Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Киселёва Елизавета Петровна

    Предмет: Литературное чтение

    Класс: 3 а

    Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»

    Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следующие планируемые результаты:

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные:

    умение прогнозировать содержание по названию произведения;

     Личностные:

            прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;           

    использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

     

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 01-03.docx27.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Литературное чтение

    Класс: 3 а

    Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»

    Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следующие планируемые результаты:

    Планируемые результаты:

    • Предметные:

    умение прогнозировать содержание по названию произведения;

     Личностные:

            прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;          

    использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.


    Этапы, методы и приёмы

    Хро-номе-траж

    Содержание. Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.

    Мотивационный

    Словесн.: слово учителя

    Практич.: хоровое чтение

    речевая разминка

    Наглядн: работа со слайдом

    Словесн.: объяснение устойчивых выражений

    8.30-8.31

    8.31-8.35

    8.35-8.40

    - Здравствуйте, ребята!

    Вот звенит для нас звонок –

    Начинается урок.

    Ровно встали, потянулись

    И друг другу улыбнулись

     А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв.

    1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К)

    2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)

    3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)

    4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)

    5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)

    6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)

    7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)

    Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение:

    В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)

    - Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)

    - Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.

    - Вы уже догадались, что написал его Виктор Петрович Астафьев.

    - На доске вы видите годы жизни писателя:

    1 мая 1924 г - 29 ноября 2001г

    - Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»)

    - Сформулируйте цели урока.

    (собираем цветок)

    - Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.

    - Прежде чем мы приступим к работе с этим произведением, давайте проведём речевую разминку.

    Приветствовать учителя;

    Настраиваться эмоционально на урок;

    Читать с разной интонацией и темпом;

    Читать и объяснять устойчивые выражения;

    Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

    П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
    извлекать информацию, представленную в разных формах;

    П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

    2.

    Постановка учебных задач

    Словесн.: составление слов

    8.40-8.45

    - Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 98.  Прочитайте ещё раз его название. (Капалуха)

    - Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет)

    - Почему (незнакомое и непонятное слово)

    - Поэтому какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха)

    А) Словарная работа

    В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём

    • альпийские уральские луга; луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор;
    • валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
    • коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.
    • просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;
    • черничник - заросли черники;
    • пастьба – луг, где пасут скот.
    • Космы - 1. Пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные.

    2. перен. Что-л., напоминающее такие пряди.

    Б) Чтение произведения с остановками

    - Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения.

    Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

    - Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге)

    - Что могло вызвать такой переполох?

    - Давайте проверим наши предположения.

    Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)

    - Итак, кто такая капалуха?

    - Что главное в этой части?

    - Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)

    - Как могли поступить ребята?

    Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)

    - Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи)

    - Как озаглавим? (Тревога капалухи!)

    Чтение 4 части (до конца)

    Что главное в этой части?

    Как озаглавим? (Снова в гнезде!)

    После чтения

    - Итак, ребята, кто такая капалуха?

    (на доске появляется изображение капалухи)

    - Похожа она на самца глухаря? (Самка меньше и окрашена весьма пёстро, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев)

    - Какой жанр этого произведения? (рассказ)

    - Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят.

    - Сколько частей мы с вами выделили?

    - Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)

    В) Самостоятельная работа учащихся в парах с текстом произведения (Приложение 2)

    - Сейчас вы поработаете в парах и выполните предложенные задания. На всю работу вам 10 минут.?

    Г) Проверка выполненной работы

    - Итак, проверяем ваши работы

    1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? (тайга)

    2. Какие деревья росли в тайге? (ели, пихты и лиственницы, кое-где берёзки и осинки)

    - Делаем вывод: тайга – это  ….

    3. Какое растение очень подробно описывает автор? (черничник)

    - Прочитайте эти строчки.

    4. Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста? (посреди просеки, под упруго выдавшимся из-под земли корнем)

    5. Сколько яиц было в гнезде. (4)

    - Прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи.

    6. Прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду?

    - Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи? (Металась в стороне. Мела землю. Закостенели от неподвижности.)

    - Почему она хотела улететь?

    (Мать героически защищает свое потомство, и часто обманывает любителей полакомится птенцами (куниц, лисиц и др.), притворяясь раненой. Пока она отвлекает внимание на себя, птенцы уже успеют спрятаться)

    - Что особенно поразило ребят, прочитайте.

    7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха?

    - Почему ребята решили не трогать гнездо?

    8. Прочитайте как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

    9. Какие слова, характеризующие капалуху вы почеркнули?

    (Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная)

    - Как вы понимаете слово самоотверженная? (готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов)

    10. Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор?  (Люби живое! Вокруг много интересного».  Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!)

    11. Какая пословица больше всего подходит к рассказу

    Материнская ласка конца не знает

    Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет

    Мала пташка и та своё гнездо бережёт

    - Давайте попробуем составить синквейн на тему капалуха.

    - Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении. Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа.

    1 абзац расположен после слов «…сказал подошедший учитель.»

    Послушайте его:

    «…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..»

    2 абзац - последний.

    «…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».

    - Итак, кто догадался, о чём ещё хотел сказать нам автор?

    Составлять слова;

    Определять тему урока;

    Ставить цели урока;

    К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

    Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

    Физминутка

    8.45-8.46

    - Ребята, но прежде чем приступить к чтению давайте немного отдохнём:

    Рано утром, на полянке,
    Так резвились обезьянки:
    Левой ножкой топ-топ!
    Правой ножкой топ-топ!
    Руки вверх, вверх, вверх!
    Кто поднимет выше всех?
    Все присели, снова встали.
    Вы резвиться не устали?

    Выполнять движения;

    Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

    3.

    Решение частных задач.

    Практич.: чтение учителем

    Практич.: чтение по цепочке

    Словесн: ответы на вопросы;

    8.46-9.05

    9.05.-9.10

    - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    - Чему научились?

    - Что больше всего понравилось?

    - За что вы хотели бы похвалить себя?

    - Нарисуйте настроение с которым вы уходите с урока.

    Читать;

    Слушать и следить;

    Отвечать на вопросы;

    Анализировать рассказ;

    Р: Читать в соответствии с целью чтения:

    выразительно;

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

    4.

    Рефлексия. Подведение итогов

    9.10-9.15

    - Что вам особенно понравилось в рассказе?

    - Справились ли мы с поставленными задачами?

    - За что вы сегодня можете себя похвалить?

    - Домашнее задание: читать рассказ.

    Подводить итог урока;

    Записывать домашнее задание;

    Р: понимание причин успеха в учёбе;

    Р: осуществлять итоговый контроль по результату;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

    Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

    Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"

    Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....

    Технологическая карта урока литературного чтения Тема: "Федина задача" (3 класс)

    Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения; познакомить детей с биографией Н.Н. Носова и произведением «Федина задача».Планируемые результатыПредметны...

    Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" 3 класс

    Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" по ФГОС...

    Технологическая карта урока литературного чтения Г. Сапгир "Лошарик" 1 класс

    Надеюсь этот материал поможет вам в проведении урока...