Методическая разработка по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой «Прыжок».
методическая разработка по чтению (3 класс)

Формировать умение определять тему и главную мысль произведения, выражать свое отношение к героям, давать оценку их поступкам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению

3 класс

Л.Н.Толстой «Прыжок».

Тема и главная мысль рассказа. Характеристика героев и их поступков.

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 с. Ногир им. Д.Хугаева»: Джимиева Е.А.

Цели: Формировать умение определять тему и главную мысль произведения, выражать свое отношение к героям, давать оценку их поступкам;

Задачи:

Обучающие: познакомить обучающихся с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы.

Развивающие: Способствовать развитию навыков выразительного чтения, воображения, связной речи, развивать образное и логическое мышление, творческое воображение; развивать устную речь обучающихся.

Воспитательные: Формировать нравственные представления о героизме, храбрости; воспитывать способность сопереживать, радоваться вместе с героями; воспитывать культуру умственного труда, чувство принадлежности к коллективу, активность

Оборудование: Компьютер, видеопроектор, экран; листы бумаги для групповой работы, цветные маркеры; «Оценочные листы» для обучающихся, листы «Письмо учителю» (памятка).

Планируемые результаты:

Предметные: 

Обучающиеся научаться читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; находить ответы в тексте по прочитанному произведению

Метапредметные:

Познавательные – анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные – читать в соответствии с целью чтения; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворительность/неудовлетворительность своей работой на уроке.

Коммуникативные – выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценки событий, описываемых в произведении.

Личностные:

Обучающиеся будут учиться оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей.

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо. Стратегия «Чтение с остановками».

Раздел: Великие русские писатели

Урок – 20

Тип урока: освоение новых знаний

Методы обучения: Словесный, наглядный, практический (традиционная классификация методов обучения)

Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ход урока

I.Организационный момент

* Слайд №1 «Литературное чтение»

- Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

II. «Вызов»

Актуализация знаний

- А кто этот человек, вы сможете сказать сами, если правильно зададите мне вопросы, на которые я смогу ответить «да» или «нет».

- Даю подсказку.

* Слайд №2 «Портрет» Слова-подсказки о писателе

- Это великий русский писатель. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Сам он жил скромно, умел косить, пахать. Он был великим тружеником.

* обучающиеся задают вопросы, используя биографические сведения из жизни великих русских писателей, изучаемых в разделе «Великие русские писатели» (например: Этот писатель родился в …году? и т.д.), пока не определят правильное направление

- Вы сможете назвать его имя?  (Л.Н.Толстой)

*Слайд№2 «Портрет Л.Н.Толстого» (после слов-подсказок)

- Продолжите предложение…

* все ответы обучающихся оформляются на доске в виде Кластера

-Л.Н.Толстой–это…(граф, имение Ясная Поляна, крепостные крестьяне.)

-Л.Н.Толстой-это…(писатель, научно-познавательные рассказы «Какая бывает роса на траве?», художественные «Акула», быль «Лев и собачка», басни и т.д.)

-Л.Н.Толстой – это…(учитель, построил более 20 школ, написал Азбуку, сам обучал крестьянских ребятишек)

-Л.Н.Толстой– это…(Человек, жил скромно, умел косить, пахать, верил в счастье для всех людей, помогал крестьянам)

Самоопределение к деятельности

- Я приглашаю вас продолжить знакомство с произведениями Л.Н.Толстого

- Скажите, что бы вы хотели узнать сегодня на уроке и чему научиться? (познакомиться с новым произведением, научиться выразительно читать текст, понимать замысел автора)

- Дома вы должны были еще раз внимательно прочитать рассказ «Акула» и подготовить рисунки. Рисунки я вижу на доске. Молодцы!

- Сейчас мы с вами ответим на вопросы небольшого теста. На столах у вас лежат маленькие листочки. Выбираете ответ и записываете соответствующую букву.

*Слайд №3 «Тест» 

Как мальчики оказались в открытом море?

