Технологическая карта урока литературного чтения, Тема: Ю. Ермолаев «Проговорился»
методическая разработка по чтению (3 класс)

В данном файле представленна технологическая карта урока литературного чтения по теме: Ю.Ермолаев "Проговорился" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litra_1.docx35.01 КБ
Файл litra_1_konspekt.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО ЗернПК)

Технологическая карта

урока литературного чтения,

проведенного 18 апреля 2024 года в 3 «А» классе МБОУ СОШ УИПО г. Зернограда

в процессе прохождения преддипломной практики

студенткой 4-А группы

специальности Преподавание в начальных классах

Савченко Евгении Дмитриевны

г. Зерноград

2024г

Класс, предмет: 3 «А» Литературное чтение

Тема: Ю. Ярмолаев «Проговорился»

Цель: организация деятельности по формированию умения характеризовать героев, выделять главную мысль прочитанного текста.

Задачи урока:

Дидактические:

- актуализировать знания о произведении Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»;

- содействовать усвоению знаний обучающих о биографии автора Ю. Ярмолаева и произведении «Проговорился»;

- формировать умения чтения по ролям.

Развивающие:

-Способствовать развитию памяти, внимания.

-Развивать способность строить монологические высказывания

-развивать навык техники чтения вслух.

Воспитательные:

- содействовать развитию речи, внимания, творческое воображение через прием словесного рисования;

- воспитывать интерес к предмету и культуре общения.

Планируемые результаты урока:

Предметные

— читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); (П1)

— характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); (П2)

Метапредметные

— формулировать с помощью учителя цель; (ПУУД1)

— анализировать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; (ПУУД2)

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; (КУУД1)

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; (КУУД2)

— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; (РУУД1)

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; (РУУД2)

Личностные

— освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности (Л1)

— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. (Л2)

Межпредметные связи:

Оснащение урока:

- дидактические средства: учебник Литературного чтения 3 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал (карточки), рабочие тетради

- интерактивное/электронное оборудование: электронная доска.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Формы контроля: фронтальный, взаимоконтроль, индивидуальный.

ХОД УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Пред-

метные

Мета-пред-метные

Личностные

#1052;ОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)

Задача этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне («хочу», «надо», «могу»)

Формирование готовности восприятия учебного материала

Беседа

Приветствует учащихся.

Настраивает учеников на работу и активное участие в деятельности.

Предлагает обучающимся познакомиться с цитатой.

Приветствуют учителя.

Знакомятся с цитатой.

(КУУД1)

(Л2)

#1040;КТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Задача этапа: организация подготовки и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия

Беседа

Повторение

Актуализирует знания о творчестве изученных поэтов и разделе. Задает вопросы для актуализации произведения Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

Отвечают на вопросы учителя.

Актуализируют знания о произведении.

(П2)

(КУУД1)

(КУУД2)

(Л1)

#1054;РГАНИЗАЦИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целеполагание

Задача этапа: выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности.

Подводящий диалог

Беседа

Читает для обучающихся фрагмент произведения Ю. Ярмолаева для подведения к теме. Организует подводящий диалог.

Помогает определить тему и цель урока.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и задачи урока.

(П2)

(КУУД2)

(ПУУД2)

(ПУУД1)

(КУУД1)

(РУУД1)

(РУУД2)

(Л2)

Открытие нового знания.

Задача этапа: построение проекта выхода из затруднения

Инструктаж

Беседа

Рассказ учителя

Слушание

Выборочное чтение

Учитель знакомит обучающихся с биографией Ю.Ярмолаева.

Задает вопросы по биографии, а также о предположительном содержании произведения, которое будет прочитано.

Проводит речевую разминку для дальнейшего чтения текста.

Организует первичное чтение текста по желанию.

Слушают биографию писателя.

Отвечают на вопросы.

Выполняют речевую разминку.

Читают произведение.

(П2)

(П1)

(РУУД2)

(КУУД2)

(КУУД1)

(Л1)

Первичное закрепление

Задача этапа: первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Беседа

Работа с текстом

Временная работа в парах Творческое задание

Задает вопросы по содержанию произведения. Проводит физминутку.

Проводит словарную работу.

Организует парную работу по тексту.

Отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Объясняют значение слов.

Работают в парах.

