Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Киселёва Елизавета Петровна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 а

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»

Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следующие планируемые результаты:

Планируемые результаты:

·        Предметные:

умение прогнозировать содержание по названию произведения;

 Личностные:

        прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;           

использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01-03.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 а

Тема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»

Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следующие планируемые результаты:

Планируемые результаты:

  • Предметные:

умение прогнозировать содержание по названию произведения;

 Личностные:

        прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;          

использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.


Этапы, методы и приёмы

Хро-номе-траж

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Практич.: хоровое чтение

речевая разминка

Наглядн: работа со слайдом

Словесн.: объяснение устойчивых выражений

8.30-8.31

8.31-8.35

8.35-8.40

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись

 А сейчас я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв.

1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К)

2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)

3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)

4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)

5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)

6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)

7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)

Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение:

В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)

- Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)

- Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.

- Вы уже догадались, что написал его Виктор Петрович Астафьев.

- На доске вы видите годы жизни писателя:

1 мая 1924 г - 29 ноября 2001г

- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха»)

- Сформулируйте цели урока.

(собираем цветок)

- Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.

- Прежде чем мы приступим к работе с этим произведением, давайте проведём речевую разминку.

Приветствовать учителя;

Настраиваться эмоционально на урок;

Читать с разной интонацией и темпом;

Читать и объяснять устойчивые выражения;

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

2.

Постановка учебных задач

Словесн.: составление слов

8.40-8.45

- Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 98.  Прочитайте ещё раз его название. (Капалуха)

- Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет)

- Почему (незнакомое и непонятное слово)

- Поэтому какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха)

А) Словарная работа

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём

  • альпийские уральские луга; луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор;
  • валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
  • коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.
  • просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;
  • черничник - заросли черники;
  • пастьба – луг, где пасут скот.
  • Космы - 1. Пряди волос, обычно спутанные, всклокоченные.

2. перен. Что-л., напоминающее такие пряди.

Б) Чтение произведения с остановками

- Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения.

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

- Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге)

- Что могло вызвать такой переполох?

- Давайте проверим наши предположения.

Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)

- Итак, кто такая капалуха?

- Что главное в этой части?

- Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)

- Как могли поступить ребята?

Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)

- Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи)

- Как озаглавим? (Тревога капалухи!)

Чтение 4 части (до конца)

Что главное в этой части?

Как озаглавим? (Снова в гнезде!)

После чтения

- Итак, ребята, кто такая капалуха?

(на доске появляется изображение капалухи)

- Похожа она на самца глухаря? (Самка меньше и окрашена весьма пёстро, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев)

- Какой жанр этого произведения? (рассказ)

- Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят.

- Сколько частей мы с вами выделили?

- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)

В) Самостоятельная работа учащихся в парах с текстом произведения (Приложение 2)

- Сейчас вы поработаете в парах и выполните предложенные задания. На всю работу вам 10 минут.?

Г) Проверка выполненной работы

- Итак, проверяем ваши работы

1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? (тайга)

2. Какие деревья росли в тайге? (ели, пихты и лиственницы, кое-где берёзки и осинки)

- Делаем вывод: тайга – это  ….

3. Какое растение очень подробно описывает автор? (черничник)

- Прочитайте эти строчки.

4. Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста? (посреди просеки, под упруго выдавшимся из-под земли корнем)

5. Сколько яиц было в гнезде. (4)

- Прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи.

6. Прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду?

- Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи? (Металась в стороне. Мела землю. Закостенели от неподвижности.)

- Почему она хотела улететь?

(Мать героически защищает свое потомство, и часто обманывает любителей полакомится птенцами (куниц, лисиц и др.), притворяясь раненой. Пока она отвлекает внимание на себя, птенцы уже успеют спрятаться)

- Что особенно поразило ребят, прочитайте.

7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха?

- Почему ребята решили не трогать гнездо?

8. Прочитайте как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

9. Какие слова, характеризующие капалуху вы почеркнули?

(Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная)

- Как вы понимаете слово самоотверженная? (готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов)

10. Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор?  (Люби живое! Вокруг много интересного».  Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!)

11. Какая пословица больше всего подходит к рассказу

Материнская ласка конца не знает

Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет

Мала пташка и та своё гнездо бережёт

- Давайте попробуем составить синквейн на тему капалуха.

- Если вы были внимательны в начале, то заметили, что в учебнике, под названием рассказа было написано в сокращении. Авторы нашего учебника не включили 2 маленьких, но очень важных абзаца, Важных потому, что в них скрыта ещё одна главная мысль этого рассказа.

1 абзац расположен после слов «…сказал подошедший учитель.»

Послушайте его:

«…Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку… — грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: — А ну пошли стадо догонять!..»

2 абзац - последний.

«…И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою».

- Итак, кто догадался, о чём ещё хотел сказать нам автор?

Составлять слова;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Физминутка

8.45-8.46

- Ребята, но прежде чем приступить к чтению давайте немного отдохнём:

Рано утром, на полянке,
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой топ-топ!
Правой ножкой топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Вы резвиться не устали?

Выполнять движения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

3.

Решение частных задач.

Практич.: чтение учителем

Практич.: чтение по цепочке

Словесн: ответы на вопросы;

8.46-9.05

9.05.-9.10

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Что больше всего понравилось?

- За что вы хотели бы похвалить себя?

- Нарисуйте настроение с которым вы уходите с урока.

Читать;

Слушать и следить;

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

4.

Рефлексия. Подведение итогов

9.10-9.15

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

- Справились ли мы с поставленными задачами?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

- Домашнее задание: читать рассказ.

Подводить итог урока;

Записывать домашнее задание;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: "Федина задача" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения; познакомить детей с биографией Н.Н. Носова и произведением «Федина задача».Планируемые результатыПредметны...

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения Г. Сапгир "Лошарик" 1 класс

Надеюсь этот материал поможет вам в проведении урока...

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1аАвтор учебника: Букварь /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева /М.: «Баласс», 2011Тема урока: К.Ушинский. Наше Отечество.Тип урока: ...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. Бунин «Матери» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения И. Бунина «Матери», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока: &la...