Материалы к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Петрова Кристина Игоревна

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_na_temu_listopadnichek_docx.docx46.02 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 

 

Конспект урока литературного чтения
на тему: «Листопадничек И.С. Соколова-Микитова»,


 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2021

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литературное чтение

Тема занятия

Класс

«Листопадничек И.С. Соколова-Микитова»

3

Цель занятия

Создание условий для знакомства обучающихся с жизнью и творчеством И.С. Соколова-Микитова и пониманием его идеи произведения «Листопадничек».

Планируемые результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. Иметь мотивацию к учебной деятельности, интерес к предмету.

Л2. Демонстрировать сформированность адекватной, позитивной и осознанной самооценки.

Л3. Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Коммуникативные:

МК.1. Уметь оформлять диалогическое высказывание;

МК.2. Уметь самостоятельно контролировать и корректировать свои действия, давать им оценку.

МК.3. Участвовать в диалоге;

МК.4. Уметь сотрудничать в совместном решении проблем;

МК.5. Уметь четко высказывать свои мысли;

Познавательные:

МП.1. Уметь самостоятельно формулировать цель.

МП.2. Уметь выбирать наиболее подходящие способы решения проблем исходя из сложившейся ситуации.

МП.3. Уметь перерабатывать полученную информацию;

МП.4. Уметь наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;

МП.5. Стремиться к освоению новых знаний и умений.

Регулятивные:

МР.1. С помощью учителя составлять алгоритм решения учебной задачи.

МР.2. Самостоятельно определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

МР.3. Уметь составлять план действий на урок.

МР.4. Уметь анализировать собственную работу;

МР.5. Уметь определять цель своей деятельности;

МР.6. Уметь давать ответы на конкретные вопросы;

МР.7. Уметь демонстрировать свою точку зрения.

П1. Уметь читать и воспринимать на слух произведение

П2. Уметь определять жанр произведения;

П3. Уметь видеть и понимать поступки, совершаемые героями произведения;

П4. Уметь рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер.

П5. Понимать (осознавать) идею произведения Соколова-Микитова «Листопадничек», формулировать эту идею посредством пословиц и поговорок:

В гостях хорошо, а дома лучше.

Лучше дома своего нет на свете ничего.

Моя семья – моё богатство!

П6. Понимать и применять литературоведческую лексику в анализе произведения

Учебная задача

Как называют зайцев, рождённых осенью?

Основные понятия, используемые на уроке

Жанр, рассказ, сказка, идея, замысел, авторская позиция, биография

Образовательные технологии, используемые на уроке

Диалоговая

Рефлексивная

Работа в парах

Форма проведения занятия

Виртуальная экскурсия          

Вид используемых на занятии средств ИКТ

компьютер, проектор, электронная доска, презентация, раздаточный материал

Образовательные ресурсы:

Для учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

  • Учитель, презентация, раздаточный материал
  • Учебник по Литературному чтению 3 класс 2 часть, УМК «Школа России», 2-е издание,  Москва «Просвещение» 2013 год. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

П.Р.

Подготовка к занятию:

Подготовка оборудования, подключение презентации.

Дети входят в класс, здороваются с педагогами, присаживаются на свои места, готовятся к занятию

1 часть. Организационный момент. Мотивация к работе. 1-2 минуты

Приветствие:

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём.

Урок чтения начнем.

Добрый день ребята, меня зовут …., сегодня проведу для вас урок литературного чтения. (Слайд 2)

Сегодня наше с вами занятие будет непростое, а очень интересное и увлекательное. Так как мы отправимся на виртуальную экскурсию.

Но прежде чем начать, нам стоит узнать куда именно отправляться. А поможет нам в этом загадка, которую я загадаю. Готовы слушать? Хорошо…

Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его … (Лес)   (Слайд 3)

Да ребята верно, сегодня мы с вами отправимся в Лес, но не простой, а сказочный в котором наступила осень, и он поведает нам один интересный рассказ. Но перед этим посмотрите на доску, на ней отражена пословица. (Пословица: В гостях хорошо, а дома лучше.)

Как вы думаете какую тему затронет наш урок?

Хорошо, давайте проверим наше предположение.