(П1)

(КУУД2)

(ПУУД2)

(Л1)

Самостоятельная работ

а

Задача этапа: самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и самооценкой

Самостоятельная работа

Инструктаж

Организует самостоятельное задание на карточках. Предлагает ответить на вопросы по тексту.

Организует фронтальную проверку.

Выполняют задание.

Читают ответы на вопросы.

(П2)

(РУУД2)

(Л1)

Повторение и включение в систему знаний

Задача этапа: выявление границ применимости нового знания.

Беседа

Творческое задание

Учитель организует повторное чтение по ролям.

Подводит итоги урока.

Читают по ролям.

Отвечают на вопросы.

(П1)

(П2)

(ПУУД2)

(КУУД1)

(КУУД2)

(Л1)

4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задача этапа: рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов деятельности.

Самооценка

Проводит рефлексию с помощью опорных предложений.

Определяете домашнее задание.

Оценивают свою деятельность на уроке и освоение темы.

(Л2)



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Ю. Ермолаев «Проговорился»

Организационная часть урока:

-Здравствуйте ребята.

Повернитесь к своему соседу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, скажите пару приятных слов и пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

-Я хочу начать урок с изречения Сэмюэл Смайлс «Книги — лучшие товарищи старости, в то же время они — лучшие руководители юности».

-Как понимаете высказывание? Книги необходимо читать в любом возрасте, не важно стар ты или молод, книги учат многому. Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор людей.

-На уроках литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить.

Актуализация опорных знаний и умений.

Повторение изученного

- Ребята, какой мы с вами начали изучать раздел?

-По страницам журнала

- С каким произведением мы познакомились?

-Кто автор — этого произведения?

- Кто мне скажет, на кого учился и где работала Л. Кассиль?

- учился на физико- математическом факультете, специализируясь на аэродинамическом цикле. Был редактором и художникам журнала.

- Найдите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

- Была бы охота, а выучиться можно.

-Знание и мудрость украшают человека.

-Наука даром не дается – наука трудом берется.

- Давайте одну из них возьмём девизом урока. «Знание и мудрость украшают человека»

Учитель начинает урок с чтения рассказа Ю. И. Ермолаева:

- Бежала через лесную дорожку речка. А через речку был мостик. Хороший мостик с перилами. Но прошла по нему девочка Таня и чуть не упала. У мостика доска оторвалась. « Вот какая плохая доска!» - подумала Таня и пошла по другой стороне мостика.

Прошли по мостику и два дружка – Николка с Петей. Тоже чуть не упали. «Вот противный мостик!» – рассердились мальчики.

Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всем своим друзьям сказали: «Не ходите по мостику. Там одна доска оторвалась». Хорошо сделали, что сказали. А можно было ещё лучше сделать.

-Как бы вы поступили в этой ситуации?

- Определите главную мысль этого рассказа. (Лучше не говорить, а делать.)

- Как вы думаете, полезный совет вам дал автор?

-Знаете ли вы, ребята, кто автор этого произведения?

- Это Юрий Иванович Ермолаев. Какие его произведения вам уже знакомы? (« Лучший друг», «Два пирожных»)

-Что вы знаете об авторе?

- Он автор детских произведений

-А название произведения вы прочитаете в учебнике на странице 179: «Проговорился».

– Прочитайте тему урока.

Тема: «Проговорился»

–Определите цели урока, используя опорные слова:

• Мы познакомимся с…

• Мы узнаем…

• Мы сможем поразмышлять…

Цель: Мы познакомимся с рассказом «Проговорился»

Мы узнаем, кто проговорился. Мы сможем поразмышлять о поведении героев.

-Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете?

-Узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Ю. И. Ермолаева

Фронтальная форма работы

–Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

- Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».

СЛАЙД

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом произведении? Когда так говорят: «проговорился»?

- О том, что кто-то выдаст чью-то тайну или расскажет о чём-нибудь.

- откройте учебник на странице 180

-Рассмотрите иллюстрацию.

СЛАЙД

-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ?

О девочке и попугае Рассказы детей

Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах.

- Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них?

СЛАЙД

-Назовите слова – синонимы или выражения, которые могут заменить название рассказа

(разболтал, сказал лишнее, выдал тайну, не подумал, о чем рассказывать).

- Предположите, кто должен проговориться.

