Анализ стихотворения А. Жигулина "О, Родина!"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Каминьска Елена Николаевна

План урока   литературного чтения 4кл . Подробный, построчный разбор стихотворения поможет детям понять замысел автора, прочувствовать настроение и тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема урока: Анализ стихотворения Н. В. Жигулина: О, Родина!

Цель: провести анализ стихотворения О, Родина!

Этапы урока

Ход урока

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Приветствие, сдача долгов.

Здравствуйте, ребята! Вчера не все рассказали стихотворение, поэтому выделим немного времени должникам. Выходим и рассказываем стихотворение на оценку.

Приветствуют учителя, рассказывают стихотворения.

Подведение к новой теме.

Ребята, а чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам составить пословицы из данных частей предложения. (карточки со словами)

Родина-мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужбине родная землица во сне снится.

Чему они посвящены? (Родине)

Хорошо, мы продолжаем тему Родины.

Слово "Родина" произошло от древнего слова "род", которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово "род" означает древнейшего бога славян Рода.

Составляют пословицы из слов, называют тему урока.

Знакомство с автором.

Сегодня мы прочитаем и разберем стихотворение Анатолия Владимировича Жигулина, но прежде чем мы приступим к работе с учебником, я вам немного расскажу об авторе. Слушайте внимательно, потом задам вопросы.

88 лет назад в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:

“Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.»

Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина.

-Когда поэт начал писать свои первые стихотворения?

-Как вы думаете, почему он начал писать о Родине?

В школе

Он любил Родину, а после войны эта любовь еще больше окрепла.

формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать в паре. Формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Работа с учебником, анализ стихотворения.

Давайте узнаем, что значит Родина для А.В.Жигулина. Открывайте учебники на странице 100.

Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете, после чего прочитаете самостоятельно с выражением и ответите на вопросы

Прочитайте первую строфу

К кому обращается автор? Как? Какой настрой дает это обращение всему стихотворению?

Что такое пролески, перелески? Прочитайте вторую строчку.

Каким синонимом можно заменить слово взором? Что автор подразумевает под словом «трепетным»? Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? Как будем читать?

Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?

Назовите, что он любит?

Что имеет ввиду автор в словосочетании шорох рощи? Что значит роща белоствольная? Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь?

Что ещё волнует автора?

Почему ржавый крест? Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору. Как будем читать?

Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны?

А почему обиды и прощения пройдут? -

Что видит в своей родине поэт? А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека

Ребята, как вы думаете, как мы будем читать стихотворение? Медленно или быстро?

Почему?

К Родине, с трепетом.

Пролески- длинные промежутки между лесами; перелески-небольшой участок леса.

Взглядом.

Бережным.

Чувство всепоглощающее, человек настолько сильно погружён в свои мысли и чувства, что способен думать только об одном - об объекте своей любви.

Взволнованно.

Деревья как будто перешептываются

Березовая.

Туман.

Церковь старая, заброшенная.

Могила солдата.

Жнивьё – это поле, где сжата рожь.

Родные места исцелят душу.

Исцеление.

В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё

Медленно, потому что мы должны увидеть картину

Подведение итогов.

В этом стихотворении поэт показывает всю силу своей любви к Родине, причем использует для этого описание природы, всего того, что напоминает ему Родины и признается, что один только вид этих родных мест рождает в нем трепетное чувство.

В последней строке поэт признается, что один только вид любимых мест может исцелить его душу - заставить забыть обиды, тревоги, неудачи.

Теперь прочитайте еще раз стихотворение, соблюдая темп, паузы и интонацию, постарайтесь правильно передать чувства автора, а после попробуйте озаглавить стихотворение.

Озаглавливают стихотворение и читают его с выражением с учетом разбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой край для меня - это Родина! А Родина - это Алтай !

Классный час проведён к 70 - летию Алтайского края.Цели :   1. Расширить представления детей о родном крае  , учить любить родину.2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэт...

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»

Формирование у детей стремления  больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Анализ проведённого урока в начальной школе "Россия - наша Родина"

Урок «Россия – наша Родина" можно провести в рамках курса «Окружающий мир», курса «Основы религиозной культуры и светской этики», а так же как внеклассной мероприятие....

Конспект урока по теме: «Работа с текстом и анализ стихотворения А.В. Жигулин «О, Родина!»» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя:формирование представлений о лирике как роде литературы;создание образа Родины, авторское отношение к природе в стихотворениях;развитие навыка анализа поэтического текста.Пла...