Дети встали возле парт, поприветствовали педагога

Дети присели, начали слушать педагога.

Лес

Тему семьи и дома

Л1

Л3

МР1

МР2

МР3

МР4

МР5

МР6

МР7

2 часть. Актуализация полученных ранее знаний. 4-5 минут

Вспомните, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени. 

А какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они готовятся к зиме?

А теперь ребята давайте сыграем с вами в маленькую игру и подумаем, кто из животных впадает в спячку зимой, а кто нет. Для этого посмотрите на слайд и по поднятой руке выскажите свои предположения… (на слайде изображения животных) (Слайд 4)

Как вы думаете у какого из животных не впадающего в спячку, осенью появляются детёныши?  (Слайд 5)

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как называют зайцев, родившихся осенью?

Листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме

Линяют, запасают корм, рождают детёнышей

Учащиеся высказывают мнения.

Нет

3 часть. Целеполагание. Постановка учебной задачи. 4-5 минут

Исходя из наших ответов какую цель, мы можем поставить перед собой на нашем уроке? (Слайд 6)

Да верно, цель нашего урока узнать, как называют зайчат, рождающихся осенью и почему.

А теперь ребята давайте посмотрим на слайд и первую парту по центру, на них расположены книги или их фотографии. С многими авторами которые писали, о животных мы уже знакомы. Об этом свидетельствуют иллюстрации произведений  отражённые на презентации с подписью автора, а также книги лежащие на первой парте, которые вам удалось рассмотреть перед уроком, но с одним автором нам еще не удалось познакомиться. Я думаю, что многие из вас уже поняли с каким и именно поэтому, я предлагаю вам зайти в наш лес и познакомимся с ним, а поможет нам в этом один из обитателей леса , который задаст некоторые вопросы и расскажет про этого замечательного писателя, рассказы которого входят в раздел учебника под названием «Люби живое» …

Посмотрите какая красота… (Видео)

Узнать, как называют зайцев, родившихся осенью

Просматривают видеоматериал и представляю, то что ожидает и впереди

МП1

4 часть. Открытие нового знания.

А вот и наш маленький друг, Бельчонок. Давайте постараемся ответить на его вопросы, а для этого отроем наш учебник на странице 60.

Прочитайте название рассказа, который отображён на данной странице.

Рассмотрите иллюстрации к тексту. Предположите, о ком или, о чем этот рассказ. 

Как вы думаете, что могло произойти осенью с этими героями?

Прочитайте над названием, кто автор этого произведения?

Исходя из наших ответов, можем ли мы дополнить поставленную нами цель? Как она будет звучать?

Да ребята вы правы. А теперь Бельчонок приглашает нас прогуляться по самым загадочным местам леса и послушать рассказ о писателе… (Слайд 7)

Знакомство с автором

Листопадничек

О животных: зайцах и бобрах

Они отправились в путешествие

И. Соколов - Микитов

Да можем. Цель нашего урока узнать как называют зайцев родившихся осенью, путем изучения произведения «Листопадничек» и понять гласную мысль этого произведения.

МП3

МП4

МП5

МР5

5 часть. Подготовка к первичному восприятию литературного произведения

Иван Сергеевич Соколов- Микитов, родился в 1892 г. и прожил 83 года. Рос в простой, трудовой русской семье.

От матери - Марии Ивановны, которая знала неисчерпаемое множество сказок и поговорок, и каждое слово которой было к месту, унаследовал любовь к родному языку, к образной народной речи.

В молодые годы работал Иван Сергеевич в газете, а также плавал простым матросом на кораблях в разные страны. (Слайд 8)

 В I мировую войну ушёл добровольцем на фронт, служил санитаром,

После войны участвовал в полярных экспедициях по освоению Северного морского пути. Из своих поездок Соколов-Микитов привозил новые рассказы и очерки, в которых была жизнь, увиденная и рассказанная очевидцем и участником событий. (Слайд 9)

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе. За несколько лет до конца жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался и наговаривал свои произведения на диктофон. Скончался писатель в возрасте 83 лет, в 1975 году. (Слайд 10)

Ребята, а теперь давайте прочитаем рассказ «Листопадничек» и проверим наши предположения, касающиеся его героев.

