Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Г.Х. Андерсен "Русалочка". Составление плана произведения"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бобренок Александра Александровна

Данный материал пригодится учителям начальных классов при работе на уроке литературного чтения по теме "Г.Х.Андерсен "Русалочка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_andnrsen_rusalochka._delene_na_chasti._plan.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Литература Андерсен «Русалочка». План

Приветствие.

Актуализация.

- Чтобы вспомнить сказку, проиграем её. Желающие вытянут роли (русалочка, бабушка, ведьма, принц, автор).

- Тема сказки – цель человеческой жизни. Русалочка – это не человек, хотя на него очень похожа. И дело не в рыбьем хвосте, а в том, что она, как читатель-ребёнок, хочет быть хорошей, но идёт к своей цели интуитивно, оступаясь и ошибаясь. Одну за другой она отвергает жизненные ценности: семья, покой и богатство, родственные связи, долг. Кажется, что главная жизненная цель русалочки – это любовь. Наверное, это действительно так, но русалочка отказывается от супружеского счастья, познав жертвенную любовь. Может быть, поэтому она не погибает, а превращается в одну из дочерей воздуха. Основная мысль сказки и состоит в том, что бессмертная душа стоит любых земных страданий, долгих дней тяжёлой жизни.

Работа по теме.

- Сегодня на уроке мы разделим произведение на смысловые части.

- На сколько частей можно разделить сказку «Русалочка»?

- Как вы думаете, о чем первая часть и как мы ее можем озаглавить?

- Части мы выделили, теперь из этих частей нам нужно образовать план. Для этого вы получите карточку с выделенными частями. Ваша задача восстановить порядок, и подумать какие пункты плана у нас будут. Работать будем в группа, но прежде вспомним правила работы в них. Чья группа будет нарушать, той при ответе будут задаваться дополнительные вопросы.

#1052;орская семья.

2. Страшная буря.

3. Принц спасен.

4. Наблюдение за принцем.

5. Дорога к ведьме.

6. Разговор с ведьмой.

7. Принятое решение.

8. Русалочка превратилась в прекрасную девушку.

9. Жизнь во дворце.

10. Принц встречает принцессу.

11. Русалочка узнает о решении принца.

12. Последняя ночь.

13. Встреча с сестрами.

14. Гибель русалочки.

Самостоятельная работа.

- Откройте тетради, запишите число, план. Поставьте цифру 1, запишем название первой части.

Такой же алгоритм работы по остальным частям.

- Какие иллюстрации можно нарисовать к каждому эпизоду?

План:

Детство русалочки или Мечты о поверхности

Русалочка спасает принца

Русалочка и ведьма

Русалочка на земле

Смерть Русалочки.

Подведение итогов

- Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнь и стать человеком? («Все больше и больше начинала русалочка любить людей. Их земной мир казался ей куда больше, чем её подводный».)

- Добилась ли русалочка своей цели и какой ценой? (Она обрела пару стройных ножек, но навеки стала немой. А неразделенная любовь стала причиной гибели русалочки.)

- Любил ли принц русалочку? Мог ли он на ней жениться? (Несмотря на все её достоинства и преданность, он был влюблён в другую, которую видел лишь однажды. Возможно, ему ценно то, что его спасли, и любовь во многом обусловлена благодарностью. Если бы у русалочки сохранился голос, она могла бы завоевать настоящую любовь принца.)

- Что же это а волшебная сила, благодаря которой русалочка могла бы остаться в мире людей?

Части.

I часть. Морская семья.

До слов «Когда она подняла голову над водой...» на с. 169.

II часть. Прекрасный принц.

До слов «Надвигалась буря, матросы принялись убирать паруса» на с. 171.

III часть. Страшная буря. До слов «К утру буря стихла» на с. 172.

IV часть. Принц спасен

От слов «К утру буря стихла» на с. 172 до слов «Вскоре к утесу подошла молодая девушка» на с. 173.

V часть. Тоска русалочки.

До слов «Наконец она не выдержала и рассказала обо всем одной из сестер» на с. 174.

VI часть. Наблюдение за принцем.

До слов «Все больше и больше начинала русалочка любить людей...» на с. 176.

VII часть. Какая она — человеческая жизнь?

До слов «Вот было великолепие, какого не увидишь на земле!» нас. 177.

VIII часть. Морской бал во дворце.

До слов «И русалочка поплыла из своего садика к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма» на с. 178.

IX часть. Дорога к ведьме.

До слов «Но вот она очутилась на скользкой лесной поляне, где кувыркались, показывая противное желтоватое брюхо, большие, жирные водяные ужи» на с. 179.

X часть. Разговор с ведьмой.

До слов «— Хорошо! — сказала русалочка, и ведьма поставила на огонь котел, чтобы сварить питье» на с. 181.

XI часть. Принятое решение.

До слов «Вот и отцовский дворец...» на с. 182.

XII часть. Превратилась в человека.

До слов «Русалочку нарядили в шелк и муслин...» на с. 183.

XIII часть. Она стала прекрасной девушкой.

До слов «Он велел сшить ей мужской костюм, чтобы она могла сопровождать его верхом» на с. 184.

XIV часть. Жизнь во дворце.

До слов «День ото дня принц привязывался к русалочке все сильнее и сильнее» на с. 186.

XV часть. Отношения с принцем.

До слов «Но вот стали поговаривать, что принц женится на прелестной дочери соседнего короля» на с. 187.

XVI часть. Принц встречает принцессу.

До слов «В ясную лунную ночь, когда все, кроме рулевого спали...» на с. 188.

ХVII часть. Русалочка узнает о решении принца.

До слов «В тот же вечер принц с молодой женой должны были отплыть на родину принца...» на с. 189.

XVIII часть. Последняя ночь.

До слов «Русалочка оперлась о поручни и, повернувшись лицом к востоку, стала ждать первого луча солнца...» на с. 190.

XIX часть. Встреча с сестрами. До слов «Русалочка приподняла пурпуровую занавесь шатра и увидела, что головка молодой жены покоится на груди принца» нас. 191.

XX часть. Гибель русалочки.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по произведению М.Зощенко "Ёлка"

Этот материал для учителей, работающих по программе "Школа России", не перешедших пока на ФГОС, но желающих применить новые технологии. Особенно. составление технологической карты урока, которая соста...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки"

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме "Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского "Играющие собаки" и презентацию к уроку.УМК системы развив...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Перспектива 2 класс "И.Пивоварова "Сочинение".Составление рассказа на тему "Как я помогаю маме"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока И.Пивоварова «Сочинение». Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме»Тип урока: "открытие" нового зна...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Ещё мама". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для понимания учащимися идеи произведения «Еще мама» А.П. Платонова.Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произведение;выделять глав...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Урок – конкурс по произведениям изученных авторов» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведениями изученных авторов; формирование навыка осознанного и выразите...

Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...