Очень важно заставить слово работать: составить  с ним словосочетания и предложения; объяснить разницу между парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (например: «экономный» - «экономичный»)

  1. Этимология (происхождение того или иного слова или выражения).

 Это направление помогает объяснить и запомнить  слово и его написание. Особенность его в том, что здесь формируется интерес к слову, языку, к его истории.

  1.  Творческое направление.

Ознакомление со словом должно продолжиться творческими заданиями: художественными, выборочными или подробными пересказами, сочинениями с обязательным включением изучаемых слов (например: сочинение на тему «Слово о словах»).

        В своей работе я использую игры и задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать.

  1. Работа над произношением.

      Чрезвычайно важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое выговаривание звуков. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, обычно плохое выговаривание отдельных звуков речи – р/л, с/ш и некоторых других. Поэтому методика развития речи   тесно связана с логопедией – практикой исправления недочётов произношения.

  1.    Дыхательная гимнастика

Для развития навыка чтения я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок. Эта работа вносит в урок оживление, делает его более интересным и эмоциональным. Речевая гимнастика,  которая проводится в начале урока, включает в себя 2-3 упражнения на тренировку дыхания, голоса, дикции. Правильно дышать – это значит:

  1. незаметно для окружающих делать вдох (плечи при этом неподвижны);
  2. вовремя запасаться воздухом;
  3. постепенно плавно выдыхать, расходуя воздух равномерно.

Например: Упражнение 1. Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть рёбер. Вдохнули. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Плавно, неспеша выдохнули. Повторяем 3-4 раза.

Упражнение 2. Задуй 1, 3, 5, много свечей на торте.

  1.     Артикуляция.  

Артикуляция – в переводе с латинского «членораздельно выговаривать». Работа органов речи, направленная на производство звуков.

  1.    Упражнения со слогами.

Например.

  1. Работа с таблицей составления слогов: - Составь слог в клетке пересечения согласной и гласной букв.
  2. Чтение по таблице – треугольнику, где смотрят на букву в центре треугольника и читают слоги: мы, мо, мы, му, ми.
  3. «Чистоговорки»

Ра-ра-ра- начинается игра.

Ры-ры-ры – у нас в руках шары.

Ру-ру-ру – ….

- Досочиняйте стихи сами.

В моей копилке много таких упражнений для работы со слогами.

        

    4)     Упражнения со словами.

Например. Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел  - мель, мыл – мил, мал – мял, мышка – мошка, мишка - миска и многие другие.

II. Обогащение и активизация словарного запаса.

Мною составлены и систематизированы задания, на обогащение словарного запаса школьников, т.к. богатство словаря – признак высокого развития  как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Это упражнения на объяснение образных сравнений, подбор антонимов, синонимов, образования степени сравнения и т.д. при выполнении этих упражнений применяю приемы развивающего обучения.

III. Средства речевой выразительности.

Систематизирована и постоянно пополняется копилка четверостиший, песенок, загадок, скороговорок, которые сначала анализируем, а затем готовим для выразительного чтения. Средства речевой выразительности – интонация, логическое ударение, различные паузы.

                                              

Развивать речь младшего школьника мы должны на каждом уроке, и, особенно, на уроках литературного чтения. Все представленные в методической системе методы и приёмы речевого развития помогают ученику не только при работе со словом и при работе с текстом, но и способствует улучшению техники чтения. Для анализа эффективности данной работы проводилась диагностика чёткости выговаривания звуков, использования средств речевой выразительности, оценка выполнения требований к технике чтения. Результаты подтвердили целесообразность и эффективность применения данной системы.

Класс

Чёткость выговаривания звуков

Использование средств речевой выразительности

Выполнение норм техники чтения

1

60%

10%

-

2

80%

40%

40%

3

100%

80%

60%

4

100%

100%

80%

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

Развитие речевых умений у младшего школьника на уроках литературного чтения

Настоящее исследование посвящено проблеме формирования речевых умений у младших школьников на основе анализа художественного текста на уроках литературного чтения....

Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем...

Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения.

В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благоприятной психологической атмосферы. Раб...

Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творчества и креативности личности ребенка, по утверждению Н.Г. Герасимовой, интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, так как на данном возрастном этапе закладываются основы творчес...

Духовно- нравственное развитие младшего школьника на уроках литературного чтения посредством выполнения учебных заданий

Обобщение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию учеников начальных классов на уроках литературного чтения почредством разработанной и апробирванной  системы заданий к литературным текс...