Проект "Творчество Н.Н. Носова"
проект по чтению

Рощина Татьяна Валентиновна

Проект "Творчество Н.Н. Носова" для детей подготовительной группы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 Проект

«В гостях у Николая Носова»

 Подготовительная группа.

(Срок реализации 6 месяцев.)

 

 

 

 

Воспитатель:

Рощина Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2021-22 уч. г.


Введение.

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение.

Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

Поэтому и возникла идея создания проекта, с помощью которого мы смогли бы приучить детей к чтению. Выбор писателя был очевиден – это Н. Носов.

Каждый рассказ Николая Носова – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом из них дети смогут узнать себя. Сказки и рассказы Носова читать приятно ещё и по той причине, что написаны они простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.

Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои «нелегкие» детские проблемы.

Цель проекта: приобщить детей подготовительной группы к чтению художественной литературы через творчество Н. Носова.

Задачи:

познакомить детей с биографией и литературными произведениями писателя;

учить понимать смешные, весёлые и забавные сюжеты произведений Н. Носова;

развивать связную монологическую речь;

воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

воспитывать интерес и любовь к книге, стремления общения с ней;

приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Методы реализации проекта:

1.Практические:

создание предметно – развивающей среды;

оформление лепбука «Творчество Н. Носова».

2.Словесные:

чтение рассказов Н. Носова;

беседы, викторины.

3.Наглядные:

рассматривание иллюстраций, фото и видеоматериалов, презентаций;

выставки рисунков по произведениям Н. Носова.

Ожидаемые результаты:

проявление у дошкольников интереса к художественной литературе;

приобретение первичных представлений детей о жизни и творчестве Н. Носова;

создание в группе необходимых условий для ознакомления детей с творчеством Н. Носова;

укрепление взаимосвязи между участниками образовательного процесса;

приобщение родителей к семейному чтению литературных произведений.

 

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап:

1. подбор детской художественной литературы для чтения детям (произведений Н.Н. Носова);

2. подготовка презентации «Жизнь и творчество детского писателя»;

3. подбор сюжетных картинок, иллюстраций, фотографий и видеоматериала;

4. работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

II. Основой этап:

1. Просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей».

Цель: развивать устную связную речь на примере художественных произведений.

2. Чтение детской художественной литературы: «Живая шляпа», «Фантазеры», «Дружок», «Телефон», «Бенгальские огни», «Приключение Толи Клюквина», «Огурцы», «Огородники»,                   «Тук-тук-тук» и др.

Цель:

формировать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки героев-детей, образы художественной литературы;

формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других.

3. Речевая творческая игра на тему «Что произойдет, если в нашем детском саду появится «живая шляпа»?

Цель: развивать умение детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, используя разнообразные средства связи между смысловыми частями.

4. Игра-драматизация на тему «Фантазеры».

Цель: помочь детям создать собственный сюжет приключений друзей - героев произведений Н. Носова.

5. НОД «Мой любимый герой рассказа Н. Носова»

Цель: формировать умение рисовать иллюстрации о любимом герое.

6.Дидактическая игра «Что каждый герой возьмет в путешествие?».

Цель: учить использовать в игре свои знания о прочитанных книгах.

7. Квест-игра «По страницам книг Н. Носова»

Цель: обобщение знаний о писателе Н. Носове и его произведениях.

III. Заключительный этап:

1. групповая книжная выставка;

2. выставка рисунков «Мой любимый герой»;

3. выставка фотографий «Читаем вместе»;

4. квест-игра «По страницам книг Н. Носова»

Взаимодействие с родителями:

беседа с родителями «Знакомство с проектом»;

консультация «Почему важно читать детям»;

домашнее чтение произведений Н. Носова;

участие в организации выставки книг Н.Н. Носова;

участие выставке фотографий «Читаем вместе;

участие в интеллектуальной игре «Где логика?» по произведениям Н. Носова (родители и дети);

анкетирование родителей «Как часто вы читаете вместе книги?».

Оценка результатов.

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. А произведения Николая Николаевича Носова интересны, близки и понятны детям.

Проект должен стать мощным импульсом для развития познавательного интереса к художественной литературе и воспитать желание читать.

Литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Данный проект поможет обогатить детскую речь, эмоции, сформировать гуманные чувства, дать возможность для размышления и фантазирования.

В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только приобщить детей и родителей к совместному чтению, но и даст толчок для развития любви к художественной литературе.


Приложение 1

 

Конспект НОД по рисованию

«Мой любимый литературный герой»

Цель и задачи:

формировать и расширять представления о героях рассказов Н. Носова при помощи средств изобразительной деятельности;

учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимого рассказа;

развивать воображение, творчество.

