Урок "Уж небо осенью дышало..."
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Конспект урока литературного чтения 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass_urok_lit.chteniya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Цель урока:

  • познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;

Планируемые результаты:

пробудить интерес к творчеству поэта;

раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;

развивать навыки выразительного чтения;

развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;

воспитывать любовь к природе.

Оборудование урока: осенние пейзажи (мозаика), аудиозапись фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку , текст стихотворения, таблица – помощница для выразительного чтения, учебник литературного чтения 3 класс, текст с деформированными пословицами.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Урок литературный,

А мы народ культурный.

На уроке не лениться,

Всем работать, отвечать,

Ну, а мы сегодня будем

Наши знанья пополнять.

#1040;ктуализация знаний.

- Ребята, я хочу предложить вам прослушать фрагмент музыкального произведения из цикла « Времена года» П.И. Чайковского. Постарайтесь определить его настроение.

(прослушивание произведения с закрытыми глазами)

- Какие чувства возникли при прослушивании?
- В какое время года приглашает нас это чудесное мелодия?
- Почему вы так думаете?

- Скажите, какая бывает осень? (ранняя, поздняя и …

III. Самоопределение к деятельности.

- Прослушайте небольшое стихотворение.

Слайд 2.

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне.

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошёл прекрасный наш поэт.

Он – гений, в этом спору нет.

- Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?

- Что нового узнали на предыдущем уроке о жизни и творчестве великого русского поэта? (ответы детей по тексту, прочитанному дома)

#1057;ообщение темы и целей урока.

-Мы с вами прослушали мелодию об осени, вспомнили моменты из жизни Пушкина.

А теперь ребята постарайтесь сформулировать тему урока.

(будем читать стихи А.С.Пушкина об осени)

V. Изучение нового материала.

Слайд 4

  • Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

- И сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из Романа А.С Пушкина «Евгений Онегин», будем учиться выразительно читать стихотворения.

. Работа с новым произведением.

  1. Подготовка к восприятию произведения.

Слайд 5.

-Какое время года больше всего любил А. С. Пушкин? Прочитав слово по кругу, двигаясь по часовой стрелке, всё время пропуская 2 буквы, вы ответите на этот вопрос.

Слайд 6.

  • А. С. Пушкин… Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение. Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары.
  • Какую осень изобразил Пушкин в отрывке из романа «Уж небо осенью дышало…» мы узнаем, послушав это стихотворение.
  1. Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в исполнении профессионального артиста. ( звучит фонограмма)

  1. Проверка первичного восприятия произведения.
  • Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
  • Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
  • Созвучно ли оно с вашим настроением?
  1. Словарная работа.

Слайд 7.

  • При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.

  1. Чтение произведения учащимися и анализ.

Чтение про себя.

Слайд 8,9

- Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят: дышал…? ( о человеке)

- Чему приписывает поэт это действие? (небу)

- Как называется это изобразительное средство языка? (олицетворение)

- Найдите ещё (осень обнажалась, ложился туман, приближалась пора)

- Как вы себе представляете это осеннее небо? ( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)

  • Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.
  • Почему поэт называет его покров таинственным? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)
  • Почему он говорит ,что деревья «с печальным шумом обнажались»? ( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)

- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? (боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)

- Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)

- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)

- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)

- Найдите метафору (переносное значение слова) в этих строчках. (стоял ноябрь)

- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)

- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?

Физминутка «Осенние листья»

Наблюдение над аллитерацией

слайд 10

Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом – это аллитерация (звуковые повторы согласных звуков, которые помогают создать звуковой образ.

ЛеСов таинСтвенная Сень

С пеЧальным Шумом обнаЖалась

- Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.

- Какие звуки создают такое ощущение? (С―Ч―Ш―Ж.)

- Какое по настроению это стихотворение?

- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо)

6. Работа над выразительностью

слайд11

- Что нужно соблюдать, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (паузы, логическое ударение)

При чтении очень важно делать паузы в нужном месте. Паузы бывают разной длительности. (короткие, средние, длинные)

- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.

- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз. (РАБОТА В ПАРАХ)

ПРОВЕРКА.

Приготовьтесь выразительно читать. (дети читают под музыку - ?, обсуждение выступлений).
Смог(ла) ли в своём чтении передать слушателям чувства и настроения рассказчика?

Чтение за диктором - ?

слайд 13

  1. Обобщение.
    - Да, поздняя осень вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Природа вечна жива , а её увядание – тоже часть жизни.

РЕЗЕРВ


Постараемся и мы почувствовать себя в роли поэта.
Работа над деформированным текстом стихотворения. Определить последовательность строк.

РАБОТА В ГРУППАХ

слайд 14
- А.С. Пушкин был мастером слова. Он умел нарисовать словесные картины так, что читая произведения, мы легко их представляем.

слайд 15

- Давайте вспомним , как описывает осень в своих пословицах народ.

- Я предлагаю вам выполнить ещё одно творческое задание « Собери пословицу» (Работа в группах)

VI. Подведение итогов.

- Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?

- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется.

VII, Рефлексия.

Слайд 16

- У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;

если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.

- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба. Но благодаря поэзии , мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.

И хочется закончить наш урок словами:

слайд 17

У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года
Надо благодарно принимать.

VIII. Итог урока. Сегодня все хорошо поработали, молодцы . Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок литературного чтения "Уж небо осенью дышало"

Цели:организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме «Уж небо осенью дышало»; на основе элементов анализа через различные формы ди...

литературное чтение А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Урок литературного чтения с презентацией...

Урок литературного чтения по теме: А. С. Пушкин. "Уж небо осенью дышало..."

Данный материал представляет собой конспект урока литературного чтения во 2-м классе, в котором представлена подробная работа над выразительным чтением стихотворения....

Учебно-методический комплект по лит.чтению "А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"

А .С Пушкин «Уж небо осенью дышало.»М.Ю Лермонтов «Осень"конспект урока+ презентация 2 кл...

Тема урока: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».

Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" составлен для ученика надомного обучения (обучающийся с ОВЗ), можно использовать для работы с классом....

Разработка урока Литературное ятение 2 класс .А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», Г.А. Скребицкий “Осень”

Цели урока: предметные - познакомить учащихся с произведениями А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» и Г.А. Скребицкого “Осень”, картинойИ.Левитана “Золотая осень”; ф...