Технологическая карта урока литературного чтения: "Сказка «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского", УМК «Перспектива», 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Юсупова Дамиля Жумабековна

Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказки «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с биографическими сведениями об авторе и со сказкой «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского.

2. Учить анализировать (определять основную мысль, главных героев, выражать своё впечатление) сказки «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского.

Предметные:

1.  Знать биографические сведения об авторе и  содержание сказки «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского.

2. Уметь анализировать (определять основную мысль, главных героев, выражать своё впечатление) сказку «Мороз Иванович»В.Ф.Одоевского.

Развивающие:

1. Развивать речь через устные и письменные ответы обучающихся.

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей.

Личностные:

1. Выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета и правил общения.

2. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к литературному чтению, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к культуре и языку народов России.

2. Формировать навыки сотрудничества в парах.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 03.2023

Школа: МАОУ Академический лицей №95

Класс: 3-5

Урок: 4

Время: 10:35-11-15 Кабинет: 320

Студент: Юсупова Дамиля Жумабековна

Группа: 33

Учитель: Маслобойникова Анастасия Вадимовна

Методист: Синтяева Галина Анатольевна

Тема урока: Сказка «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского

Тип урока: «Открытие» нового знания

Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения сказки «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с биографическими сведениями об авторе и со сказкой «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского.

2. Учить анализировать (определять основную мысль, главных героев, выражать своё впечатление) сказки «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского.

Предметные:

1.  Знать биографические сведения об авторе и  содержание сказки «Мороз Иванович» В.Ф.Одоевского.

2. Уметь анализировать (определять основную мысль, главных героев, выражать своё впечатление) сказку «Мороз Иванович»В.Ф.Одоевского.

Развивающие:

1. Развивать речь через устные и письменные ответы обучающихся.

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей.

Личностные:

1. Выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета и правил общения.

2. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к литературному чтению, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к культуре и языку народов России.

2. Формировать навыки сотрудничества в парах.

УМК: УМК «Перспектива»: 3 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Приветсвует учащихся.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Дамиля Жумабековна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Можете  садиться.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Проверьте есть ли на ваших партах тетради для самостоятельной работы, пеналы и дневники. Поднимите большой палец вверх, если вы готовы.

3. Создание эмоционального настроя.

- Для сегодняшнего урока я предлагаю вам такой девиз «Без труда нет плода». Как вы его понимаете? Отвечаем по поднятой руке.

Верно! Я уверена, что мы последуем этому девизу и наш урок пройдет интересно и продуктивно. У каждого из вас лежит лист самооценивания, мы будем его использовать на протяжении урока.

1.Приветсвуют учителя.

2.Проверяют готовность к уроку.

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

-Если человек не будет трудиться, то и пользы от его труда не будет.

УУКД: Воспринимать и формулировать суждения, конкретно и аргументированно высказывать своё мнение

Учебная презентация

Актуализация знаний и  мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов:

4кроссворд

Внешний контроль

1.Организует актуализацию знаний

- Посмотрите на слайд, я предлагаю вам сыграть в игру «Правда-ложь» Правила игры очень просты. На экране появляется вопрос, вы, по поднятой руке, отвечаете, правда это или ложь.

- Давайте начнем!

1.Сказки бывают волшебные, бытовые, о животных.

2.Героями сказки могут быть только люди

3.В сказке события повторяются 5раз

4. Один из признаков волшебной сказки- волшебные предметы.

5.Структура сказки-зачин, основная часть, концовка

-Молодцы, все верно.

-Посмотрите на экран. Соотнесите автора и его произведения.

Д.Мамин-Сибиряк

«Мороз Иванович»

А.С.Пушкин

«Серая шейка»

В.Ф.Одоевский

«Сказка о царе Салтане»

-Что общего между этими сказками?

-Какие еще сказки бывают?

-С каким произведением мы еще не познакомились?

-Возьмите свои листы самооценивания и заполните первый пункт, закрасьте снежинку в той ячейке, которая соответствует вашей работе

1.Актуализируют знания. Отвечают на вопросы учителя.

-Правда

-Ложь(люди, животные, предметы)

-Ложь(3р)

-правда

-правда

1.В.М.Гаршин- «Лягушка-Путешественница»

2.Д.Н.Мамин-Сибиряк-«Сказка про храброго зайца»

3.В.Ф.Одоевский-«Мороз Иванович»

-Авторские

-Народные

-«Мороз Иванович»

УУКД:

Конструировать утверждения, проверять их истинность.

УУПД:

Проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса литературного чтения.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Группа практических методов: составление плана работы

Внешний контроль

1. Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися темы, цели и плана урока.

- Предположите какова тема нашего урока?

- Верно! А теперь сформулируйте цель.

- Отлично!

- Теперь, расставим в правильном порядке план урока.

1.Сделать вывод

2.Познакомиться со сказкой «Мороз Иванович»

3.Познакомиться с биографическими сведениями В.Ф. Одоевского

4.Ответить на вопросы после прочтения сказки

5.Составить план 1части.

