Открытый урок чтения. Тема: Ю.Ермолаев "Проговорился"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Енина Елена Петровна

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей путем чтения по ролям, привлечению внимания к авторскому слову; содействовать воспитанию любви и интереса к чтению; бережному отношению к животным живого уголка, воспитание нравственных качеств посредством интеграции с курсами внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра», «Православная культура».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

Ю. ЕРМОЛАЕВ «ПРОГОВОРИЛСЯ»

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих способностей путем чтения по ролям, привлечению внимания к авторскому слову; содействовать воспитанию любви и интереса к чтению; бережному отношению к животным живого уголка, воспитание нравственных качеств посредством интеграции с курсами внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра», «Православная культура».

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с юмористическими произведениями Ю. Ермолаева;

научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста

Метапредметные:

познавательные: определяют основную идею произведения, осознают смысл образных слов и выражений, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

регулятивные: выбирают вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывают совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

коммуникативные: формулируют цель работы группы, принимают и сохраняют на протяжении всей работы в группе, соотносят с планом работы, выбирают для себя подходящие роли и функции

Личностные:

осознают значение юмора для
отдыха, находят подтверждение этому в литературных текстах

Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Ю. Ермолаева; презентация;


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируе

мые способы
деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности
к уроку

Слушают в соответст-

вии

 

Под музыку

1)– Проверим готовность к уроку (проводит методику «Настроение»).

- Здравствуйте!

Желаю успеха большого во всём и всегда! ( поочерёдно соприкасаются пальцами своих рук)

– Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Здравствуйте, все! Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало

- Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать за урок?(45).

- Я желаю Вам всем новых успехов. А их результаты отразите в листе достижений, оценив соответственно баллами.

2)Разминка. Игра «Счастливый билетик» ( в парах)

- 0 увеличить во столько раз, сколько уроков чтения у нас в неделю (0)

- 81 уменьшить в 9 раз (9)

- Кот Леопольд уловил 8 рыбок и угостил двух мышат. Каждому дал по 4. Сколько рыб у кота осталось?(0)

- 35 уменьшить на 30? (5)

0905

- У кого счастливый билетик?

-А что для вас является счастьем?

- Я желаю вам быть счастливыми.

Оцените свою работу. Оцените работу одноклассника, который работал за компьютером.

- Внимательно посмотрите на ряд чисел. Что можете сказать? Разделите парами.

09.05

- А имеет ли она какое-то отношение к уроку?

- А теперь послушайте отрывок песни из кинофильма, подумайте как она связана с уроком) (д/з  рассказ о войне)

 - Действительно, дата и  песня имеют отношение к ВОВ, так же как и произведение, которое мы читали на прошлом уроке «отметки Риммы Лебедевой».

 Определяют са моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

1 ученик за компьютером, ответ распечатывает

День Победы над фашистской Германией.

Скоро праздник День Победы.

Слушают отрывок песни  из фильма "Три дня лейтенанта Кравцова" - Первый взвод, вторая рота

с целевой установкой, принимают и сохраняют организации

онные задачи

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении этого произведения.

1).– Поработайте в парах. Найдите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

•  Была бы охота, а выучиться можно.

•  Знание и мудрость украшают человека.

•  Наука даром не дается – наука трудом берется.

(все подходят)

- Давайте одну из них возьмём девизом урока.

(Знание и мудрость украшают человека)

2) Тест

Обведи букву правильного ответа в кружок.

1. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама?

А) сожгли немцы

Е) бомбили немцы

2. Что подарила Маня Римме?

Р) краски

Т) альбом

3. Какое звание имел А. Тарасов

Л) капитан

М) лейтенант

4. О чём попросил лейтенант Римму?

О) написать письмо своей дочери

П) написать письмо своему сыну

5. «Фью! Это не красиво получается, - сказал лейтенант Римме.» Почему он так сказал?

И) потому что девочка очень грязно написала

Л) потому что она сделала много ошибок в письме

6. Что предложил лейтенант Римме, чтобы помочь ей красиво и без ошибок писать?

Б) учить правила

А) писать письма друзьям лейтенанта

7. По каким предметам у Риммы стояли оценки «отлично»?

В) по русскому языку

Е) по русскому языку и географии

8. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант?

В) потому что мама уехала в командировку

Д ) потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись

Выпишите буквы правильных ответов в одну строку

_________________________________________________________

ЕРМОЛАЕВ

- Взаимопроверка по ключу.

3) – Чему научил рассказ.

 Оцените подготовку д/з.

Зарядка для глаз – тренажёр

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной работе дома.

