В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Маргиева Зарина Валерьевна

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

- Подведём итоги групповой работы. На доске схема-кластер "Роза"

1. Окружающая обстановка.

 Роза"хорошее майское утро", " голубое небо", "свежий утренний ветерок", "лучи солнца", "утренняя роса", "в цветнике мирно и спокойно, чисто и ясно").

жаба.  "сырая земля", "среди корней куста", " выбрала местечко потенистее и посырее")

2. Внешний вид.

Роза"роскошный цветок", "нежная", "тонкие лепестки", "тонкий свежий аромат", "душистое и прекрасное создание", "бледное создание").

 Жаба "жирная", "старая", "грязно-серые липкие бородавчатые лапы", "плоское брюхо", безобразная лапа", "жабьи глаза", "злые безобразные глаза", "жабье сердце", "злое животное, гадкая"

 3. Действия.

Роза"росла, красовалась", "могла бы плакать не от горя, а от счастья жить", не могла говорить, она могла только разливать запах и этот запах был её словами, слезами и молитвами"

Жаба"ленится", "объедается", "отдыхает", "не умеет радоваться", " не умеет выражать свои чувства", " прохрипела", "переползла", "карабкалась", "свалилась", "поплелась")

 4. Мечты, эмоции, чувства.

Роза "мечтает улететь как бабочка, но прикреплена к своему стебельку", плачет, сожалеет что "некому было полюбоваться ею", отчаяние - "роза поняла, что погибает", "смирилась со своей участью").

 Жаба  не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её, " запах розы причиняет ей смутное беспокойство", ненавидит розу, испытывает злость, зависть, жаба не видит красоту, она её не чувствует).

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Цель:

знакомство с произведением В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе";

повышение уровня восприятия литературного произведения;

развитие критического мышления через изучение произведения.

Задачи:

учить вдумчивому осознанному чтению, умению находить в тексте ответы на вопросы;

помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

развивать творческие способности, навыки работы в группе;

воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Оборудование:

мультимедиа оборудование;

презентация к уроку;

учебник "Литературное чтение" 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

листы для работы в группе;

маркеры;

толковый словарь;

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методический приём: кластеры.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

На уроке не зеваем,

Слушаем, запоминаем,

И, конечно, отвечаем!

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. И прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу. И пусть  хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего урока.

 3. Разминка.

Речевая разминка.

Розовая роза в розовом садочке
В росы распустилась .. роза этой ночкой
С розовым рассветом сразу распустилась,
Розовой росою в листик покатилась!

Релаксация. Упражнение на дыхвние.

А вы любите розы?

- Вам нравится их запах?

- Давайте выполним дыхательное упражнение.

АХ, КАКОЙ АРОМАТНЫЙ ЦВЕТОК! (2-3 раза)

4. Актуализация опорных знаний.

«Если ты оставил после себя след

красоты души, то будь уверен, что

выполнил свою миссию на земле…»

В.М. Гаршин.

- Прочтите эпиграф к нашему уроку.

- Как вы понимаете смысл прочитанного?

- Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.

- Кто же автор этих строк?

- А что вы о нем знаете? (Сообщения учащихся)

Биография В.М. Гаршина.

В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.

Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.

Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.

Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.

Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»

Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».

5. Постановка темы и целей урока.

Домашним заданием было самостоятельное знакомство со сказкой.

-Какие впечатления вы получили от прочитанного?

-Почему так заканчивается произведение?

-В произведении Гаршина кроется много загадок.

 - В произведении Гаршина кроется много загадок.

 - Обратите внимание на заглавие этого произведения «Сказка о Жабе и Розе». Почему?

- Почему у автора возникла идея о написании сказки с таким названием?

- Мы уже знаем содержание сказки?

- Кто ее главные герои?

- Что подразумевал автор под образами главных героев? ( мир добра и мир зла)

- Эту загадку нам предстоит разгадать.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС 

Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза, милое созданье,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Задача наша на сегодня -

Добро и зло разоблачить.

- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.

Обратите внимание на последнюю строку стихотворения

(Ответы детей: "разоблачить добро и зло", "раскрыть мир жабы и мир розы").

- Что такое добро, по вашему мнению?

- Что такое зло?

