Технологическая карта урока литературного чтения "Характеристика героя «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Потапова Полина Александровна

Цель урока: отработка умения самостоятельно охарактеризовать героя

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) продолжать отрабатывать умение охарактеризовывать героев.

2) учить умению характеризовать по алгоритму

Предметные:

1. Характеризовать героя по заданному алгоритму.

2 .Учиться читать слова, предложения, строить звуковые модели.

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать, анализировать, через специально подобранные задания.

2.Развивать речь через формулирование полных ответов учащихся на вопросы.

Личностные:

1) познавательный интерес к изучению литературного чтения;

2) активность и самостоятельность в познании литературного чтения.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение сотрудничать в процессе парной или групповой работы, аккуратность при выполнении задания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Дата: 22.04.2024

Школа: МАОУ «Устьянцевская ООШ»

Класс: 3

Урок: 4

Время: 11:10-11:50 Кабинет: 1

Студент: Потапова Полина Александровна

Группа: 41

Учитель: Елховикова Елена Юрьевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока: «Характеристика героя «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: отработка умения самостоятельно охарактеризовать героя

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) продолжать отрабатывать умение охарактеризовывать героев.

2) учить умению характеризовать по алгоритму

Предметные:

1. Характеризовать героя по заданному алгоритму.

2 .Учиться читать слова, предложения, строить звуковые модели.

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать, анализировать, через специально подобранные задания.

2.Развивать речь через формулирование полных ответов учащихся на вопросы.

Личностные:

1) познавательный интерес к изучению литературного чтения;

2) активность и самостоятельность в познании литературного чтения.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение сотрудничать в процессе парной или групповой работы, аккуратность при выполнении задания.

Литературное чтение УМК «Школа России» 3 класс. 2 часть Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организ. учеб. деятельности, методы, приемы, формы контр.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фрон-тальная.

Приветствие. Эмоциональный настрой на урок

- Здравствуйте, меня зовут Полина Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения, а на какую тему мы скоро с вами узнаем. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Так, давайте, начнем урок с игры «Привет, сосед!»

Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь.

Подготовка к уроку.

Настрой на урок.

Познавательные УУД:

1) Учимся строить речевые высказывания.

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Предметные:

Знать:

- как показать готовность к уроку

Уметь:

- слушать учителя

Презентация

Слайд 1-2

Слайд 3

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный: беседа

Внешний контроль.

Самоконтроль

Повторение изученного материала

- Сегодня к нам пришел гость. Вы его узнали? Кто это?

- Это Дениска, совершенно верно.

- Дениска, прислал Вам письмо. Прочитайте его.

Я узнал, что на уроках вы познакомились с произведением замечательного детского писателя и поспешил с вами связаться, так как именно моим именем названа самая знаменитая его книга. Вы уже догадались, что это за книга? Тогда вы легко вспомните фамилию и имя автора.

- Верно!

 -В этой книге (показывает книгу) собраны замечательные рассказы. Названия некоторых из них вы вспомните, выполнив задание.

«GNJТАRYЙНGJОЕ СТWIАNZНОYВИТDLQСЯ ЯВSFНЫWМ»

«НАДSО VGИМЕULТЬ ЧУVSВСТWВО JUЮМRОРА»

«FGАРБIУЗZDНЫЙ GYПЕVРЕУQWЛОZК»

«WЗUUЕЛNЕНRЧDАТSЫVЕ ЛZЕYОUПWАРWДQЫ»

-Виктор Юзефович дал своим рассказам необычные интересные названия, если вы еще не читали эти рассказы, очень советую прочитать.

Дениска, советует прочитать произведение Драгунского.

Я предлагаю вам расшифровать его название! 

-Выпишите только те буквы, которые находятся под числами-делителями числа 48.

 ____________И________________

5

1

7

2

9

3

11

4

13

6

 

15

8

10

12

17

16

14

24

23

48

У

Д

Ж

Ы

Б

М

В

К

О

А

 

П

А

Ч

Н

Ю

Т

Э

О

Л

Н

 -Какое название у вас получилось?

-Кто такие Дымка и Антон, как вы думаете, запишите свое предположение одним словом, мы скоро его проверим.

- Денис

-Да, «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского

- Тайное становиться явным

- Надо иметь чувство юмора

- арбузный переулок

- Зеленчатые леопарды

- Дымка и Антон

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

2) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

 

Презентация

Слайд 4

Слайд 5

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Индивидуальная

Словесный: беседа, подводящий диалог,разъяснение

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

- Сформулируйте тему. 