Читают пословицы.

Вспоминаем правила работы в парах

Индивидуально,

1 за компьютером, ответ на экран выводит ключ

(ЕРМОЛАЕВ)

1 – Е

2 – Р

3 – М

4 – О

5 – Л

6 – А

7 – Е

8 – В

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу получено

го задания

 III. Сообщение темы урока. Определение целей урока 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

- Что интересного вы заметили, проверяя свой тест?  (Фамилия Ермолаев)

- Предположите, почему именно эта фамилия?

- Это фамилия автора, с чьим произведением мы будем работать на сегодняшнем уроке. 

А название произведения вы прочитаете в учебнике на странице 179: «Проговорился».

 – Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

•  Мы познакомимся с…

•  Мы узнаем…

•  Мы сможем поразмышлять…

   -Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете?(узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать)

- С помощью слов-помощников составим план работы.

1. Знакомство с автором

2. Словарная работа

3. Чтение произведения

4. Работа по содержанию

5. Рефлексия

6. Итог

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Ю. И. Ермолаева

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее
и различия, делают выводы. Осознанно и произволь

но строят речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора

Подготовленный ученик рассказывает о творчестве Ю. И. Ермолаева, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.

–Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище

им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его

не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

- Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».

-Оцените работу одноклассницы

Слушают рассказ, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

 

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

 - Как вы думаете о чём пойдёт речь в новом произведении.? Когда так говорят: «проговорился»?

- откройте учебник на странице180

 -Рассмотрите иллюстрацию.
-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ?
-Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них?
Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию.   Существует 316 видов попугаев.  27 видов попугаев занесены в Красную книгу.        

-Разведение птиц- воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому. Если вы решили завести птицу или другое животное, подумайте, готовы ли вы заботиться, ухаживать за ним. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито, удивленно.

– Прочитайте скороговоркой 3 раза.

•  Говорит попугай попугаю:        

– Я тебя, попугай, попугаю!        

Попугаю в ответ попугай:        

– Попугай, попугай, попугай!

Осуществ

ляют анализ объектов с опорой на визуализа

цию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Словарная работа. Для чего мы проводим её?(чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст)

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения.

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

Похвала – одобрение.

Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.

Работают с толковым словарем.

Осуществляют анализ произведе

ния. Осознанно и произволь

но строят речевое высказыва

ние в устной форме, обосновывают свое
мнение.

2. Первичное чтение произведения

Первичное прослушивание текста. Читают подготовленные дети.

– Сейчас вы прослушаете текст. Постарайтесь ответить, кто и о чём же проговорился?  (проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости)

1. О чем проговорился попугай?

2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

4. А можно назвать Иру доброй?

- А что ж такое доброта? Давайте поразмышляем вместе с барбариками.

Физкультминутка под песню «Что такое доброта?»

Прослушивают текст. Отвечают на вопрос,
определяют жанр произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

 VI. Повторное чтение и анализ произведения

1.Работа в группах (по цветам).

Правила работы в группах.

1 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

- 1)    1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника)                                                                        

2. С каким настроением Ирочка шла в школу? Ответить устно. (улыбалась, ожидала похвалы одноклассников)  

2группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

 6)      1. Как ребята догадались о непослушании Иры? (попугай повторял её грубые слова)

2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она?

Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая,  отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная,  упорная, ответственная

3группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Найдите описание погоды.  Ответьте, почему автор включил описание погоды?( чтоб помочь нам представить настроение Ирочки).

2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.(взъерошился, покосился, отвернулся)

 Оцените работу групп 

Работа в парах.

-Подумайте, какие слова, подходят к этому рассказу. (грустный, юмористический, научный, поучительный) . Выберите  соответствующую картинку и поднимите.

-Что же такое юмор? (юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением)

-Какова же проблема у Иры? (невоспитанность, грубость, хвастовство).

Оцените работу.

Давайте вспомним курс внеурочной деятельности «Этика. Азбука добра».

На доске записаны два слова: Этика, этикет.

- Что общего у этих слов? (Это имена существительные, однокоренные слова.)

- Кто сможет дать объяснения эти словам?

/Уч-ся пытаются объяснить лексическое значение слов./

- Давайте сверим наши  предположения по словарю.

/Ученики находят слова и читают объяснение./

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

-Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

(Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек).        Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

- А  можно назвать Иру воспитанной девочкой? А доброй? Какая у неё была душа?

-Какая ваза больше подходит для сравнения?

Давайте поможем ей стать добрее.

- Вспомните, какой волшебный цветок исполняет желания? (аленький цветочек, цветик-семицветик).

