Конспект урока "Отрывок из романа А. С. Пушины "Евгений Онегин" "Уж небо осенью дышало", стихотворение М.Ю. Лермонтова "Осень"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Иванова Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературного чтения

Выполнила студентка 41 группы      Иванова Ирина

Проверила: Быстрова С.Ю. _______

Отметка: _______________________

Дата: 02.03.2016

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 2а

Тема урока: Отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - «Уж небо осенью дышало», Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Осень».

Цель урока: познакомить с произведениями А.С. Пушкина и  М. Лермонтова; провести сравнительный анализ поэтических произведений.

 Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся пользоваться понятием «точка зрения»; совершенствовать умение определять, от какого лица идет повествование поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения; постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы.
  • Личностные:  умение соотносить поступки и события с другой точки зрения.

Тип урока: изучение новых знаний.

Этапы урока Методы и приемы

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный.

0,3 – 0,5 мин

- Здравствуйте ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и мы с вами приступим к работе.

Приветствоать учителя

2.Речевая разминка

1 – 2

мин.

 – Прочитайте скороговорку сначала медленно, затем наращивая темп:

Четверть четверика гороха без червоточинки.

Читать скороговорку с разной интонацией и с ускорением

К: Участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые  высказывания.

3. Проверка домашнего задания

3 – 5 мин.

- Что было задано на дом? (рассмотреть репродукцию картины «Кукла»)

- Рассмотрите следующую репродукцию к картину М. Добужинского « Кукла».

- Что вы видите? ( на переднем плане окно дачного домика, на подоконнике кукла, за окном опустевший сад)

- За окном разгар лета или наступает осень? (осень)

- С помощью каких красок это показано ( блеклые, невзрачные, желтовато-коричневые говорят о наступлении осени, и только ярко-зеленые пятна напоминают об уходящем лете)

- Как вы думаете, в доме есть еще кроме куклы?

- Обратите внимание на то, есть ли шторы на окне, давно ли его открывали? (на окне нет штор, крючок-запор на коне закрыт – это создает ощущение заброшенности и пустоты в доме)

- Рассмотрите куклу. Что можете о ней сказать? ( она забыта. Брошена одинока).

- Какими переживаниями делится с нами художник? ( осенью люди покидают дачи, не слышно шума голосов. Детского смеха, пусто и скучно)

Отстаивать свою точку зрения; разбирать главную мысль картины

5. Открытие нового знания

Работа над I частью стихотворения А.С.Пушкина.

(Чтение про себя).

- Обратите внимание на знаки препинания, стоящие в конце каждой строки. Что вы заметили?

 После каждой строки стоят запятые, в конце – точка.

- Как будем читать эту часть стихотворения?

Читать будем медленно, вдумчиво.

- О каком времени года рассказывает поэт? (об осени)

- Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идет речь? (о поздней осени «стоял ноябрь уж у двора»)

- Радует ли героя-рассказчика поздняя осень? (не радует, он называет ее «скучная пора»)

- Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью? («лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»)

- Что это значит? (деревья сбрасывают последние листья)

- Поэт стремится, чтобы мы не только увидели, но и услышали. Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться. («…с печальным шумом»)

- Какой это шум? (шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами)

- Найдите строки, где говориться о перелетных птицах. Что они делают? («Гусей крикливых караван тянулся к югу»)

- Что это значит? Что мы представляем? (птицы улетают на юг)

- Мы только видим это? (нет, мы еще слышим крики гусей)

- Как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами)

- Вам не кажется, что мы приоткрыли тайну? Что хочет сказать поэт?

1 тайна: Поэт хочет, чтобы мы не только видели картины осени, но и слышали ее звуки.

- Почитайте первую строку стихотворения («Уж небо осенью дышало»)

- Как вы это представляете? ( небо серое, затянутое тяжелыми облаками)

- Как поэт изображает осеннее небо? (как живое существо)

- Еще о каких признаках осени поэт говорит, как о живых существах? (солнышко блистало, леса обнажились, караван гусей тянулся)

- Этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.

- Как вы думаете, почему поэты часто пользуются приемом олицетворения? (чтобы показать живую жизнь природы)

2 тайна: Поэт рассказывает об осени, о ее признаках, как о живых существах.

- 1 часть стихотворения – это впечатления, размышления или наблюдения автора? (впечатления)

- Ребята, как вы думаете, какая музыка подойдет к этому стихотворению: тихая или громкая, быстрая или медленная, радостная или грустная? (тихая, медленная, грустная)

- Читаем вторую часть стихотворения.