        Л. Они упали в воду с корабля

        П. Им было тесно в парусе, в котором матросы устроили купальню.

Как отнесся старый артиллерист к забавам своего сынишки и его товарища?

        Р. Он стоял и любовался своим сынишкой

        С. Он был недоволен забавами своего сына, кричал детям, чтобы они вернулись

Когда отца охватил страх?

        В. Когда один из мальчиков стал тонуть

        Ы. Когда все увидели акулу, которая плыла к мальчикам

Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

        Ж. Ему было все равно, что происходит в море

        З. Его сковал страх за детей

Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?

        О. Пронзительный визг одного из мальчиков

        Т. Крики матросов

Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

        И. Он бросился к лодке, чтобы плыть к мальчикам

        К. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил

* Проверка, работают в парах

- Если вы правильно ответили на вопросы теста, то вы сейчас скажете название произведения, с которым мы сегодня познакомимся (Прыжок)

Введение в тему и постановка задач

*Слайд №4 «Тема урока»

- Л.Н.Толстой. Рассказ «Прыжок»

-Какие учебные задачи ставим перед собой? (будем анализировать содержание, характеризовать героев, их поступки)

- Можно ли по названию сделать предположение, о чем произведение?

* Учащиеся выполняют физические упражнения «Какие бывают прыжки?» (вверх, вперед, назад, на двух ногах и т.д.)

- Давайте посмотрим, где будут происходить действие, описанное в рассказе.

*Слайд №5 «Парусник»

- Как называется это судно? (парусник)

- А что вы о нем знаете?

*по мере рассказа появляются подписи к частям судна и высота мачты.

*Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палубу делали из твердых пород дерева. Мачты возвышались на 15-25м, то есть имели высоту 5-8-этажногодома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок, по которым поднимались матросы.

Словарная работа

*Слайд №6 «Словарная работа»

Аршин - старорусская единица измерения длины=71см 

Задор – горячность, пыл, страстность

Задняя рука обезьяны - у обезьян задние конечности похожи на руки: большой палец на них так же хорошо развит и подвижен, как и на руках.

        III. «Смысловая» стадия

- Подтвердятся ваши предположения или нет, узнаем, когда прочитаем.

- Мы будем читать это произведение по фрагментам (абзацам).

Чтение первого фрагмента (до слов «…и оттого еще больше расходилась»)

Анализ прочитанного отрывка

- Откуда возвращался корабль? (из кругосветного путешествия, которые длились иногда несколько месяцев)

- Почему все были на палубе? (устали от замкнутого пространства, хотелось развлечься)

- Что происходит на палубе? (посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех)

- Откуда на корабле появилась обезьянка? (возможно, корабль возвращался из жарких стран)

- Как она ведет себя? (обезьяна корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей)

- Как ведут себя люди? (люди ею забавлялись, у всех хорошее настроение)

- Какая иллюстрация подойдет к этому абзацу?

*Слайд №7 «Выбери иллюстрацию»

- Как вы думаете, что будет дальше?

Чтение второго фрагмента (до слов «…не знал, плакать ему или смеяться»)

Анализ прочитанного отрывка

- Подтвердились ваши предположения?

- Что сообщает Толстой о мальчике? (12 лет, сын капитана)

- Почему эти сведения важны для автора, не имя, ни внешний вид? (мальчика все знают, он у всех на виду, отца все уважают, слушают его, сын должен соответствовать статусу отца, он не может его подвести)

- Что произошло на палубе? (обезьяна сорвала шляпу с сына капитана)

- Обезьяна расшалилась еще больше, а люди?

- Какие чувства испытывает мальчик? (не знал, плакать ему или смеяться)

- Почему от так себя чувствует? (ему обидно, подчиненные отца смеются над ним)

- Какая иллюстрация подойдет к этому абзацу?

*Слайд №7 «Выбери иллюстрацию»

- Что произойдет дальше?

Чтение третьего фрагмента (до слов «…как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше»)

Анализ прочитанного отрывка

- Подтвердились ваши предположения?

