Технологическая карта урока литературного чтения "сказка о серебряном соколе" (УМК Перспектива, 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

 Малыхина Наталья Сергеевна

Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся с помощью произведения Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать содержание произведения Ю. Коваля «Сказка о серебряном соколе»;

  2. Научить отличать сказку от других литературных жанров;

  3. Уметь ориентироваться в тексте и находить ответы на поставленные вопросы;

Развивающие:

  1. Развивать навыки выразительного чтения на уроках, через работу с текстом произведения;

  2. Развивать умение работать с текстом учебника;

  3. Способствовать развитию связной речи учащихся, в процессе учебного диалога;

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность и культуру поведения на уроке ;

  2. Способствовать формированию интереса к уроку литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 20.04.2021

Школа: МАОУ СОШ № 104

Класс: 3 «М/Х»

Урок: 4

Время: 10.45 – 11.25           Кабинет: 211

Студент: Малыхина Наталья Сергеевна

Группа: № 31

Учитель: Балдина Вера Александровна

Руководитель практики: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока:  «Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряннм соколе»

Тип урока: открытие «нового» знания

Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся с помощью произведения Ю. Коваля «Сказка о серебрянном соколе».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Знать содержание произведения Ю. Коваля «Сказка о серебрянном соколе»;
  2. Научить отличать сказку  от других литературных жанров;
  3. Уметь ориентироваться в тексте и находить ответы на поставленные вопросы;

Развивающие:

  1. Развивать навыки выразительного чтения на уроках, через работу с текстом произведения;
  2. Развивать умение работать с текстом учебника; 
  3. Способствовать развитию связной речи учащихся, в процессе учебного диалога;

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность и культуру поведения на уроке ;
  2. Способствовать формированию интереса к уроку литературного чтения;

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник 3 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал, видео-фрагмент.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(4 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку

- Проверьте свое рабочее место, готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок Приветствует детей

 Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

- Я рада всех видеть. Меня зовут Наталья Сергеевна, и сегодня я проведу у Вас урок литературного чтения.

- Ребята, посмотрите на слайд. Кто хочет прочитать нам пословицу?

- Как вы понимаете эти слова?

- Да, вы все правы. Эта пословица обозначает, что человек, который мало читает, становиться беспомощным, как без рук. Ребята, эта пословица будет девизом нашего сегодняшнего урока.

Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию.

 - Ребята, у каждого из вас на парте лежит карта успеха. В левом столбике написаны задания, которые мы с вами будем выполнять в течение урока, а справа – столбик для баллов. За каждое правильно выполненное задание, вы должны ставить в карту успеха 1 балл, а в конце мы подведем итог.

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя и присаживаются на места

- «Счастлив тот, у кого совесть спокойна»

Л: целеполагание;

Л: смыслообразование;

 

М (К): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

ТСО, учётная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(8  мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Наглядный: демонстрация слайдов

Словесный: беседа

Объяснительно-иллюстративный: показ слайдов 

Аудио-метод

Метод предвосхищения событий

   

Проводит речевую разминку.

- Мы начнем наш урок с речевой разминки.

- Сначала послушайте скороговорку.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

- Теперь прочитайте её в пол голоса все вместе.

- Еще раз, но теперь быстрее.

- И последний раз очень быстро.

- Молодцы!

Организует повторение ранее изученного материала

- Скажите, пожалуйста, с каким автором Вы познакомились на прошлом уроке литературного чтения. Отвечаем по руке.

Подводит учащихся к теме урока

– Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы будем читать на уроке.

Он выбрался из скорлупы.

Жнут воздух крылья, как серпы.

Глаз зоркий. Песня его- клёкот.

Летит по небу быстрый…

Отвечают на вопросы учителя

- сокол

Ответы детей

(М)П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

(М) К:  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

ТСО, учётная презентация

Постановка учебной задачи

(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

Помогает и направляет учащихся в формулировке темы урока

- Как вы догадались, что это загадка о соколе?

- Подумайте, о ком мы сегодня будем говорить?

-Совершенно верно. Давайте предположим тему нашего урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Юрия Иосифовича Коваля «Сказка о серебрянном соколе»

- Какие цели поставим на урок?

Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке

- Чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо составить план урока. На слайде Вы видите слова-подсказки.

Познакомиться…

Потренироваться…

Ответить…

Ответы детей

- о соколе

- сказка о соколе

- Познакомиться с произведением Юрия Иосифовича Коваля «Сказка о серебрянном соколе»

1. Познакомимся с новым произведением 2. Потренируемся в чтении произведения.

3. Ответить на вопросы

(М)К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(М) П: анализ, синтез, обобщение; установление причинно-следственных

(М)П: целеполагание

ТСО, учётная презентация

Открытие «нового» знания

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный метод

- Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать биографию Юрия Иосивича Коваля. Будьте внимательны, после этого я задам вам несколько вопросов.

Юрий Иосифович Коваль (1938- 1995) российский беллетрист. Родился в Москве. По окончании Московского государственного педагогического института работал в сельской школе в Татарии. Во время учебы в институте увлекся искусством фрески, мозаики, скульптуры. Занимался, кроме того, рисунком и живописью.

В начале 1960 –х. г. Коваль начал публиковать произведения для детей.Наиболее известные: «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями», «Пять похищенных монахов», «Полынные сказки». При жизни было опубликовано более 30 его книг, в основном детских.

Осуществляет выборочный контроль.

- В каком году родился Ю.Коваль?

- В каком городе родился писатель?