Предварительная работа: чтение сказок и рассказов Н. Носова, рассматривание иллюстраций, экскурсия в библиотеку, проведение дидактической игры «Угадай, кого я описываю».

Материалы к занятию: загадки о героях рассказов Н. Носова, картинки героев, простые карандаши, акварель, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, о чём будет сегодня наше занятие?

Дети: О сказках!

Воспитатель: Правильно! О сказках и о героях, которые в них живут! Как называются эти герои?

Дети: Сказочные герои!

Воспитатель: Но говорить мы сегодня будем о героях рассказов Н. Носова.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие рассказы он написал? Назовите героев этих рассказов. Дети называют героев сказок.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А загадки любите отгадывать?

Дети: Любим!

Воспитатель: Я сейчас вам буду загадывать загадки, и если вы правильно отгадаете, на доске будет появляться картинка-отгадка.

Воспитатель загадывает детям загадки по рассказам Н. Носова.

1. Поверну волшебный круг

И меня услышит друг!

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь,

А слышно там. («Телефон»)

2. На малину налетели

Поклевать её хотели,

Но увидели урода –

И скорей из огорода!

А урод стоит на палке

С бородою из мочалки! (Пугало из рассказа «Огородники»)

3. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими.

Нарядная, забавная

На новый год я главная. (Елка из рассказа «Бенгальские огни»)

4. С хозяином дружит,

Дом сторожит!

Живёт под крылечком,

Хвостик колечком! («Дружок»)

5. Летом - в огороде

Свежие, зелёные!

А зимою – в бочке

Крепкие, солёные! («Огурцы»)

6. Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса,

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём! (Велосипед – «Приключение Толи Клюквина»

Воспитатель: Молодцы ребята! Все загадки отгадали! А теперь для вас другое задание: я буду описывать героя, а в должны угадать. Воспитатель читает описание героя и то, чем он занимался в рассказе.

Воспитатель: Молодцы! Всех угадали. А сейчас каждый из вас нарисует своего любимого героя. Только вы не говорите кого вы будете рисовать. По окончании работы все ваши рисунки мы поместим на доске и будем угадывать, кто кого нарисовал.

Дети готовят себе рабочее место и начинают рисовать. Воспитатель наблюдает за работой детей, советуя, помогая методом пассивных действий. По мере того, как дети заканчивают свою работу, они убирают своё рабочее место и выставляют рисунки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все нарисовали своего любимого героя!

Дети называют сказочных героев и оформляют выставку «Мой любимый литературный герой.»

Воспитатель:

Героев рассказов какого писателя вы сегодня рисовали?

А какой герой был самый непослушный?

Какой герой вам больше всего понравился?

Давайте устроим выставку. И предложим вашим родителям угадать героев, которых вы нарисовали.


Приложение 2.

Конспект НОД по развитию речи на тему:

«Квест-игра по произведениям Н. Носова».

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о прочитанных произведениях Н.Н. Носова в процессе квест-игры.

Задачи:

Образовательные:

продолжать знакомить детей с творчеством Н. Носова;

совершенствовать умение анализировать произведения;

расширять активный словарь.

Развивающие:

формировать умение работать в командах, парах;

развивать сообразительность и логическое мышление.

Воспитательные:

воспитать любовь к чтению и отечественной прозе.

Предварительная работа:

чтение рассказов Н Носова: «Тук – тук – тук», «Телефон», «Дружок», «Бенгальские огни», «Мишкина каша», «Дружок» и др;

просмотр мультфильма «Незнайка и его друзья»;

рассматривание картинок к прочитанным рассказам.

Материалы и оборудование:

фотографии с изображением писателей: А.С. Пушкин, Братья Гримм, Н.Н. Носов, Шарль Пьеро и др.;

разрезные картинки (кусочки пазлов) по рассказу «Бобик в гостях у Барбоса»;

картинки по рассказам «Дружок» и «Телефон»;

карточки с изображением сцен из рассказов: «Огородники», «Мишкина каша», «Бенгальские огни», «Тук-тук-тук», «Живая шляпа»;

зашифрованная азбука (каждая букве соответствует цифра) - 2 шт;

фломастеры или карандаши;

волшебный мешочек, конверты с заданиями;

фишки для детей.

Ход НОД

Вводная часть.

Детям, пока они ещё играют, подкидывается письмо.

Текст письма: «Найдите карту и вас ждёт увлекательное приключение». Угадаете загадку и узнаете, у кого из гостей она находится.

Детский сад весёлый, славный!

Ну, а кто здесь самый главный?

В кабинете кто сидит?

Всеми, кто руководит?

Ночами не спящая,

За бюджетом следящая,

С мамами беседующая

Добрая Заведующая!

