Методические рекомендации по формированию познавательных УУД на литературном чтении
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Белова Елена Владимировна

       Для того, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе, в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.

      В настоящих методических рекомендациях содержится алгоритм работы с учащимися по вопросам формирования познавательных учебных действий на уроках литературного чтения, обобщен практический опыт по формированию читательской грамотности и формированию познавательных учебных действий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации “ Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения литературному чтению Автор работы: учитель начальных классов МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им.Ханжина П.С.» Белова Елена Владимировна.

Слайд 2

Содержание Список использованной литературы Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская и др. И. А.; Под ред. Асмолова А. Г.. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / — М.: Просвещение, 2010 г. Трофимова А.Н. Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС: начальная школа. Комплексно-целевые программы / А.Н. Трофимова, С.В. Клецун, И.В. Галимова. - Волгоград: Учитель, 2013. – 68 с. Короткова Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения / Н. В. Короткова // Начальная школа. - 2004. - № 11. - С. 76-80. Пояснительная записка (введение) 1. Глава. Теоретические аспекты формирования познавательных УУД. 2. Глава. Практические рекомендации по развитию познавательных УУД на уроках литературного чтения. 3. Глава. Диагностика сформированности познавательных умений у младших школьников. Заключение Приложения

Слайд 3

Пояснительная записка (введение, предисловие) Целевая аудитория МР настоящие МР составлены для молодых педагогов Цель работы: составить алгоритм работы с учащимися по вопросам формирования познавательных учебных действий на уроках литературного чтения; обобщить практический опыт по формированию читательской грамотности и формированию познавательных учебных действий . Для того чтобы ребенок мог успешно учиться в школе в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьезными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.

Слайд 4

Актуальность МР: Предмет «Литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения является одной из важных проблем стандарта второго поколения. На уроках литературного чтения дети познают окружающий мир через понимание прочитанного. В настоящее время интерес детей к чтению угасает, телевидение, фильмы, видео, гаджеты вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, несформированностью внутреннего плана действий, трудностью логического мышления и воображения. Главной задачей учителя является обучить ребенка смысловому чтению и как осмысление цели чтения вызвать интерес к чтению. Проблема формирования познавательных учебных действий является острой на сегодняшний день. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Этим и обусловлен выбор темы: Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения литературному чтению.

Слайд 5

Краткое описание ожидаемого результата от использования МР Использование в профессиональной деятельности приемов и форм организации деятельности, обобщенных в данных рекомендациях, может способствовать повышению мотивации учащихся, может стать основой для проведения цикла уроков литературного чтения с применением предложенных приемов и форм, в результате чего у младших школьников будут формироваться читательская грамотность и следующие познавательные УУД: - смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов; - умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; - умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; - умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения; - умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации. Младший школьник должен научиться: - строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; - осуществлять поиск необходимой информации; - выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Слайд 6

Тезаурус (глоссарий) словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой. УУД - универсальные учебные действия Познавательные УУД - совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, сновная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности. Читательская грамотность - это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своей цели, расширять свои знания, возможности и участвовать в жизни общества. Контекстная речь - это речь, понятная благодаря той конкретной наглядной ситуации, в которой осуществляется акт высказывания.

Слайд 7

Основная часть Вставьте картинку отражающую тему проекта

Слайд 8

1 часть В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть потребность в чтении, стойкая привычка к чтению книг, умение их самостоятельно выбирать. Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. При изучении произведений очень важна мотивационная составляющая. Ø Рекомендуется вводить рубрику «Разговор перед чтением», целью которой является помочь учителю определить дальнейшие виды работы с текстом. Ø Предтекстовые задания (до 5-7 шагов), предтекстовая оценка текста (Какие слова выделены жирным шрифтом (курсивом)? Как ты думаешь, почему?) – развитие у детей антиципации – предвосхищения, предположения содержания текста. Ø Постоянно ставить цель учебной задачи, давать задание перед чтением произведения (обрати внимание при чтении..). То есть, нужно сделать всё для того, чтобы ученик захотел читать (мотивировать к чтению). Смысловое чтение: восприятие – понимание содержания прочитанного – последующая ее интерпретация (пересказ, работа над сюжетом, анализ основных элементов композиции (завязка, кульминация, развязка). В приложении представлены различные виды заданий, направленные на развитие основных групп читательских умений. Этому также способствует технология продуктивного чтения, которую я применяю в своей практике (три основных этапа построения урока по данной технологии: работа с текстом до чтения, в процессе чтения и после чтения).