6. Выполнить самостоятельную работу.

1. Формулируют тему

-Сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

2. Формулируют цели

- Познакомиться с биографическими сведениями об авторе и содержанием сказки «Мороз Иванович» В.Ф. Одоевского.

3. Составляют план урока

1. Познакомиться с биографическими сведениями об авторе;

2. Прочитать 1часть сказки «Мороз Иванович»;

3.Ответить на вопросы после прочтения сказки

4.Составить план 1части.

5. Выполнить самостоятельную работу.

6.Сделать вывод.

УУПД:                   строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД:

Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий

Учебная презентация

«Открытие» детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, работа с учебником

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

-Итак, что мы должны сделать сначала? 

-Верно.

- Кто из вас читал сказки Владимира Федоровича Одоевского? Какие?

-Давайте познакомиться с биографическими сведениями об  авторе. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик, но перед просмотром, посмотрите на слайд. После просмотра видео, вам нужно будет ответить на вопросы:

1.На каком инструменте любил музицировать В.Ф.Одоевский?

2.Самым любимым занятием автора было?

3.Самыми популярными произведениями автора являются?

-Итак, давайте ответим на вопросы

-Ребята, скажите, какой пункт плана мы выполнили?

-Возьмите свой лист самооценивания, заполните второй  пункт.

-Откройте учебники на с.76 и прочитайте название сказки.

- Как вы думаете, почему она так называется?

-Вполне возможно

- Предположите, кого автор называет Мороза Ивановича?

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

- У этой сказки есть эпиграф. Что такое эпиграф?

-Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

- Каков смысл этой пословицы?

-В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. В парах обсудите значение этих слов.

-Итак, давайте проверим, кто хочет сказать значение первого слова?

Рубить платки – подшивать платки

Студенец - колодец

Горница – парадная половина крестьянской избы

Почивать – лег спать

Окостенели - замерзли

Стрепня – еда

Затейница – выдумщица.

-Значение данных слов поможет вам понять содержание сказки. Я начну читать, а вы внимательно слушайте, чтобы ответить правильно на вопросы.

- Итак, какой пункт плана мы выполнили?

-Закрасьте снежинку во 3 пункте ваших листов самооценивания в ячейке

1.Отвечают на поставленные вопросы.

-Познакомиться с биографическими сведениями об авторе.

Слушают учителя

1.Ингармонический клависин

2.литература

3. «Городок в табакерке», «Мороз Иванович»

Смотрят видеофрагмент

-Познакомились с биографическими сведениями об авторе.

-Потому что речь пойдет о Морозе

-Это дедушка Мороз

- Добрый, мудрый

- Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.

-Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.

Слушают сказку

-Прочитать сказку

УУПД:  

Читать, интерпретировать графически представленную информацию

УУРД:

Согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации

Учебная презентация

Первичное закрепление (4-5  мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа практических методов: упражнения

Внешний контроль

 -Давайте ответим на вопросы.

- Понравилась ли вам первая часть сказки? Почему? Хотели ли вы узнать, что будет дальше?

- Ребята, напомните, что такое основная мысль?

- Да, верно.

- Можем ли мы однозначно ответить на вопрос «какова главная мысль сказки?»

-Почему

-А можем ли предположить, что хочет донести до нас автор?

- Всё верно.

-Почему автор назвал свою сказку Мороз Иванович?

-Ребята, кто является героями сказки?

-Как автор изображает в сказке Мороза Ивановича?

-Почему автор дал девочкам такие имена?

-Какие девочки по характеру?

-Какой пункт плана мы выполнили? Закрасьте снежинку в 4 пункте листа самооценивания

-Ребята, я предлагаю вам разделить 1часть сказки на микротемы и озаглавить их.

-Кто озаглавил 1 микротему? Прочитай начало и конец 1микротемы

-Кто озаглавил 2микротему, 3 микротему. Прочитай начало и конец микротем.

-Молодцы, какой пункт плана мы выполнили?

-В листах самооценивания закрасьте снежинку в 5 пункте

-Да/нет

- Основная мысль, это то, что хотел донести до нас автор.

-нет

-Потому что прочитали не всю сказку

- тот, кто любит и умеет трудится нигде не пропадет и повсюду ему будет почет и уважение.

-Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены.

-Потому что речь идет о Морозе Ивановиче

-Рукодельница, Мороз Иванович, Ленивица

-Чтобы показать их характеры

-Ленивица- злая, ленивая, а Рукодельница добрая, трудолюбивая.

-Ответили на вопросы

1.Девочки Рукодельница и Ленивица

2.Случилась беда

3.Встреча с Морозом Ивановичем

4.Награда от Мороза Ивановича

-Составить план.

УУКД: Воспринимать и формулировать суждения, конкретно и аргументированно высказывать своё мнение

УУПД:

 Находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию

УУРД:

Осуществлять контроль процесса своей деятельности,

мобилизовать силы и энергию

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: упражнения

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Самоконтроль

-Давайте проверим, как вы поняли содержание 1 части.