(заслушиваются ответы детей)

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.

Тема исследования:«Произведение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе 

Давайте  проведем исследование, поставим цель и попробуем выдвинуть гипотезу.

 Цель исследования:  разгадать  загадку заголовка - у вас есть какие-нибудь предположение, что может символизировать роза, а что жаба? Предположим, что образы розы и жабы - символы добра и зла. Давайте будем исследовать произведение по плану: 

План исследования: 

1. Выделить в произведении сюжетные линии

2. Раскрыть образ героев произведения.

3. Сравнить образы этих героев

4. Сделать вывод

Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (на фоне музыки учитель читает) 

- Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновничий старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него
возникла мысль о жабе и розе. Писатель слушал, а в голове его уже складывался сюжет будущей сказки.

6.  "Осмысление содержания". (получение, осмысление, соотнесение, корректировка новой информации).

Чтение сказки.

Работа над содержанием текста:

1) Выборочное чтение.

- Прочитайте описание цветника.

- Скажите коротко, каким вы его представили?

- Найдите описание розы.

- Как вы поняли выражение «Запах был ее словами, слезами и молитвой»?

- Как автор раскрывает нам образ жабы?

- Поменялось ли ваше настроение, когда вы прочитали об этом? Почему?

- Чей это был цветник?

- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика?

- Расскажите кратко о мальчике. Что вы о нем узнали?

2) Беседа по содержанию сказки.

- Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?

- Как автор нам говорит о жизни розы?

- Что было с жабой, когда она в первый раз увидела цветок?

- Что она решила сделать? Как выражала свои чувства?

- Что спасло розу от жабы?

- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

- Как автор показывает розу? (Бледное создание).

- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь? (С мальчиком, его автор показывает бледным от болезни).

- Почему роза тогда «бледное создание»? (От страха)

- Какую смерть предпочла бы себе роза? (Чтобы принести кому-нибудь радость, даже срезанной).

- Что случилось с мальчиком? (Он умер)

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным? (Да, он вдохнул аромат той розы, которая росла у него в саду. Может быть в этот момент ему казалось, что он находится в любимом садике.)

- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом? (Роза почувствовала, что срезали ее не зря. Роза помогла мальчику, она сделала его счастливым. Она принесла тишину и покой в этот дом).

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Среди всех цветов, выделили именно ее).

- Забыли ли розу после этого случая? (Нет, ее засушили, передали другим членам семьи, которые глядя на этот цветок вспоминали о мальчике, ушедшем от них.)

- Давайте посмотрим, как эти понятия отражены в сказке.

- Как вы думаете, кто из героев является символом - добра и кто является символом - зла? Почему?

Дома я просила вас перечитать произведение и составить словесные портреты жабы и розы. (По вариантам.)

- Какой мы видим жабу? (зачитывают 2-3 человека)

- Подробно ли описана безобразность жабы? (Да, очень подробно. Жирная , старая, грязно – серые липкие бородавчатые бока, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…)

- Какой литературный прием использует автор? (Эпитеты)

-Как описывает автор действия жабы? (Ленится, объедается, отдыхает, прохрипела, переползла, карабкалась, ненавидит розу, испытывает злобу, зависть, она наглая « не посмела»)

- Кого можно представить под ее образом? (Человека злого, черствого, бездушного)

- Какой мы видим розу? (зачитывают 2-3 человека)

- Легко ли было составить портрет розы? (Сложно)

- Подробно ли описана красота розы? (Нет, кратко, скромно. Ее образ автор создает через все, что ее окружает.)

- О чем это говорит? (Роза счастлива)

- Что для нее главное? (Счастье жить)

- Какие чувства испытывает роза? (Плакать не от горя, а от счастья жить)

- Разве могут розы плакать, молиться? (Нет. Эти душевные переживания присущи человеку)

- Какой литературный прием использует автор? (Олицетворение)

- Что помогает понять счастье розы? (тонкий аромат)

- Какой литературный прием использует автор? (эпитет)

- Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)

-Какой вывод можно сделать? (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)

- Кто еще является главным героем? (Мальчик)

- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)

- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)

- Для чего автор нам дает эту сцену? (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого)

- Что это значит? (он был очень добрый)

- К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)

- Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха)

- Как возникла идея написания сказки? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое)

- В каком жанре написано произведение? (Сказка)

- Какой же в сказках финал? ( В сказках добро побеждает зло)

-Что мы видим в этой сказке? (Герои, олицетворяющие добро погибают)

- В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?