Слайд 9

2 часть Направления по развитию познавательного интереса на уроках литературного чтения: 1. Моделирование как один из методов развития начитанности (введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг); 2. Дифференциация – литературное развитие каждого ученика на уровне его возможностей; 3. Использование проблемных вопросов, творческих заданий, кроссвордов; 4. Использование нетрадиционных форм уроков: урок-сказка, урок-утренник, урок-конкурс, урок творчества, на которых каждый ребенок может проявить свои читательские умения, интерес к книге, к чтению; 5. Словесное иллюстрирование - Диафильм – серия словесных и графических рисунков, порядок которых соответствует последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжен титрами (подписями); 6. Театрализация - направление связанное с инсценированием и драматизацией. Она помогает детям раскрыть свой внутренний мир. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста.: 7. Работа с читательским дневником, где ученики записывают фамилию автора и название книги, имена главных действующих лиц, тут же - рисунки ученика в связи с прочитанным и соответствующие подписи под рисунками. Вся описанная работа, несомненно, поднимает интерес учащихся к книге, развивает желание учиться.

Слайд 10

Современные образовательные технологии и приёмы при обучению осмысленному чтению, формирующие познавательные умения. Развитие критического мышления Проектная деятельность Обучение оптимальному чтению ТРИЗ Ромашка Блума «Алфавит за круглым столом» - цель актуализация знаний и расширение словаря по теме текста «Батарея вопросов» - припоминание важной информации и прогнозирование «Рассечение вопросов» - прогноз содержания по вопросу к заголовку «Мышление под прямым углом» - разбор информационного текста с занесением в таблицу фактов и мнений с целью определения вероятности достоверности данной новостной информации «Стратегия вопросительного слова» - особенно эффективна при защите проекта Стратегия «ЗХУ» - «Знаю-хочу знать-узнал» «INSERT» - маркировка текста значками «Тонкие» и «толстые» вопросы, и др.

Слайд 11

3 часть С целью исследования уровня развития познавательных УУД рекомендуется проведение диагностики (в начале и в конце определенного периода) и затем сравнение полученных результатов.

Слайд 12

Заключение В своей работе я постаралась ответить на вопрос: “Как обеспечить формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения?” В данных методических рекомендациях обобщен практический опыт и составлен алгоритм работы с учащимися по формированию читательской грамотности и формированию познавательных учебных действий на уроках литературного чтения, предложен диагностический материал. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения с помощью современных образовательных технологий, приемов и форм, применяемых учителем на практике, является архиважным, так как это повышает мотивацию школьников, развивает их способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своей цели, расширять свои знания, возможности и участвовать в жизни общества, а также добиваться успешных результатов в обучении и личной жизни.

Слайд 13

Приложение 1 Виды заданий, направленные на развитие основных групп читательских умений.

Слайд 14

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию беглого чтения.

Собранные здесь рекомендации очень помогают мне в работе с детьми....

Методические рекомендации "Работа с текстом на уроках литературного чтения"

Методические рекомендации "Работа с текстом на уроках литературного чтения" помогут учителям начальных классов разнообразить приёмы работы на уроках русского языка и литературного ...

Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действийу младших школьников...

Методические рекомендации по заучиванию стихотворения на уроках литературного чтения

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, эстетического воспитания учащихся. Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стих...

Методические рекомендации по формированию познавательного интереса у детей с нарушением зрения

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ

С целью формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения посредством активных методов и приемов обучения  нами были разработаны методические рекомендации, кот...