Николай Васильевич Гоголь
план-конспект урока по чтению (4 класс)

215-летие со дня рождения Н.В. Гоголя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_razgovory_o_vazhnom.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

  

Технологическая карта внеурочного занятия по теме «215-ие со дня рождения Н.В. Гоголя»

1

Учитель

 Горбикова Татьяна Алексеевна

2

Кружок внеурочной деятельности

«Разговоры о важном»

3

Класс

4

4

Тема

«215-летие со дня рождения Н.В. Гоголя»

5

Тип занятия

Изучение нового материала

6

Цель и задачи занятия

Цель: знакомство обучающихся с жизнью и творчеством писателя, приобщение к культурному наследию.

Задачи:

  1. Образовательные: приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
  2. Развивающие: развивать мышление, память на основе выполнения заданий.
  3. Воспитательные:
  • -Воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы;
  • -Воспитывать патриотические чувства.

7

Планируемые результаты

 

Предметные:

- познакомиться с биографией  русского классика Н.В. Гоголем;

- развивать интерес к литературному чтение.

Метапредметные:

  • Регулятивные:

- Уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;

 - Самоорганизация на занятии;

 - Регулировать свои действия на занятии.

  • Познавательные:

- Уметь выделять и формулировать познавательную цель;

- Узнать о ценности книг и чтения;

- Познакомиться с произведениями Н.В. Гоголя.

  • Коммуникативные:

- Развивать грамотную устную речь;

- Учиться высказывать свои мысли, предположения;

- Уметь слушать одноклассников.

Личностные:

- формировать положительное отношение к учебному процессу;

- уметь настраиваться на занятие.

8

Методы работы  

Словесный (беседа), наглядный (презентация), практический (выполнение заданий)

9

Формы работы  

Фронтальная, парная

10

Применяемые образовательные технологии

Здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества

11

Оборудование и материалы

Интерактивная доска, раздаточный материал


Этап занятия,
цель

Виды работы, формы, методы, приемы 

Содержание педагогического взаимодействия 

Формируемые УУД 

Деятельность учителя 

Деятельность обучающихся 

1. Организацион-ный   этап

Цель: создание благоприятных условий, положительной атмосферы для проведения занятия

Форма работы: фронтальная;

Метод: словесный;

Прием: слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас  в это замечательное, доброе утро понедельника. Меня зовут Татьяна Алексеевна. И сегодня «Разговоры о важном» у вас проведу я. Кто готов отправиться добывать новые знания, узнавать самое интересное – хлопните один раз в ладоши!

Приветствуют учителя, настраиваются на занятие

 

Л: умение настроиться на учебный процесс.

Р:  самоорганизация на занятии.

2.Актуализация знаний

Цель: повторить раннее изученный материал

Форма работы: фронтальная;

Метод: наглядный, словесный;

Прием: беседа.

Посмотрите, пожалуйста, на изображение. Перед вами портрет великого русского писателя Н.В. Гоголя. А кто же такой Н.В. Гоголь, как вы думаете? Давайте посмотрим на его рабочее место.  Ребята, какова же цель нашего занятия? И сегодня занятие мы посвятим этому замечательному великому русскому писателю. Совсем недавно, 1 апреля исполнилось 215 лет со  Дня рождения писателя.

Смотрят на портрет, беседуют с учителем

Р: понимание учебной цели;

К: учиться высказывать свои мысли, предположения

3.Открытие новых знаний и умений

Цель: формирование у обучающихся новых знаний

Формы работы: фронтальная, парная;

Метод: словесный,

наглядный;

Прием: беседа.

У каждого из нас есть малая Родина – это, то место, где мы родились, где проходит наше детство, юность. Давайте узнаем , где малая Родина писателя.

А для этого я предлагаю вам выполнить задание.  Задание.  

Ребята, для того чтобы выполнить задание вам необходимо работать в парах. Нам предстоит пройти лабиринт, собирая в нем буквы. Из этих букв получится слово.   Но чтобы у нас все получилось, как мы должны работать? (вместе, сообща, прислушиваться друг к другу, уважать). Ребята, все ли у вас получается? Если возникают трудности – говорите, я обязательно к вам подойду и мы вместе найдем выход! Какое же слово у вас получилось?   А у кого получилось другое слово?                                     

Сейчас я расскажу вам о жизни писателя. Вы должны очень внимательно слушать, в конце своего рассказа я задам вам вопросы.

Николай Гоголь родился 1 апреля 1809 г. в селе Сорочинцы Полтавской губернии. У писателя было 4 сестры, с которыми он провел все свое детство. Вместе они занимались рукоделием: шитьем, вязанием вышиванием. Ребята, о чем нам это говорит?