ПОДСКАЗКА: «При солнышке тепло, а при матери добро»

(Мать бросила семью, когда Гаршину было 5 лет, а потом, забрав, отдала в гимназию)

- Действительно, отсутствие матери в жизни маленького Гаршина повлияло на формирование восприятия окружающего мира, он хотел истребить все зло, которое есть на свете, но сам не верил в это.

- Хотя, как писал А.С. Пушкин: « Сказка – (ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам УРОК. )

- Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.

- Перед вами пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл?

Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело питает душу и тело.

- Подходят ли они к нашему произведению?

- Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.)

- Как вы понимаете ее смысл? (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)

Можем ли мы ее сопоставить с нашим эпиграфом?

- Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?

- Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)

- Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу)

- Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)

- А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.

(а розу…. Это было самым лучшим происшествием в жизни розы…)

Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»

– Понравилась ли вам мелодия?

– Какие чувства она вызвала у вас?

  7. Физминутка.

 

8. Работа в группах.(4 группы)

Сегодня вы будете доказывать , опираясь на текст, что роза - это символ добра,

а что жаба - это символ зла, по следующему плану. 

План:

1. Окружающая обстановка.

2. Внешний вид.

3. Действия.

4. Мечты, эмоции, чувства.

- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о жабе и розе, подтверждая их словами и выражениями из текста.

- Роза это образ - положительный или отрицательный? (положительный).

- Значит роза - это символ добра? (да).

- Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?

(Ответы детей: жаба бесчувственное и безобразное животное)

- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).

- Значит, жаба - это символ зла? (да).

        Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла.        

 Физминутка для глаз

9." Рефлексия".

- Вернёмся к задаче урока. Прочитаем ещё раз стихотворение.

- О чём заставляет думать это произведение?

(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).

10. Синквейн.

- Составим стихотворение – синквейн. (работа в парах)

1.Роза.

2.Добрая, счастливая.

3. Любит, наслаждается, жертвует.

4. Роза плачет от счастья жить.

5. Добро.

1. Мальчик.

2. Тихий, кроткий.

3. Болеет, переживает, умирает.

4. Беззащитный маленький хозяин цветника.

5. Ребенок.

11. Рефлексия.

- У каждого из вас в конверте слезинка, и только от вас зависит, станет эта слезинка слезинкой радости и счастья, или слезинкой горя и разочарования. Поможет нам старинный прибор – весы, которые находятся в равновесии. На одну чашу весов мы будем класть зло: зависть, грубость, жадность, предательство, ложь, войну. На другую добро: любовь, сострадание, щедрость, ласку. Если вы поняли, что хотел сказать автор, то сделайте свой выбор и положите слезинку Маши на одну из чаш весов.

12. Итог урока.

- Теперь вы знаете, как можно победить зло? (Мир спасут добрые дела)

- Учитесь у мира только хорошему и будьте прекрасны, как этот удивительный цветок.

Девочка-роза читает стихотворение под музыку.

13. Домашнее задание.

А чем мы будем заниматься на следующем уроке, вы посмотрите на листочках, которые лежат у вас на партах. Это ваше домашнее задание.

Домашнее задание.
1*. Переписать концовку сказки.
2**. Сочинить защитную речь о жабе.

3.  Подготовить сообщение о писателе П.П.Бажове.

* задание выполняется по выбору учащихся

Заканчивая наш урок, мне хочется сказать: 

"Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения В.Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Урок - исследование  литературного произведения в 4 классе...

Литературное чтение В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Продолжение.

Цель изучения «Сказки о Жабе и Розе» - подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.Изучение этого произведения дает богатейш...

Урок литературного чтения в 4 классе (УМК "Школа России").В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе" (2 урок)

            Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методического приёма – кластеры, приёмов ...

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....

В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"....

Урок:Сказка В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Цель общеобразовательная: продолжить работу над сказкой В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».Задачи:учить вдумчивому осознанному чтению;помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья...

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...