Если вы готовы ей помочь, то возьмите лепесток и украсьте  вазу, при этом дав Ире совет. ( не грубить, уважать старших, помогать, быть вежливой, заботливой, доброй, приходить на помощь)

-Давайте вместе проговорим волшебные слова

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели

-В жизни каждый совершает ошибки, нужно их уметь исправлять. Как вы думаете, исправится ли Ира?

Я       Я  надеюсь, что эти советы  и   произведения, которые мы читаем,         п                  подскажут    и  вам как правильно поступать в

В        какой – либо момент.    

               Оцените работу.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Читают самостоятельно рассказ Ю. И. Ермолаева.

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения

Выбирают с экрана

3 ученика работают со словарём Ожегова.

Под музыку Цветик Семицветик группы «Домисолька»

Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению Осуществляют контроль
по результату Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседни

ка. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение
и позицию.

Делают выводы, извлекают информацию из различных источников

VII. Д/з

Нет, так как впереди выходные дни.

VIII. Итог урока. Рефлексия

Заполните листы достижений.

Рефлексия. Попугайчик предлагает вам карточки двух цветов. На зелёной задание сложней, но только за правильное выполнение обоих заданий можете поставить себе 2 балла. А на жёлтой одно задание ценой в 1 балл. Выбирайте.

1.Подчеркни  пословицу, которая подходит к теме урока..

          Сделав худо, не жди добра.                                                                                                            

           Правда,   что шило – в мешке не утаишь.                                                                                            

            Ошибся, что ушибся, - вперёд наука.

          2. Продолжи предложение прилагательным:

           Воспитанный человек ___________________

                            (добрый, уважительный, вежливый, законопослушный,

                           уважительный, тактичный, сдержанный,

           доброжелательный, добросовестный, честный)          

                    Самопроверка с доски.

Подводим итог. Посчитайте баллы и переведите в отметку. Кто доволен своим успехом? Кто заработал пятерку? «4», «3»?

 - Если бы вы были наставником малыша, чему бы его научили?

- а чему научились вы?

Вернёмся к девизу «Знание и мудрость украшают человека».  Помог ли урок стать вам красивее и мудрее?

Спасибо за работу. Я верю в ваши способности, знаю, что вы можете радовать других. И желаю, чтобы это волшебное слово

 звучало как можно чаще в ваш адрес.

2. Подготовка к чтению по ролям.  

- А сейчас мы попробуем прочитать этот рассказ по ролям. Интонацией постарайтесь передать характер героев.

 3. Читать будем со слов «В школе ребята окружили  Ирочку.»

Каких героев нам нужно выбрать? ( Ирочку, попугая, Алёшу, автора)

(бабушка - терпение, Ира – глупость, наглость, хвалилась, затем стыд, одноклассники - осуждение)

Оцените работу ребят.

4.Обсуждение. 

– Найдите в тексте слова, сказанные одноклассником Ирочки Алешей. Как вы их понимаете? ( «Как не хочет? Он нам очень многое сказал! Верно, ребята?») (По фразам, которые произносил попугай, ребята поняли, какая Ирочка на самом деле. К великому сожалению девочки,  попугай повторил совершенно не те слова и звуки, которым она его учила, а те, которые он чаще всего слышал от своей хозяйки, вот и получилось, что Чико «проговорился».)

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

По одному человеку у доски.

1 за компьютером

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок чтения по теме "Страна Детства

Урок посвящен творчеству С.В. Михалкова, использовала материал Волынчиковой Е.А., я его дополнила и переработала. ...

открытый урок чтения в 4 классе . Обобщение по теме Родина

обобщение  знаний учащихся по пройденной теме; развитие  познавательных  способностей ,  интеллекта, творческих способностей  и кругозораЗадачи: - учить коммент...

Открытый урок чтения в 1-ом классе по теме: «Сказки»

Открытый урок чтения в 1-ом классе по теме: «Сказки»Оборудование: оформление доски, рисунки детей по сказкам, выставка книг со сказками, видеокассета «Гуси – лебеди», подарки для детей – книги со сказ...

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Презентация к открытому уроку чтения по теме "Сказки братьев Бондаренко"

Презентация посвящена жизни и творчеству Самарских сказочников братьев Бондаренко, авторов сборников сказок "Сказки Черепахи Кири-бум" и др....

Открытый урок чтения в 6 классе. Тема урока: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».

Цель:  познакомить обучающихся  с многообразием профессий.Задачи:- коррекция мышления и представления о профессиях,- развивать у детей интерес к различным профессиям;- развивать мышление, вн...