- Что вы заметили? (после многих строк стоит ; и – )

Чтение 2й части стихотворения по цепочке.

- Миша тоже читал 2ю часть стихотворения и записывал свои ощущения такими словами. Давайте расшифруем Мишину запись.

Какие строки стихотворения породили Мишино ощущение?

(Дети читают и соотносят строки стихотворения с Мишиными высказываниями)

- Вы согласны с Мишей?

- Какие картины вы «нарисовали» ко второй части?

- Вы нарисовали только осенние картины? (Нет. Картины луга, пастушка с коровами – это летний пейзаж)

- Как вы думаете, зачем автор пишет об этом? (Автор хочет, чтобы мы вспомнили то, что было летом, до наступления осени)

- Ребята, а вы сейчас приоткрыли еще одну тайну.

3 тайна: Поэт хочет, чтобы мы видели не только картины осени, но и вспомнили, что было лето, на лужке паслись коровы, а потом их не стало

- А вот и летняя картина «Летний луг» ( на доске или экране)

- Какое у вас настроение, когда вы на нее смотрите? (Радостное, на картине цветущий луг, голубое небо, яркое солнышко)

- Ребята, как вы думаете, какая музыка подойдет к этой картине: тихая или громкая, быстрая или медленная, радостная или грустная? (радостная, быстрая, достаточно громкая)

- В начале урока мы не могли ничего сказать о тайнах, которые скрываются в строках стихотворения. Давайте вспомним, какие тайны мы уже приоткрыли?...

- Сегодня мы познакомимся с еще одним литературным произведением. Это стихотворение М.Ю.Лермонтова «Осень». Сядьте удобнее, закройте глаза и послушайте стихотворение.

- А вам не кажется, что Лермонтов видит в осени многое из того, о чем писал Пушкин? Давайте прочитаем оба стихотворения и найдем общее в двух картинах осени.

- Мы видим, что поэты писали об одинаковых картинах осени. А можно ли сказать, что стихотворения получились одинаковые? (Нет)

- Как поэты относились к поздней осени? Нравится ли им период поздней осени? (Пушкин называет этот период «Скучной порой», Лермонтов видит «поникшие ели зелень мрачную хранят»)

- А общее впечатление складывается о стихотворениях?

- Поэты видят красоту в окружающей их природе, любят свою землю и стараются донести это до читателей, т.е. нас.

-Вот мы еще одну тайну приоткрыли. Чему нас учат поэты?

4 тайна: Поэты учат нас видеть красоту в простом: в том, что нас окружает, и любить природу.

- Давайте прочтем эти стихотворения еще раз.

Выразительно читать стихотворения

Отвечать на вопросы по теме стихотворений

Находить в тексте слова, помогающие ответить на вопросы

Разгадывать тайны стихотворений

Отвечать на вопросы по стихотворению

представлять картины, которые ассоциируются со стихотврениями

 

Знакомство с новым стихотворением

Рассуждать о красоте осени

П.:

общеучебные (поиск в и выделение необходимой информации - правила об обращении)

К.:

планирование и осуществление  учебного сотрудничества при работе в паре.

П.:

логические

(анализ, подведение под понятие).

Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, словаря и учебника; Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы; аргументируют собственное мнение.

П: ориентироваться на разнообразие способа решения задач

К: формулировать собственное мнение и позицию

Л: учебно  – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Р: принимать и сохранять учебную задачу

7.Итог  урока

Домашнее задание

2 – 3 мин

- Понравились вам стихотворения?

- Сколько нам приоткрылось тайн? Как вы думаете, почему они нам приоткрылись? (мы читали вдумчиво, работали над словами и предложениями)

- Давайте вспомним еще раз эти тайны.

- Сегодня вы хорошо поработали.

Выразительное чтение изученных стихотворений

Подводить итоги прошедшего урока

Р.: Учатся совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 2

Михаил Юрьевич Лермонтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия «Уж небо осенью дышало…».

План-конспект внеклассного мероприятия  с использованием ЭОР....

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»Цели:-  спомощью системы вопросов и заданий к стихотво...

Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Конспект урока литер. чтения "А. С. Пушкин  «Уж небо осенью дышало»...

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа в стихах "Евгений Онегин")....

Стихотворение А. С. Пушкина "Уж небо осенью дышало" Рабочий лист

Рабочий лист к уроку литературного чтению для 2 класса к стихотворению А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало..."...

Стихотворение А. С. Пушкина "Уж небо осенью дышало" Рабочий лист

Рабочий лист к уроку литературного чтения для 2 класса к стихотворению А. С. Пушкина "Уж небо осенью дышало"...