 -На ваших столах лежат карточки. Вам необходимо решить этот тест, на это задание я даю вам 3 мин.

1. Имя автора произведения «Мороз Иванович»

А)В.Ф.Одоевский

Б)В.М.Гаршин

В)Д.Н.Мамин- Сибиряк

Г)И.А.Бунин

2.Что означает выражение «платки рубить»

А)парадная половина крестьянской избы

Б)привлекать внимание

В)подшивать платки

Г)старинное оружие

3.Какая беда приключилась с Рукодельницей?

А)упала с горки

Б) упало ведро в колодец

В) порвался платок

Г)сломала спицы

4.Что Рукодельница увидела в печке?

А)пирог

Б)пирожок

В)хлеб

Г)булочку

5.Сколько дней попросил послужить у себя Мороз Ивановчи Рукодельницу?

А) три

Б)один

В)пять

Г) два

6.Из чего была перина Мороза Ивановича?

А) из снега

Б)из листьев

В)из перьев.

-Итак ребята, давайте проверим как вы выполнили работу. Посмотрите на слайд, сверьте с ответами.

-Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки

-Молодцы

-У кого 1-2 ошибки?

-Хорошо. Поставьте себе соответствующую оценку

-Скажите, какой пункт плана мы выполнили?

-Закрасьте снежинку в листе самооценивания

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют работу.

-Выполнили самостоятельную работу

УУКД:  Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии

УУРД:       Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины

УУПД:  

Читать, интерпретировать графически представленную информацию

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение (7-8 минут)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа практических методов: задания по плану

Группа наглядных методов: раздаточный материал, показ презентации

Внешний контроль

-Ребята, я предлагаю вам разделиться в группы по 4 человека. Для начала скажите, как мы работаем в группах?

-Молодцы, итак каждой группе я выдам карточку. Вам нужно составить характеристику героя, который представлен в вашей карточке (Рукодельница, Ленивица, Мороз Иванович).

-На это задание я даю вам 2 мин.

-Давайте проверим, посмотрите на слайд.

-Не перебивать друг друга, слушать мнение каждого.

Выполняют задание в группах.

  1. –Девочки Рукодельница и Ленивица

-Случилась беда

-Встреча с Морозом Ивановичем

-Награда от Мороза Ивановича

   2)- Рукодельница — добрая, трудолюбивая и скромная девочка. Она делала всю работу по дому, а оказавшись у колодце выполняла все задания Мороза Ивановича, за что и была вознаграждена.

-Ленивица — ленивая девочка, которая спит до обеда, потом считает мух и жалуется на скуку.

-Мороз Иванович — добрый и справедливый волшебник, обитает в колодце, нанимает на службу каждую из девочек.

УУПД:       Читать, интерпретировать графически представленную информацию

УУКД:

Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению

Раздаточный материал «План анализа»

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Индивидуальная

Самоконтроль

1.Организуеет беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому откройте свои дневники и запишите домашнее задание: чтение и анализ сказки «Мороз Иванович

- Вернёмся к подведению итогов.

-Какая была тема урока.

-Какую цель мы перед собой ставили?

- Что вы узнали в процессе изучения сказки?

-Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли цели.

-Что вызвало затруднения у вас на уроке?

- Что было полезным?

-Что понравилось?

-Все ли пункты плана мы выполнили? Заполните последний пункт в ваших листах самооценивания.

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

Записывают домашнее задание.

-сказка «Мороз Иванович»В.Ф.Одоевского

-Изучить и проанализировать сказку

-Что нужно всегда трудиться, а не лениться

- Все

Ответы детей

2. Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке.

УУРД:        Оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация

Раздаточный материал «лесенка успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка-цепочка. Репка"

Технологическая карта изучения темы (результат)УчительМамина Алёна РашитовнаПредметЛитературное чтениеУМКПерспективная начальная школаКласс1 «А»Тип урокаУрок открытия новых знанийТехнологи...

Технологическая карта урока литературного чтения "сказка о серебряном соколе" (УМК Перспектива, 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся с помощью произведения Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе».Задачи урокаДидактические:  1. Знать содержание произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка о царе Салтане"(УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: создание условий для развития умения работать с текстом, составлять сравнительные характеристики героев с опорой на текст на основе произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане....

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка «Бременские музыканты» Братьев Гримм»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты».Задачи урока:Дидактические:Знать сведения об авторах сказки, их творчес...

Технологическая карта урока Литературного чтения: " «Сказка про Храброго зайца –Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост Дмитрия Мамина-Сибиряка." (2 класс, УМК: "Перспектива")

Цель урока: Формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе чтения сказки. Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся со сказкой «Сказка про Храброго зайца &nda...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказки народов севера"

Урок внеклассного чтения. Способствует развитию умения коллективно инсценировать прочитанные сказки, формирует чувства прекрасного...