- Угадали те, кто предположил, что мальчик полезет на мачту. Мальчики так часто поступают. Когда их дразнят или смеются над ними, бросаются в драку.

- Найдите доказательство того, что мальчик рассердился. (Мальчик покраснел, скинул куртку, бросился за обезьяной)

- На кого он рассердился?

- Почему мальчик полез на мачту? (чтобы избежать насмешек матросов, стремление отстоять свое достоинство)

- Вспомните свое настроение в начале рассказа, сейчас у вас такое же настроение?

- Почему настроение изменилось? (появилась тревога)

- Какая иллюстрация подойдет к этому абзацу?

*Слайд №7 «Выбери иллюстрацию»

- Что произойдет дальше?

Чтение четвертого фрагмента (до слов «…все замерли от страха»)

Анализ прочитанного отрывка

- Подтвердились ваши предположения?

- Сумел он догнать обезьяну?

- А кто из вас считает, что обезьяну можно догнать? (это животное, она более ловкая, быстрая, у нее стремительная реакция)

- Как высоко забрался мальчик? (до самого верха)

- Что в это время делали люди? (все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын)

- Почему мальчик не остановился? (раззадорился, матросы смеялись, обезьяна подманивала все выше и выше)

- Изменилось ли отношение окружающих к проказам обезьяны и поведению мальчика?

- В какой момент это произошло? (когда мальчик ступил на перекладину и выпустил веревку из рук, только тогда взрослые осознали, какая опасность грозит ребенку)

- Какая иллюстрация подойдет к этому абзацу?

*Слайд №7 «Выбери иллюстрацию»

- Что произойдет дальше?

Чтение пятого фрагмента (до слов «…глянул вниз и зашатался»)

Анализ прочитанного отрывка

- Что почувствовали?

- Вы помните высоту мачты? (5-8-этажногодома)

- Мальчик зашатался, что произойдет дальше?

*Дети встают, изображая мальчика на перекладине, закрыв глаза

- Представьте себя на месте мальчика, какие чувства вы испытываете? (страх, ужас, отчаяние)

- Какая иллюстрация подойдет к этому абзацу?

*Слайд №7 «Выбери иллюстрацию»

- Следующая часть самая напряженная. Давайте послушаем ее в исполнении актера.

* аудиозапись (Приложение к учебнику)

Чтение шестого фрагмента (до конца)

Анализ прочитанного отрывка

- Для чего отец вынес ружье? (стрелять чаек)

- Что он увидел? (сына на верхней перекладине мачты)

- Почему он прицелился в мальчика и закричал «Прыгай в воду или застрелю!»? (мальчик зашатался, мог упасть на палубу и разбиться. Вода смягчает падение)

- Почему отец закричал «Прыгай в воду!», а не просто «Прыгай!»? (подсказывал путь к спасению, от страха мальчик мог неправильно его понять)  

* если ребята не ответят на вопрос, найти и перечитать строки «Мальчик зашатался…»

- Легко ли мальчику было решиться на прыжок с такой высоты? (нет, но он преодолел страх)

- Что чувствовал отец, пока сын находился под водой и пока его приводили в чувство? (горе)

- Когда отец понял, что сын жив? (когда он стал дышать)

- Почему же отец так страшно закричал и заплакал, ведь сын остался жив? (он очень сильно испугался за сына)

- Могло ли всего этого не быть? (да, если бы матросы не смеялись над мальчиком, если бы мальчик вовремя осознал опасность и остановился)

_ Можем ли мы винить обезьяну?