Но перед тем как начать, посмотрите на слайд, Бельчонок на нем собрал несколько слов с их описанием и изображением, которые могут быть вам непонятны при прочтении. Ознакомьтесь с ними пару минут. (На слайде слова незнакомые обучающимся, с их краткой характеристикой: Выдра, расомаха, бобр, долговязый, хотко работают) (Слайд 11)

Открывают учебник на нужной странице и отвечают на заданные вопросы

Дети высказывают предположения

МК1

МК3

МК4

МК5

6 часть. Первичное восприятие (первичное чтение) литературного произведения. Первичный синтез.

А теперь давайте приступим к прочтению, читать будем по частям, первую часть читаю я, остальные некоторые из вас, перед теми кем  стоит карточка с надписью «Чтение с слов...

И До момента...»

Во время прочтения я попрошу вас сконцентрироваться и внимательно следить за текстом.

Все понятно? Тогда начнём...

П1

7 часть. Проверка первичного восприятия литературного произведения

Вот мы с вами и прочли, а теперь ребята давайте ответим на вопросы Бельчонка.

Сколько частей мы можем выделить в данном рассказе?

Чем интересен данный рассказ?

Что вам запомнилось больше всего?

Что вас огорчило?

Что порадовало?

Хорошо ребята, а теперь давайте встанем со своих мест и немного разомнемся, так как Бельчонок заметил, что вы устали

Повторяйте за мной…

6 частей

Он интересен насыщенными приключениями зайца

Как зайчонок хотел улететь с журавлями

Что выдра разломала дом бобров и зайчонок оказался в сложной ситуации

Что зайчонок вернулся домой

П6

Физкультминутка

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!(Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.  (Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.  (Ходьба на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели. (Слайд 12)

Выполняют физкультминутку, повторяют движения за педагогом

8 часть. Вторичное восприятие литературного произведения (этап перечитывания, вторичное чтение) и  анализ произведения.

А теперь давайте проанализируем данное произведение.

Начнем с небольшой части, первый абзац читаю я, следующий кто-то из вас… После этого ответим на вопросы. Поэтому будьте внимательны. (Чтение с начала, до фрагмента «Пришла поздняя осень...»)

Встретились ли вам незнакомые слова?

Какая мечта была у маленького зайчика?

Почему она появилась?

Так, о чем же эта часть?

А теперь каждый прочитайте, как улетали журавли? Как вели себя звери?

- Кто после прочтения может сказать, чего испугался Листопадничек?

- Подумайте и скажите, о чем эта часть произведения?

Давайте найдем на странице 61 и 62 диалог животных и прочтем его по ролям…(Чтение диалога (Автор - учитель, заяц и бобр – ученики)

Кого встретил зайчонок во время путешествия?

Как мы можем озаглавить 3 часть текста?

Теперь ребята я прочту вам следующий отрывок текста, а вы про себя читайте его за мной и если, что-то не понятно то ставьте рядом с этим моментом знак вопроса, после мы это разберем.

Возникли ли у вас вопросы?

Почему Листопадничек остался зимовать в хатке бобров?

- Подберите заглавие к этой части. 

- Как вы думаете, понравится ли зайчику в гостях у бобров? Почему?

А теперь мы с вами будем читать по цепочке, по одному предложению все понятно?

Как же провёл зайчик зиму? Найдите предложения, которые это подтверждают.

Как мы можем озаглавить эту часть текста?

Ребята дочитайте текст и после этого мы с вами ответим на несколько вопросов.

Расскажите, как зайчонок попал на болото?

- Что стали говорить о нём в лесу?

- Подберите заглавие к этой части

Молодцы, вот мы с вами проанализировали  это замечательное произведение

Как вы считаете какой жанр у этого произведения?

Ребята вы все правы и сложно сказать, что это именно сказка или это рассказ, поэтому принято считать что это сказка - рассказ. Хотя автор при написании отнёс его к сказке.

Как вы думаете почему именно к ней?

Да я с вами соглашусь, на сказку здесь больше показывает то, что животные в этом рассказе разговаривают.