- Какие цели мы поставим сегодня перед собой?
-Используйте опору:

1 группа: Познакомиться ……

2 группа: Научиться……

- Также составим   план, которому мы будем следовать в течение всего урока.

В конце урока мы снова его откроем, и посмотрим, все ли пункты плана мы выполнили.

- На уроке мы с вами сегодня будем оценивать свою работу жестами. Если вы выполнили работу хорошо или согласны с мнением товарища, то будем показывать большой палец вверх, а если сделали плохо – большой палец в сторону.

Тема: «Дымка и Антон» В. Драгунский

Цели: Познакомимся с рассказом «Дымка и Антон»

Научиться характеризовать героев

План:

  1. Познакомимся с рассказом
  2. Составим алгоритм.
  3. Охарактеризуем героя
  4. Сделать выводы

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение работать в паре.

Презентация слайд 12-15

Слайд 16,17

«Открытие» нового знания

Проведение «Открытия» нового знания

Фронтальная форма., индивидуальная, парная.

Словесный: беседа

Наглядный: работа с слайдом

Организует «открытие» нового знания.

-Итак, задачи мы себе поставили, начинаем работу.

Мы с вами сейчас побольше узнаем о В.Драгунском.

-Итак, что нового вы узнали о Драгунском?  Теперь мы можем прочитать рассказ «Дымка и Антон».

-Но в тексте вам встретится незнакомое слово, я его зашифровала. Отгадайте слово и узнайте его значение в словаре.

 

Галифе Брюки, облегающие колени, с боков расширяющиеся кверху и заправляемые в сапоги

Первичное восприятие. 

- Сейчас я вам прочитаю рассказ. У вас на столе лежать карточки с текстом

Слушайте внимательно, потом продолжим чистать по цепочке: Прошлым летом я был на даче у дяди Володи….

-Ребята, подтвердились ли ваши предположения о героях произведения?

- С кем подружился Дениска в деревне?

- Почему у собак были фамилии?

- Чьей собакой был Антон?

- Почему автор назвал его бродягой?

 Подумайте, что же могло случиться однажды?

(Предположения детей)

-Хорошо, давайте послушаем дальше и узнаем, кто из вас прав.

Моя мама вынесла Дымке большую кость…..

- Это действительно замечательный рассказ.

- Какие из ваших предположений оправдались?

- Что помешало Дымке грызть кость?

- Почему Антон не стал сразу грызть кость, а удрав, вернулся обратно?  

Метапредметные:

П: структурирование знания

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли

Презентация

Слайд 20

Презентация пропись

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Парная работа.

Практический: выполнение  задания индивидуально.

Организует самостоятельную работу

Сейчас вы выполните самостоятельную работу, вам нужно заполнить таблицу.

- Давайте проговорим первую строку названия пунктов плана, по которому мы будем собирать информацию.

Примерная таблица.

Кличка или имя

Внешность

Особенности характера

Поступки героя

Ваше отношение к герою

 

 

 

 

 

 

Дети составляют описание собак по таблице

-Ребята, удивительно, какие разные характеры у наших собак, Дымки и Антона. А как вы думаете, от чего зависит характер собаки?

Выполняют задание

От того, как к ней относится ее хозяин

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

П: Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Предметные:

Знать:

- гласные, являющиеся показателем твёрдости согласных звуков

- гласные, являющиеся показателем мягкости согласных звуков

Уметь: - применять знания об этих гласных, о новых согласных звуках.

Презентация раздаточный материал:

карточки с заданием

слайд 8,29

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания.

Чтение текста, ответы на вопросы по содержанию.

Внешний контроль.

- Замените глаголы синонимами: цапнул – (схватил)

                                                        удрал – (убежал)

                                        приковылял – (пришел хромая)

- Как Антона называет Дениска?

- Вы с этим согласны?

- Почему Дымка отошла от Антона?

- Кто помог Антону исправиться?

- Как догадался Дениска, что Дымка простила Антона?

Организует оценивание деятельности.

- Оцените свою деятельность жестом.

Читают текст и отвечают на вопросы

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности

Предметные:

Знать:

- Что такое предложение и его признаки

Уметь:

- расшифровывать текст и читать его.

