Главные вкладки

    Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
    методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

     

    Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между старшим и младшим поколениями в семье, между братьями и сестрами, позволяют ребенку понять причины конфликтных отношений в семье, научить анализировать взаимоотношения между людьми, определять правильную модель своего поведения в семье.

            Особую ценность для анализа семейных взаимоотношений на уроках литературного чтения имеют произведения Л.Н. Толстого для детей. В его коротких рассказах показана сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. Рассказы позволяют не только познакомить с бытом крестьян, историческим прошлым родного народа, но и воспитывать любовь к родному языку, культуре, чувство уважения к старшим и к семейным ценностям. На примере рассказов «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Вместе тесно, а врозь скучно» могут быть рассмотрены такие понятия как «семья», «семейные взаимоотношения», «недопустимые взаимоотношения в семье», уважение, забота, взаимопомощь как наиболее предпочтительные способы взаимодействия в семье.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zyuzina_n.o._metod._razrabotka.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Зюзина  Н.О,

    МОУ «СОШ № 132» г. Омск

    ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В КОРРЕКЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

            Семья – естественная среда развития и воспитания ребенка. В семье ребенок получает первые навыки общения и взаимоотношения между людьми, а значит и первые уроки нравственности. Основой семьи являются семейные взаимоотношения. Они могут  быть построены как на основе дружбы, взаимопомощи и понимания, так и вражды и конкуренции. Проблемы, связанные с построением межличностных отношений в семье, влияют на психологическое самочувствие ребенка и его социальную адаптацию в обществе. Последствиями нарушенных межличностных связей в семье могут стать чувство вины у ребенка за происходящее в семье, неуверенность в себе и своих силах, не умение выстраивать взаимоотношения с людьми в обществе и в своей семье в будущем. Поэтому умение выстраивать взаимоотношения в семье имеет такое же значение для ребенка в его духовно-нравственном развитии, как и семейные традиции и быт.

            Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между старшим и младшим поколениями в семье, между братьями и сестрами, позволяют ребенку понять причины конфликтных отношений в семье, научить анализировать взаимоотношения между людьми, определять правильную модель своего поведения в семье.

            Особую ценность для анализа семейных взаимоотношений на уроках литературного чтения имеют произведения Л.Н. Толстого для детей. В его коротких рассказах показана сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье. Рассказы позволяют не только познакомить с бытом крестьян, историческим прошлым родного народа, но и воспитывать любовь к родному языку, культуре, чувство уважения к старшим и к семейным ценностям. На примере рассказов «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Вместе тесно, а врозь скучно» могут быть рассмотрены такие понятия как «семья», «семейные взаимоотношения», «недопустимые взаимоотношения в семье», уважение, забота, взаимопомощь как наиболее предпочтительные способы взаимодействия в семье.

            Примером такого урока является урок литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого».

            Основными формами работы на уроке являются: чтение и анализ художественных произведений, анализ поступков героев произведений, построение схем межличностных взаимоотношений в семье, сопоставление содержания художественного произведения с пословицами, сочинение собственного рассказа на предложенную тему и др.

    Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

            Цель урока: учить анализировать семейные взаимоотношения на основе прочитанных произведений Л.Н. Толстого; дать нравственную оценку поступкам героев литературных произведений; развивать творческие способности при создании собственных сочинений на заданную тему.

            Задачи: анализировать поступки героев литературных произведений; соотносить пословицы и смысл прозаического произведения; сформулировать правила семейных взаимоотношений как основы нравственных поступков младших школьников по отношению к своим близким; создавать устные сочинения на заданную тему на основе прочитанных произведений.

    Ход урока

    1. Постановка темы и цели урока:

    - Про кого идет речь в этих загадках? (Приложение 1) Учитель читает загадки о бабушке, дедушке, маме, папе. Дети отгадывают загадки.

    - Что объединяет всех этих людей?