Первичное восприятие текста.

- перед чтением предлагаю вам провести речевую разминку. Посмотрите на доску.

- Прослушайте текст и ответьте на вопрос: о чем проговорился попугай? (чтение текста на стр. 179-181 учителем или заранее подготовленным обучающимся)

Проверка качества первичного восприятия текста.

- О чем же проговорился попугай? (По фразам, которые произносил попугай, дети поняли, какая Ира на самом деле. Ведь попугай повторил не те слова и звуки, которым она его учила, а те, которые он чаще всего слышал от своей хозяйки. Вот и получилось, что попугай «проговорился».)

Закрепление изученного материала

ФИЗМИНУТКА

- Понравился ли вам рассказ?

- Понравилась ли главная героиня? Почему? (Нет! Она грубая и невоспитанная девочка. Все время отмахивалась от любой просьбы своей бабушки. Ирочка – хвастунья. Она не хотела просто показать ребятам попугая, а хотела всех удивить, «какая она способная дрессировщица».)

СЛАЙД

- Получилась ли из девочки настоящая дрессировщица?

-Как нужно дрессировать животных? (добрым словом, лаской, а еще личным примером)

-Как вы понимаете слова одноклассника Ирочки Алеши: «Как не хочет? Он нам очень многое сказал!»

-Подумайте, почему произошла такая неприятность? (Девочка не была вежливой, она грубо разговаривала с бабушкой. Попугай все слышал. Он повторил за героиней невежливые слова.)

-Посмеялись ли ребята над девочкой? Почему? (Нет, потому, что она сама все поняла.)

-Посмеялся ли сам писатель Ю. Ермолаев над своей героиней?

- Можно ли его рассказ назвать юмористическим?

- Как Ирочке исправить ситуацию?

Творческая работа (работа в группах)

-Придумайте продолжение рассказа, чтобы у Ирочки все закончилось благополучно.

- Что хотел показать писатель в этом рассказе? Какие мысли он в вас пробудил?

(Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания. Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь».)

-Какой совет автора можно прочитать между строк?

(Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их.)

Предлагаю вам выполнить самостоятельное задание на карточках. Ответьте на вопросы, с помощью учебника.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только

Чтобы помочь нам представить настроение Ирочки.

Взъерошился, покосился, отвернулся.

- давайте немного поиграем, посмотрите на доску, что вы видите? Верно это чистоговорки, а вы знаете, что такое чистоговорки? Давайте прочитаем.

- Ребята для закрепления текста я предлагаю вам еще раз прочитать произведение по ролям. Давайте определим количество ролей.

Подведение итога урока

-Итак ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги урока.

-Подводят итог урока

- Почему этот рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»?

-Потому что было мало журналов, он был поучительным и интересным

- С каким произведением мы сегодня познакомились? –Проговорился.

- Чему учит рассказ? -Вежливости, доброте, учтивости.

- Что вам понравилось в рассказе?

- Что в рассказе вам НЕ понравилось? - Поведение Ирочки

- А у вас были такие случаи? Как должны поступать воспитанные дети?

Оцените свою работу на уроке у вас на партах лежат карточки закончите предложение.

Я узнал(а)…

Я повторил(а)…

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею…

Д/З стр. 179-181 читать по ролям

#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только

#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только

#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только

#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только

#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только

#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только

#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только

#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только

#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только

#1053;айдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вел себя попугай? В ответе используйте только


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок чтения. Тема: Ю.Ермолаев "Проговорился"

Тип урока: решение частных задачПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих спос...

Конспект урока по литературному чтению Тема: Ю.Ермолаев «Два пирожных».

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; в...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Ю. Ермолаев «Проговорился» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать художественное произведение, воспринимать выраженные в нём чувства и настроения в процессе чтения и анализа рассказа Ю. Ермолаева "Про...

Литературное чтение. Ю.И. Ермолаев "Проговорился". 3 класс

Тема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»; формирование...

Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом Ю.И. Ермолаев «Проговорился»: определять главную мысль произведения, выразительно читать на основе со...

Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по литературному чтению Тема: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль произведения; воспитывать положительные качества личности; прод...

Технологическая карта урока литературного чтения Ю. И. Ермолаев "Проговорился". 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с произведением Ю. И. Ермолаев «Проговорился», формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказомЗа...