Технологическая карта урока литературного чтения «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Киселёва Елизавета Петровна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 а

Тема урока: «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Цели урока: - Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказывать, создавать творческие работы.

Предметные:

Развивать устную речь, расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.

 Личностные:

 прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;           

использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit-03-03.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 а

Тема урока: «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Цели урока: - Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказывать, создавать творческие работы.

Предметные:

Развивать устную речь, расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.

 Личностные:

 прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;          

использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.


Этапы, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич.: хоровое чтение

речевая разминка

Наглядн: работа со слайдом

Словесн.: объяснение устойчивых выражений

8.30-8.31

8.31-8.35

8.35-8.40

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись

- Ребята, сегодня мы продолжаем работу по сюжету произведения И. Сколова-Микитова «Листопадничек».

   На улице зима, а мы возвращаемся в осень. Придать осеннее настроение нашему уроку поможет музыкальное произведение итальянского композитора Джакомо Пуччини, ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки».

  Послушайте музыку и скажите: «Какие картины осени возникают перед вашими глазами?». Чтобы что-то увидеть, представить, музыку нужно слушать в абсолютной тишине. (Слушание музыки).

- Ребята, что вы представили, слушая эту музыку?

- Что общего у сказки «Листопадничек» и данного музыкального произведения?

- Чтобы построить дальнейшую работу по сказке, мы выполним ее содержание и попробуем рассказать в лицах. А помогут мне Шамедько Настя, Селин Игорь, Казанова Таня, Скрылева Юля.

- Почему автор дал такое название произведению? (Это произведение о зайчике, который родился осенью. А таких зайчат называют листопадничками).

- Дети, давайте уточним, это рассказ или сказка? Почему? (Это сказка о животных. Там животные разговаривают, путешествуют).

- Разделим эту сказку на части и озаглавим каждую, т.е. составим план. (Дети высказывают свое мнение).

- Сюжет данного произведения положил созданию проектных, творческих работ. Ребята нашего класса сегодня представят свои проектные работы, будут их защищать.

- Несколько человек выполнили групповую работу, составили план в картинках. Юля сейчас расскажет, как работали и что у них получилось, вы увидите.

Приветствовать учителя;

Настраиваться эмоционально на урок;

Читать с разной интонацией и темпом;

Читать и объяснять устойчивые выражения;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

2.

Постановка учебных задач

Словесн.: составление слов

8.40-8.45

- Прежде чем составить иллюстрированный план, мы составили план сказки и стали собирать материал для иллюстрирования рисунки, фотографии, составляли сюжеты, сделали фотографии и оформили работу. Вот что у нас получилось.

  На экране появляется план в картинках:

  1. Рождение зайчонка.
  2. Мечта Листопадничка.
  3. Подготовка животных к зиме.
  4. Зайчонок в хатке бобров.
  5. За долгую зиму натерпелся большого страху.
  6. Наконец-то дома!

- Как вы думаете, удачный ли получился план?

- Свою дальнейшую работу мы будем строить по этому плану.

- Ребята, какая была мечта у зайчонка?

- А почему ему захотелось отправиться в теплые страны?

- Дети, очень трудно каждому из нас пронаблюдать, как животные готовятся к зиме, я хочу вашему вниманию предложить фильм на эту тему.

Составлять слова;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Физминутка

8.45-8.46

- Ребята, но прежде чем приступить к чтению давайте немного отдохнём:

Рано утром, на полянке,
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой топ-топ!
Правой ножкой топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Вы резвиться не устали?

Выполнять движения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

3.

Решение частных задач.

Практич.: чтение учителем

Практич.: чтение по цепочке

Словесн: ответы на вопросы;

8.46-9.05

9.05.-9.10

Читая рассказ о зайчике, мне тоже захотелось отправиться в путешествие за журавлями.

Осенью затянут небо густые осенние тучи, повиснут над полями холодные частые дожди. «Курлы-курлы-курлы» - не очень громко раздается за березовой рощей. Это начинает разговор одна птица. «Курлы-курлы-курлы» - отвечает ей другая , потом третья. И вот над полем показался клин журавлиной стаи. Птицы летят медленно, будто стараясь запомнить те места, которые покидают. Журавлиная стая летит на зимовку на юг. И я иду за ними.

Также как и Листопадничек я попаду в гости к бобрам. Бобры – очень интересные звери. Только они умеют строить на речках и ручьях настоящие плотины, прокладывать в лесу настоящие каналы и , как заправские лесорубы, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья.

Прочная, зацементированная речным илом, бобровая плотина не боится даже бурного половодья. Но вот плотина построена, вода в ручье поднялась, образовался большой лесной пруд – посреди пруда вырос бобровый дом – хатка. Уровень воды в пруду бобры поддерживают так, чтобы вход в хатку был все время под водой, тогда никто чужой не сможет заглянуть в бобровую квартиру. Внутри хатки тепло и просторно. Там звери отдыхают днем, а вечером отправляются на «лесозаготовки».

Вот бобер нашел осину или иву и начинает подгрызать дерево со всех сторон. Дерево наконец падает – и от него остается острый пенек. По такому пеньку сразу можно узнать работу бобров.

Упавшее дерево бобры тщательно разделывают: отделяют ветки, перегрызают на несколько частей ствол и складывают рядом с хаткой. Так бобры устраивают себе на зиму продовольственные запасы. Замерзнет пруд, а бобры будут сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки осины, ивы, березы, тополя, которые они очень любят.

Перезимуют бобры в своей хатке, а к весне появятся у них маленькие бобрята. К осени зверки подрастут, и вся трудолюбивая семья вместе подправляет свою плотину, ремонтирует хатку и устраивает новые запасы веток.

Мех бобра очень ценен, он теплый, прочный и не боится воды. Поэтому бобров почти всех истребили. В настоящее время людям пришлось спасать этих редких зверей. Там, где бобры уцелели. Были устроены заповедники, запрещена охота на них.

- Ребята, как вы думаете, что нового узнал он из своего путешествия? (Он узнал больше о жизни бобров).

- Давайте посмотрим фильм об их работе.

Читать;

Слушать и следить;

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

4.

Рефлексия. Подведение итогов

9.10-9.15

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

- Справились ли мы с поставленными задачами?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

- Домашнее задание: читать рассказ.

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс УМК «Гармония»

Урок литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Волшебное слово"...

Технологическая карта урока литературного чтения С. Михалков «Сила воли» 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: С. И. Михалков «Сила воли» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; воспитывать положительные качеств...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.Дуров «Наша Жучка» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Дуров «Наша Жучка»Цели урока: - Воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньш...

Технологическая карта урока литературного чтения «С. А.Есенин «Черемуха» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С. А.Есенин «Черемуха»Цели урока: - Учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;Предметные:учить ...

Технологическая карта урока литературного чтения "И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек"" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока:  «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с биографией Ивана Сергеевича Соколова-Микитова и с его сказкой «Л...