    - Как и кто между собой связан? (выстраивается связь в виде графа) Кто еще может быть в семье? (братья, сестры) Что такое семья? (ответы детей)

    - Что связывает всех людей в семье? (взаимоотношения, взаимопомощь)

    - Сегодня мы будем говорить о том, какие взаимоотношения могут складываться между людьми в семье; будем оценивать поступки членов семьи по отношению друг к другу в произведениях, написанным Львом Николаевичем Толстым; будем приводить примеры из жизни о взаимоотношениях между людьми в семье.

    2. Вводная беседа по теме урока:

    - Составьте рассказ о своей семье: кто живет в вашей семье, есть ли у вас братья и сестры, бабашки и дедушки, как вы к ним относитесь, как к ним относятся другие члены семьи?

    - Как складываются взаимоотношения в семье?

    - Хотелось бы вам что-то изменить во взаимоотношениям в семье? Что именно? Почему?

    3. Работа над рассказом Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»:

    1) Первичное чтение рассказа, словарная работа:

    - Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации к нему. О ком пойдет речь в рассказе?

    Учитель читает вслух первые три предложения. Каким может быть продолжение этого рассказа?

    Самостоятельное чтение рассказа; объяснение значения устаревших слов.

    2) Обмен впечатлениями от прочитанного:

    - Понравился ли рассказ? В чем смысл рассказа? Объясните его название.

    3) Повторное чтение: выборочное чтение, ответы на вопросы по содержанию:

    - Прочитайте, как вели себя дети по отношению к дедушке. Что вы можете сказать об их отношении к старику?

    - Прочитайте продолжение рассказа. Как вы думаете, какой урок получил внук, наблюдая отношение к дедушке? Почему заплакали родители?

    - Сравните, как изменилось отношение к дедушке после того, как родители поняли свою ошибку. Каким оно было сначала? Как изменилось в конце рассказа?

    - Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Как бы повел себя каждый из вас в этой ситуации? За что вы любите своих бабушек и дедушек?

    4)  Соотнесение содержания рассказа с пословицей:

    - В чем смысл пословицы? Что объединяет пословицу и рассказ? Как вы понимаете выражение «почитать старших»?

    5) Обобщение изученного:

    - Покажем взаимоотношения, которые рассматриваются в рассказе на схеме. Какие взаимоотношения показаны в рассказе? (взаимоотношения между старшим и младшим поколениями) Покажем их с помощью стрелочек.

    - Над черной стрелочкой напишем недопустимое отношение к старшим. Приведите примеры. (бранить, обижать, не заботиться, не уважать)

    - Каким должно быть отношение к старшим членам семьи? (заботиться, любить, уважать, быть внимательными, помогать) Напишем это над зеленой стрелочкой.

    4. Работа над басней «Отец и сыновья»:

    1) Самостоятельное чтение басни.

    2) Повторное чтение басни:

    - Автор назвал свое произведение басней. Чем оно похоже на басню? Прочитайте произведение про себя, найдите в нем мораль.

    3) Работа над пословицами:

    - Прочитайте пословицы: Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь; Один за всех, а все за одного. Как вы их понимаете? Приведите примеры. Что общего между двумя пословицами и басней Л.Н. Толстого?

    5. Закрепление пройденного. Самостоятельная и творческая деятельность.

    1) Самостоятельная работа над рассказами Л.Н. Толстого. (работа в парах)

    Задания: прочитать (один по выбору учащихся) рассказы Л.Н. Толстого (рассказы представлены на индивидуальных карточках); определите основную идею произведения (чему оно нас учит); определите, между кем автор показывает взаимоотношения; оцените поступки каждого героя по отношению друг к другу; покажите взаимоотношения героев на схеме.

    Список рассказов Л.Н. Толстого для самостоятельной работы: «Дед стал стар»; «Вместе – тесно, а врозь – скучно»; «У бабки была внучка»; «Был у Пети и у Миши конь»; «Митька набрал в лесу грибов…».

    Обобщающие вопросы учителя по содержанию самостоятельной работы:

    - Назовите тему прочитанного вами рассказа.