А теперь я хочу предложить вам выполнить небольшую парную работу.

Осмысленное чтение и анализ прочитанного, ответы на вопросы.

Улететь с журавлями в теплые края

Листопадничек боялся замерзнуть зимой в лесу

(О мечте листопадничка.)

Замерзнуть в лесу

(О подготовке животных к зиме.)

Бобров

(Встреча с бобрами.)

У него не было возможности выбраться из нее, так как плавать он не умел

(Зайчонок в хатке бобров.)

Нет, так как там темно и нечего есть

(За долгую зиму страху натерпелся.)

(Наконец-то дома.)

Рассказ, сказка

Так как в ней разговаривают животные

Л3

МК1

МК3

МК4

МК5

П1

П2

П3

П6

Посмотрите на парты я вам раздала вот такие небольшие листочки, в которых вы

будете описывать главного героя этого

произведения, Зайца. При описании вам надо

написать то какой именно для вас предстал

зайчонок. А после этого нарисовать своего

зайчика внизу на этом же листе. Все понятно,

приступайте…

Ребята у вас получились замечательные зайцы,

эти работы я соберу после урока.

Ребята как вы считаете, почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать нам этим?

Можно ли сказать, что наша пословица говорит о том же, что и сказка?

Он хотел сказать, что роднее своей семьи и дома нечего нет.

Да, можно

МК2

МП2

МП3

МП4

МП5

П3

П4

П5

9 этап. Этап обобщения

А наше с вами занятие подходит к концу и поэтому пришло время подвести итоги и вспомнить что сегодня проходили. В этом нам поможет Бельчонок со своими вопросами. Посмотрите на слайд, и кто готов ответить, то поднимите руку.

- Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

- К какому жанру мы отнесли с вами данное произведение?

- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

Достигли ли мы цели нашего урока? (Слайд 13)

Вот и все, давайте попрощаемся с нашим новым другом, Бельчонком и отправимся домой. (Слайд 14)

«Листопадничек»

Рассказ-сказка

Как улетают журавли и животные готовятся к зиме.

А фантазия ему подсказала приключения Листопадничка

Да, достигли

10 этап. Рефлексия

А пока будем возвращаться расскажите мне

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

Л2

11 этап. Этап объяснения домашнего задания

Все ребята мы прибыли и поэтому последнее, на сегодня это домашнее задание, оно у вас будет простое, интересное и очень творческое, в котором нужно пофантазировать.

Ваша задача дома на отдельном листе бумаги придумать и записать продолжение этой истории. Много писать не надо, буквально один абзац. Все понятно? Хорошо

И перед тем как попрощаться, я хочу прочесть вам небольшое стихотворение Марины Тахистовой под названием «Мой дом», а вы мне скажите, похоже ли оно с нашим произведением и чем?

Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
Живут деревья на горе…
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший:
Мама в нём!

А пословица которая сопровождала нас на уроке подходит к нему или нет?

Да правильно, ведь действительно тема семьи и дома затрагивается не только в сказках и рассказах, а также стихах, пословицах и поговорках.

На этом все, я с вами прощаюсь, спасибо за работу. Вы молодцы! (Слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фото материалы к уроку литературного чтения:"С.Я.Маршак "12 месяцев".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3702827","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Презентация представляет собой фото материалы к уроку л...

Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)

Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....

Дополнительные материалы к урокам литературного чтения в 1-4 классах

Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и  в 1-4 классах...

Г. А. Скребицкий. Материалы к урокам литературного чтения в начальных классах.

Презентация знакомит с биографией и творчеством писателя Г. А. Скребицкого,содержит наглядный иллюстративный материал. Данная разработка будет интересна учителям начальных классов при подготовке к уро...

Материалы к уроку литературного чтения

Урок литературы для учащихся 3 класса В. Астафьев "Капалуха"...

Статья "Формирование креативного мышления младших школьников посредством работы с иллюстративными материалами на уроках литературного чтения в 4 классе"

Данная статья предоставляет возможность учителям начальной школы познакомиться с использованием иллюстративного материала на уроках литературного чтения....

Материалы к уроку литературного чтения во 2 классе по теме "Я и Вовка"

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС НОО....