Познавательные: понимать информацию в тексте, отвечать на вопросы.

Коммуникативные: как работать в парах, участвовать в диалоге, выражать свою позицию, расширять кругозор.

Презентация учебник

Слайд 31-35

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная форма. Словесный:

 обобщающая беседа

Наглядный: работа со слайдом

Подводит итоги

- Переходим к последнему пункту плана. 

- Давайте вспомним тему урока

- Какие цели ставили? Достигли мы их?

- Если вы считаете, что мы справились со всеми пунктами плана, покажите знак класс.

- Ребята, сейчас я предлагаю попрощаться с Дениской и сказать ему, что вы сегодня узнали, закончив предложение:

«Сегодня на уроке я узнал(а)…»

- Дениска вас благодарит.

-Ребята, спасибо вам за урок. До свидания!

Тема: «Дымка и Антон»

Цели: Научиться характеризовать героев

План:

  1. Познакомимся с рассказом
  2. Составим алгоритм.
  3. Охарактеризуем героя
  4. Сделать выводы

-Высказывают свое мнение.

Познавательные УУД:

1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

Презентация

Слайд36-41


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Я узнал, что на уроках вы познакомились с произведением замечательного детского писателя и поспешил с вами связаться, так как именно моим именем названа самая знаменитая его книга. Вы уже догадались, что это за книга? Тогда вы легко вспомните фамилию и имя автора.

Слайд 4

5 1 7 2 9 3 11 4 13 6 15 8 10 12 17 16 14 24 23 48 У Д Ж Ы Б М В К О А П А Ч Н Ю Т Э О Л Н ____________И________________ Дымка Антон

Слайд 5

Тема: Цель: Познакомимся Научиться «Дымка и Антон» В. Драгунский с рассказом «Дымка и Антон» характеризовать героев

Слайд 6

План: Сделать выводы Составим алгоритм. Познакомимся с рассказом Охарактеризуем героя

Слайд 7

План: Познакомимся с рассказом Составим алгоритм. Охарактеризуем героя Сделать выводы

Слайд 8

Интересен факт , что еще в раннем возрасте Драгунский научился танцевать чечетку. За годы своей жизни Драгунский сменил большое количество профессий, начав трудиться еще в 16-летнем возрасте. Когда Виктору Драгунскому было 22 года он был зачислен в труппу Театра транспорта. В 1947 г. Виктор снялся в политической драме «Русский вопрос» в роли радиодиктора. Во время Великой Отечественное войны (1941-1945) Виктор Драгунский был в ополчении.

Слайд 9

Галифе-Брюки , облегающие колени, с боков расширяющиеся кверху и заправляемые в сапоги

Слайд 10

-Ребята, подтвердились ли ваши предположения о героях произведения? - С кем подружился Дениска в деревне? - Почему у собак были фамилии? - Чьей собакой был Антон? - Почему автор назвал его бродягой? - Подумайте , что же могло случиться однажды? - Какие из ваших предположений оправдались? - Что помешало Дымке грызть кость? - Почему Антон не стал сразу грызть кость, а удрав, вернулся обратно?

Слайд 11

Кличка или имя Внешность Особенности характера Поступки героя Ваше отношение к герою

Слайд 12

цапнул удрал приковылял

Слайд 13

Тема: Цель: Познакомимся Научиться «Дымка и Антон» В. Драгунский с рассказом «Дымка и Антон» характеризовать героев

Слайд 14

План: Познакомимся с рассказом Составим алгоритм. Охарактеризуем героя Сделать выводы

Слайд 15

Сегодня на уроке я узнал(а )…

Слайд 16

До скорых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Н.Н. Носов " Федина задача" 3 класс.

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК " Школа России". Урок открытия новых знаний....

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...

Технологическая карта урока литературное чтение по теме «Рассказ «Почему?»

Тема урока: Рассказ «Почему?Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Валентины Осеевой «Почему»Задачи урокаДидактические:• Познаком...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Рассказ Василия Ивановича Белова "Малька провинилась" - 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Василия Ивановича Белова «Малька провинилась»; умения...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Герои, борцы и защитники" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся представления о батальном жанре изобразительного искусства. Задачи урока:Дидактические:1. Дать представление обучающимся о понятии «ба...

Технологическая карта урока литературного чтения «Лев Кассиль Рассказ об отсутствующем» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказом Лева Кассиля об отсутствующем».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с произведением &l...