    - В каких рассказах говорилось об отношении младших к старшим? В каких рассказах показано не правильное отношение младших к старшим? Почему вы так считаете? В каком рассказе показан пример правильного отношения к старым людям? Чем вам понравилось отношение внучки к бабушке?

    - В каком рассказе говорится об отношении старших к младшим? Как маме удалось успокоить сына? Какой урок от мамы получил Митька?

    - В каких рассказах говорится об отношениях братьев? Чему учат эти рассказы?

    2) Работа с пословицами о семейных взаимоотношениях. (работа в паре)

    Задания: соберите пословицы; объясните их смысл; определите, о каких взаимоотношениях в семье в них говорится; классифицируйте их по одному из признаков.

    Варианты пословиц для самостоятельной работы (Приложение 2).

    Обобщающие вопросы учителя по содержанию самостоятельной работы:

    - Прочитайте пословицы. В чем смысл каждой пословицы?

    - Назовите причины, по которым может разрушиться семья. Что укрепляет семью?

    - В каких пословицах говорится об отношении к родителям? к братьям?

    - Что укрепляет отношения с братом? (дружба) Что укрепляет силы человека?

    3) Самостоятельная творческая деятельность учащихся: Приложение 3.

    6. Обобщение по теме урока:

    - Чему научили нас рассказы и басни Л.Н. Толстого? Как вы думаете, зачем он их написал? Как прочитанное на уроке изменило ваше отношение к близким?

    7. Домашнее задание: подобрать и классифицировать загадки на тему «Семья»; найти и прочитать рассказ по теме урока, подготовить его пересказ.

    Приложения

    Приложение 1. Загадки о семье.

    Кто ставит на пятку заплатку?

     Кто гладит и чистит бельё?

     Кто дом поутру прибирает,

     А вечером ставит на стол самовар

     Кто с младшей сестрёнкой играет

     И водит её на бульвар?

     Чьи волосы снега белее,

     А руки желты и сухи?

     Кого я люблю и жалею?

     О ком прочитал я стихи? (бабушка)

    Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед

    Мой родной, любимый  ... (дед)

    Кто не в шутку, а всерьёз

    Нас забить научит гвоздь?

    Кто научит смелым быть?

    С велика упав, не ныть,

    И коленку расцарапав,

    Не реветь? Конечно, … (папа)

    Она лучше всех на свете,

     Без неё прожить нельзя.

     Есть она у Кати, Пети

     И, конечно, у меня. (мама)

    Одного отца-матери дитя,

     А ни которому не сын. (дочь)

    (Источник: Интернет; http://www.solnet.ee/sol/002/z_100.html).

    Приложение 2. Пословицы для самостоятельной работы:

    Семье, где помогают друг другу, …                               беды не страшны.

    В семье согласно, так и …                                               дело идет прекрасно.

    Намеки да попреки – …                                                   семейные пороки.

    Не будет добра, если …                                                   в семье вражда.

    Кто родителей почитает, тот …                                      вовек не погибает.

    Брат с братом …                                                               на медведя ходят.

    Доброе братство …                                                          лучше богатства.

    Приложение 3. Варианты заданий для самостоятельной творческой работы:

    1) Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: сочинение по пословице; «За что я люблю бабушку (дедушку)?»; «Что я хотел бы сказать маме (бабушке)».

    2) Сочинить загадку о семье: маме, бабушке, папе, сестре.

    3) Темы рисунков: «Портрет моей мамы (бабушки)»; «Я и моя бабушка»; «Моя семья».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"

    Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...

    Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

    Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...

    Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: С.Михалков. Басня "Зеркало".

    усвоение кейса-текста по произведению           С. Михалкова.  Басня "Зеркало"...

    Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме «Стихи о войне" ОС "Школа 2100"

    Файл содержит методическую разработку урока литературного чтения по теме «Стихи о войне (В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины.....

    Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Особенности диалогического общения по произведению В.А.Осеевой «Почему?»

    Цели урока:  Продолжить знакомство учащихся с произведением В. Осеевой, развивать умения прогнозировать текст.Задачи:- Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении им...