Дети подходят к заведующей и просят отдать карту. Открывают.

Воспитатель: Ну вот, ребята, и карта. Сегодня ребята вас ждёт увлекательная квест-игра. А что такое «КВЕСТ»? Квест это игра – приключение.

На карте есть цифры – это станции, на которых вас ждут интересные задания. И за каждое выполненное задание – вы получите кусочек пазла, который пригодится для последнего испытания.

Вы готовы? Не боитесь испытаний? В путь!

Как же мы будем проходить испытания? У меня есть к вам предложение.

Детям предлагается выбор:

• использовать прямой счёт: с 1 до 5;

• использовать обратный счёт: с 5 до 1;

• использовать решение примеров;

• использовать соседей числа справа и слева.

 

Основная часть.

1 станция: «Угадай рассказ»

На этой станции дети находят 2 конверта, на которых приклеено изображение команд. Дети открывают конверты.

Задание: посмотрите на картинки, угадайте произведение, перескажите кратко рассказ.

2 станция: «Найди свою пару»

На этой станции дети вытаскивают из мешочка по карточке, на которой изображена сцена из рассказа.

Задание: Каждый из вас должен найти себе пару, вместе вы должны угадать - из какого рассказа эти картинки, перечислить главных героев.

3 станция: «Знаток»

На этой станции детям предлагается поучаствовать в викторине.

Задание: Ответьте на вопросы воспитателя. За каждый правильный ответ ребёнку даётся фишка.

Викторина:

1. Что придумал Мишка, чтобы получить флаг в рассказе «Огородники»?

2. Кто спрятался под шляпой в рассказе «Живая шляпа»?

3. Куда упал Толя Клюквин, когда катался на велосипеде?

4. Кого везли в чемодане мальчики домой?

5.Кто стучал по крыше в рассказе «Тук-тук-тук»?

6. Что мешало решать задачу Феде Рыбкину?

7. Что делал Гена вместо того, чтобы собирать металлолом?

8. В каком рассказе Мишутка и Стасик рассказывали друг другу небылицы?

9. Что разбил мячом Толя Клюквин?

10. Что варили мальчики на даче, когда остались одни?

11. За чем ходили мальчики в лес в рассказе «Бенгальские огни»?

12. Почему урожай у мальчиков из рассказа «Огородники» оказался самым хорошим?

4 станция: «Заколдованные буквы»

На этой станции детям предлагается расшифровать цитату из книги и назвать рассказ.

Задание: У каждой команды в конверте сеть зашифрованный текст, подсказка – азбука. Вам необходимо расшифровать текст и угадать рассказ.

5 станция: «Портрет»

На этой станции детям предлагается выбрать из предложенных фотографий портрет Н. Носова.

Задание: Найдите портрет Н. Носова.

Ребята, а какие рассказы писал Н. Носов? (смешные, поучительные, весёлые). А вы знаете, что в то время, когда росли ваши мамы и папы, а у некоторых бабушки и дедушки, его рассказы издавались огромными тиражами. Тираж – это количество напечатанных книг.

Воспитатель: Ну вот мы и побывали на всех станциях. Сколько кусочков пазла вы собрали? Давайте соберём картинку. Только картинку будем собирать тихо, чтобы наши гости не услышали и не догадались, что же это за рассказ. Собрав картинку, вы загадаете нашим гостям загадку. Вы расскажите о главных героях, а гости попытаются угадать.

Дети собирают пазл с изображением сцены из рассказа «Бобик в гостях у Барбоса». Говорят, что главные герои этого рассказа две собаки, которые остались дома одни и развлекались.

Заключительная часть.

А сейчас ребята, ответьте на вопросы:

1. Произведения какого автора мы сегодня вспоминали?

2. Какие вы знаете произведения Н. Носова?

3. С какими новыми словами мы сегодня познакомились?

4. Что вам сегодня понравилось?

Сегодня вместо фишек вы получите смайлики. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.  Выберете смайлика, который соответствует вашему настроению в конце нашего приключения:

весёлый – мне всё понравилось и всё удалось;

грустный - мне было неинтересно и не всё удалось. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Составление плана по рассказу Н.Носова "Живая шляпа"". 2 класс

Данный урок - второй по рассказу Н. Носова "Живая шляпа". Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация...

Творчество Н.Носова

Урок литературного чтения "Творчество Н.Носова". Презентация к уроку....

Жизнь и творчество Н .Н. Носова

В презентации представлена краткая биография и этапы творческого пути Н. Носова...

Литературная игра по рассказам Н.Носова

Литературная игра для учащихся 2 класса по рассказам Николая Носова может быть использована и в других классах начальной школы на уроках и во внеурочное время....