- Какой институт он окончил?

- Назовите наиболее известные произведения Ю. Коваля?

- Молодцы, ребята. Все верно. Оцените себя в карте успеха.

Динамическая пауза

Слушают биографию писателя.

- 1938

- Москва

Московского государственного педагогического институт

- «Приключения Васи Куролесова», «Кепка с карасями»

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

- Ребята, сейчас откройте учебник на странице 117. Будем читать сказку по цепочке, громко и выразительно. Внимательно следите за текстом, начинаем с первой парты.

- Понравилось вам произведение? Поделитесь впечатлениями

Организует фронтальную работу над данным произведением совместно с учащимися

- Почему солдат согласился послужить нечистому?

- Кого увидел солдат в клетках?

-Найдите в тексте описание каждого сокола.

- Что почувствовал солдат, увидев соколов? Почему?

- Почему береза не сразу обратилась к солдату с помощью?

- Сразу ли разобрался солдат, что сердце ему приказывает? Что же оно ему приказывало?

- Почему же он не отказался от подсказок сердца ни во второй, ни в третий раз? Прочитайте строки, которые доказывают, что ему легче было отказаться. Как это характеризует его? Как был вознагражден солдат за свою доброту и смелость?

- Почему солдат решил сразиться с нечистым? Что подсказало ему сердце?

- Какие чудесные превращения встретились в сказке?

- Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете содержание сказки. Оцените себя в карте успеха.

Читают сказку.

- нечистый предложил хорошее жалованье

- трех соколов

- ему стало их жалко

- потому что у нее не бвло денег, чтобы ему заплатить

- нет

- береза превратилась в девушку, соколы – в ее братьев

Самостоятельная работа

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический

Организует закрепление знаний учащихся

- Сейчас вы поработаете самостоятельно. На страницах 118 и 123 изображены иллюстрации. Внимательно рассмотрите их (1 вариант – стр.118, второй – стр. 123)  и ответьте на вопросы:

1. Кто на ней изображен?

2. Какой момент изображен художником?

3. Какие краски и тона преобладают в картине? Почему?

4. Кто главный герой картины? Какие чувства испытывает он? Как это изобразил художник?

- На выполнение задания 4 минуты, приступаем к работе.

Организует самооценивание.

- Заканчиваем работу, проверяем.

- Поставьте 1 балл в карте успеха, если справились с заданием. Поднимите руку, кто поставил себе 1 балл?

Выполняют самостоятельную работу.

Включение в систему знаний, повторение

(20 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Метод организации взаимодействия: работа в парах/группах

Парная форма работы

Проводит работу с изученным материалом

- Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Но для начала давайте вспомним правила работы в парах.

- Ребята, познакомьтесь с планом:

  1. Знакомство с соколом.
  2. Просьба березки.
  3. Встреча с дедушкой.
  4. Знакомство с березой.
  5. Встреча с нечистым.
  6. Выпустил сокола с серебряной палаты.
  7. Выпустил сокола с золотой палаты.
  8. Выпустил сокола с медной палаты.
  9. Расколдовал девушку-березку и братцев- соколов
  10. Бой солдата с нечестью.

- Как вы думаете, все ли здесь правильно? Может быть что-то стоит изменить?

- Ваша задача восстановить план сказки, на работу у вас 2 минуты, приступаем к работе.

Осуществляет выборочный контроль.

- Заканчиваем работу, проверяем по эталону на слайде.

- Поднимите руку, кто выполнил все правильно? У кого была одна ошибка?

- Молодцы, ребята. Поставьте один балл, если успешно справились заданием.

Работают в парах, отвечают на вопросы.

(М) К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(М) П: установление причинно-следственных связей

ТСО, учётная презентация

Рефлексия деятельности

(6 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Организует содержательную оценку деятельности

- Какова была тема нашего урока?

- Какую мы ставили перед собой цель? Кто считает, что мы достигли поставленной цели, поднимите руку.

 - Что нового вы узнали?

Организует эмоциональную оценку деятельности

- Сейчас я предлагаю вам посчтать баллы в карте успеха. У кого 3 или 4 балла? Это значит, что Вы активно работали на уроке.  1-2 балла – на следующем уроке нужно работать более активно и постараться еще больше.

-За что Вы можете себя похвалить?

- Спасибо вам за это урок, мне было очень приятно с вами работать. До новых встреч!

Отвечают на поставленные вопросы

Оценивают деятельность на уроке и прощаются

(М) П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка

Л: понимание причин успеха\неуспеха в учебной деятельности

ТСО, учётная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс УМК «Гармония»

Урок литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Волшебное слово"...

Технологическая карта урока литературного чтения С. Михалков «Сила воли» 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: С. И. Михалков «Сила воли» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; воспитывать положительные качеств...

Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»Цели урока: - Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказывать, создавать творческие работы.Пр...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...

Технологическая карта урока литературного чтения "Ребята и утята" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний и читательской компетенции в процессе изучения произведения М.М. Пришвина «Ребята и утята».Задачи урокаДидактические:1.    Форм...

Технологическая карта урока литературного чтения. "Братья Маугли. Редьярд Киплинг". (3 класс), УМК "Перспектива"

Тип урока: рефлексия  Цель урока: формирование читательской компетентности обучающихся с помощью произведения Редьярда Киплинга «Братья Маугли».Задачи урока Дидактические:Знать с...

Технологическая карта урока литературного чтения "И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек"" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока:  «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с биографией Ивана Сергеевича Соколова-Микитова и с его сказкой «Л...