Представление обучающихся о характере героев

- Что вы можете сказать об отце? (он сильный духом, решительный, способен принять мгновенное решение, если от этого зависеть спасение чьей-то жизни, он настоящий капитан)

*пишу на доске

- Каким предстает мальчик в этом рассказе? (смелый, стремление отстоять свое достоинство, решительный)

*пишу на доске

- Похож ли мальчик на отца? (он копирует отца, его бесстрашие, решительность, но так как он еще ребенок он не понимает разницы между истинной отвагой и бездумным риском)

IV. Рефлексия

- Какова же идея рассказа, что хотел нам сказать Л.Н.Толстой? (рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого зависит чья-то жизнь)

- Давайте попробуем ответить на вопрос: Почему рассказ называется «Прыжок»? (решение отца – это поступок, прыжок мальчика – это тоже храбрый поступок, мальчик преодолевает трусость, растерянность, прыжок спасает его от смерти)

- Попробуем передать свои впечатления, сочиняя Синквейн к рассказу.

* Рассказ

Тревожный, поучительный

Воспитывает, объясняет

Прыжок – проявление храбрости

Поступок

- Оцените свою работу на уроке.

*Оценочный лист урока

1. Как я оцениваю свое участие в уроке – 1, 2, 3, 4, 5

2. Внимательно ли я слушал? – 1, 2, 3, 4, 5

3. Выдавал ли я интересные ответы – 1, 2, 3, 4, 5

4. Все ли мне было понятно – 1, 2, 3, 4, 5

5. Итог урока

- Читая любое произведение, можно плавать по поверхности текста, не вникая в смысл, а можно заглянуть вглубь, увидеть за авторскими словами главное и понять, что хотел сказать автор. И не только понять, а принять всем сердцем, душой, как сегодня постарались это сделать вы, ребята. Спасибо за работу!

*Слайд «Спасибо за работу»

6. Домашнее задание

- Подготовьте выразительное чтение рассказа и напишите «Письмо учителю» (для обучающихся заготовлены памятки написания письма)

Я прочитал рассказ_____________

Больше всего запомнилось____________

Понравилось_______________________

Не понравилось______________________

Мое эмоциональное состояние_____________

Этот рассказ учит меня_________________

Информационные ресурсы

  1. Статья «Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/607040/
  2. Статья  «Как сформулировать цель урока» - Режим доступа: http://www.kakprosto.ru/kak-27422-kak-sformulirovat-cel-uroka
  3. Статья  «Копающаяся в методиках: Чтение с остановками» - Режим доступа: http://mei--blog.blogspot.ru
  4. Статья «Л.Н. Толстой «Прыжок». Как работать над сюжетом?» - Режим доступа: http://www.lit-studia.ru/articles/55.html
  5. Статья «План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме: Урок литературного...» - Режим доступа: urok-literaturnogo…po-proizvedeniyu…
  6. Статья «Презентация к уроку по чтению (3 класс) по теме: Урок литературного чтения» - Режим доступа: nsportal.ru 

Статья «Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов"» - Режим доступа: http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Методическая разработка урока литературного чтения Л. Толстой "Прыжок"

Урок проведен в рамках недели литературного чтения. Показан опыт работы учителя по развитию умения учащихся работать в группах и в парах....

Методическая разработка урока литературного чтения ОС "Школа 2100", 4 класс. Л. Н. Толстой - народный учитель (сказка "Два брата").

В процессе урока проводится рассуждение о праве выбора жизненного пути на примере сказочных персонажей и биографии Л. Н. Толстого. При изучении литературного текста применяется технология продуктивног...

Урок литературного чтения. Произведения Л.Н.Толстого. "Прыжок"

Урок содержит ссылки на две презентации: одна - по теме, вторая - тест к системе  мониторинга качества знаний PROklass. Еще есть ссылки на аудиофайлы: по тексту произведения Л.Н.Толстого и к физ....

методическая разработка урока литературного чтения по теме Л. Н. Толстой "Филипок"

Конспект урока литературного чтения по программе "Школа России" во 2 классе....

Методическая разработка по литературному чтению "Произведения Л Н Толстого"

Тесты по литературному чтению "Приоизведения Л Н Толстого" по программе "Школа 21 века " 2 варианта....

Методическая разработка по литературному чтению. Л.Н.Толстой «Прыжок»

Формирование умения определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям. Развитие умения вдумчивого чтения. Воспитание человека, который умеет оценивать поступки в срав...