Н. В. Гоголь был, каким человеком? А кто-нибудь из вас занимается рукоделием? Отец будущего писателя, небогатый помещик Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский любил искусство и поэзию. С приятелем из соседнего села он создал домашний театр и сам писал сценарии для постановок. Творческие способности отец развивал и у сына, с раннего детства учил его придумывать рифмы для стихов. Мама Мария Ивановна была набожной и суеверной женщиной. Ребята, а что значит набожной? Она часто рассказывала детям истории про нечистую силу. Считается, что Николай от нее унаследовал религиозность и мистицизм, которым были напитаны его произведения, а от отца — веру в предсказания. В 13-летнем возрасте Гоголь после занятий с преподавателем поступил в гимназию высших наук в городе Нежин. Особым прилежанием будущий писатель не отличался. Он не любил точные науки и латынь, на уроках предпочитал читать под партой книги. По-настоящему увлекали юного Николая только занятия русской словесностью и рисованием. Он восхищался творчеством поэта Александра Пушкина, начал сочинять стихи для своего рукописного журнала «Звезда». В это же время Николай Гоголь страстно увлекся театром. Он не только играл роли в гимназических постановках, но и выбирал произведения, готовил декорации. В комедии Фонвизина «Недоросль» Гоголь воплощал на сцене образ госпожи Простаковой. Многие считали, что у него актерский талант и прочили театральную карьеру.

Итак, сейчас я буду говорить вам утверждения, а вы должны с помощью двусторонних карточек ответить верные они или ложные. Если вы согласны с утверждением, то поднимаете карточку зеленой стороной вперед, если не согласны, то показываете красную карточку.

  1. Н.В.  Гоголь не увлекался ничем кроме литературы. (Неверно)
  2. Будущий писатель не любил поэзию и искусство. (Неверно)
  3. Гоголь учился в Гимназии высших наук. (Верно)
  4. Писатель не любил латынь. (Верно)
  5. Он восхищался творчеством А.С. Пушкина. (Верно)
  6. Произведения писателя содержат мистические сюжеты. (Вено)

Слушают, отвечают на вопросы, выполняют задание в парах

Развивающие: развивать мышление, память на основе выполнения задания;

Р: регулировать сво действия;

Предметные:

знакомство с русским классиком Н.В. Гоголем

  1. Первичная проверка понимания изученного

Цель: проверка усвоенныхзнаний

Форма работы: фронтальная;

Метод:

наглядный, словесный;

Прием: игра.

Викторина

Ребята, а сейчас мы  проведем викторину, внимание на экран.

Принимают участие в викторине

Р: оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

К: учиться высказывать свои мысли, предположения;

уметь слушать одноклассников.

5.Закрепление новых знаний и умений

Цель: закрепление новых знаний обучающихся

Форма работы: фронтальная;

Метод: словесный;

Прием: беседа.

Физминутка

Мы с вами долго сидели и настало время немного размяться. Встаньте пожалуйста. Повторяйте за мной движения.   

Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
Надо плечи нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Отлично! Мы здорово подвигались!

Творчество Николая Васильевича прославляет Отечество. Писатель верил в русский народ и восхищался его языком: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи». О какой драгоценности языка говорит писатель в своём высказывании?

Выполняют упражнения,

отвечают на вопросы,

обмениваются

информацией

К: развивать устную речь.

Предметные: познакомиться с биографией  русского классика Н.В. Гоголем

  1. Применение знаний и умений /Обобщение и систематизация

Цель: знакомство с произведениями, осознание важности культурного наследия

Форма работы: фронтальная;

Метод: словесный, наглядный;

Прием: беседа.

Ребята, вы рады, что познакомились  сегодня с таким писателем как Н.В. Гоголь? Как вы думаете, где вам пригодятся эти знания?

Демонстрация произведений, с которыми дети будут знакомиться в 5 классе. По произведениям Гоголя снято много фильмов. Вам захотелось познакомиться с творчеством писателя? Скажите, почему так важно знать писателей, читать и помнить их произведения? Я призываю вас читать книги,  ведь читая книги классиков, мы переносимся в другую эпоху, время, поднимаем  темы, которые всегда своевременны.

Отвечают на вопросы

П:  развивать интерес к литературному чтение;

П:

- познакомиться с произведениями Н.В. Гоголя;

- узнать о ценности книг и чтения.

Образовательные: приобщить к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Л: формировать положительное отношение к учебному процессу

  1. Подведение итогов, рефлексия

Цель: подведение итогов

Форма работы: фронтальная;

Метод: словесный;

Прием: беседа.

Ребята, наше занятие подходит к концу.

Что нового вы узнали о писателе?

Какой факт из его биографии был самым интересным?

Давайте опишем наше занятие в трех словах.

Отвечают на вопросы

К: научиться высказывать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гоголь

Хорошая презентация !...

Гоголь Николай Васильевич – великий русский писатель.

краткое описание биографии писателя...

Посещение музея Н.В. Гоголя

Посещение музея Н.В.Гоголя...

Сценарий ко Дню Святого Николая "В день Святого Николая много радости желаем!"

Цели и задачи:познакомить обучающихся с особенностями  почитания нашим народом Святителя Николая;формировать впечатления о зимних изменениях в природе;создавать условия и вызвать желание тво...

Николай Васильевич Гоголь

Презентация содержит информацию о биографии великого писателя Николая Васильевича Гоголя....

Сценарий по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Сценарий небольшого рождественского спектакля для школьников по мотивам повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"...