Методические рекомендации по заучиванию стихотворения на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Елена Вячеславовна Кормянкова

 

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, эстетического воспитания учащихся. Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами. Обучающиеся с ОВЗ быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.

 

Нельзя заучивать стихи хором. Это вызывает у детей быстрое утомление от шума.

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Стихотворение заучивается не на одном занятии.

Для лучшего запоминания читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

В процессе заучивания наизусть обращать внимание на выразительность чтения детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ


Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, эстетического воспитания учащихся. Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами. Обучающиеся с ОВЗ быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.

Нельзя заучивать стихи хором. Это вызывает у детей быстрое утомление от шума.

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам), именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Стихотворение заучивается не на одном занятии.

Для лучшего запоминания читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.

В процессе заучивания наизусть обращать внимание на выразительность чтения детьми.

МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОВ

Стихотворение обучающемуся читает учитель

 Учитель проводит словарную работу, объясняются малознакомые слова и выражения.

 Учитель задает вопросы ребенку по содержанию стихотворения.

 Обратите внимание обучающегося на произношение звуков, интонацию каждой строчки, силу голоса ,на ударение в словах.

Применять игровые приемы для лучшего запоминания (диалог по ролям, договаривание слов, драматизация, использование мнемотаблиц)

СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ

МИШКА-ШАЛУНИШКА

Что ж ты, мишка-шалунишка,
Перепачкал все штанишки?
За обедом баловался
И кефиром обливался.
      
     МЯЧИК

Мой веселый мячик
Прыгает и скачет:
Прыг-скок - в уголок,
А потом обратно.
Вот как мы вечерок
Провели приятно!
      
     ШАРИК

Мне купили шарик синий.
Был он легкий и воздушный.
Ах, какой он был красивый,
Но ужасно непослушный.

Он все время в небо рвался,
Быть покорным не хотел.
И, едва я зазевался,
Шарик взял - и улетел.

Помашу ему ладошкой,
Хоть и жаль его немножко.
      
      БАНАНЫ

Очень любят обезьяны
Кушать сладкие бананы.
Мы на обезьян похожи,
И бананы любим тоже.

   ПОЛОСАТАЯ КОШКА

Наша кошка полосата,
Словно зебра, как матрос.
Долго думал я, ребята,
Разгадал секрет полос:

Видно даром не теряла
Время бабушка её -
Внучке-кошечке вязала
Полосатое бельё.

 ПРО КОЛЯСКУ И КОТЁНКА

Я в коляску постелила
Чистую пелёнку,
На пелёнку положила
Нашего котёнка.

Но в коляске не лежится
Глупому котёнку,
Он царапается, злится,
Смял он всю пелёнку,

И под шкафом - как обидно!-
Спрятался трусишка.
Что ж, катать придётся, видно,
Плюшевого мишку!

     СОБАЧОНКА

Живёт у меня собачонка
И лает заливисто-звонко,
   Но может при этом
   Спеть с кошкой дуэтом,
Подвыть ей пронзительно-тонко.

      ПОГРЕМУШКА

Что за славная игрушка
Эта чудо-погремушка,
Замечательна на вид,
Привлекательно звучит.

Если в ручку попадёт,
Так и лезёт прямо в рот!

      ГРУЗОВИК

Разноцветный грузовик
По дороге напрямик
Целый день всё едет-едет
И везёт игрушки детям:
Куклу, плюшевого мишку,
Мячик, кубики и книжку.

За шнурок через ковёр
Грузовик ведёт шофёр,
Не боится он работы,
Хоть ему всего три года!
      
     ПИРАМИДКА

Колечки деревянные-
Цветные и блестящие.
Давай построим башенку,
Совсем как настоящую!
Наденем мы на палочку
Колечки друг за дружкой
И шляпку ярко-красную
На самую верхушку.

И получилась башенка-
Нарядная, красивая:
Зелёная, и красная,
И жёлтая, и синяя.
Давай колечки вместе
С тобой пересчитаем
И башенку на место
На полочку поставим!
      
     МАТРЁШКИ

На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.

А в той ещё... И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.

В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!

А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
      
     КУБИКИ

Мне купила мама
Кубиков набор.
Высыплю их прямо
На пол, на ковёр.
Я из них построю
Домик и забор,
На ковре устрою
Я просторный двор.

Будет в доме первый
И второй этаж.
И с большою дверью
Для машин гараж.
Будут в доме люди
Жить и не тужить.
Ссориться не будут,
Будут все дружить.

Будут всей семьёю
Жить и поживать.
Потому что строить
Лучше, чем ломать!

   ЗОНТИК СКУЧАЕТ

Зонтик мой стоит
в углу в прихожей.
Никому не нужен он,
похоже -
нет дождя
четвёртую неделю,
оттого он нынче
не при деле.

Очень скучно
зонтику в прихожей!
Пусть мой зонтик
погуляет тоже.
Ничего, что сухо,
пусть пройдётся -
будет защищать
меня от  солнца!

     ЗОНТИК ПРОМОК

Бедный зонтик мой промок
С головы до самых ног,
Потому что он полдня
От дождя спасал меня.

Чтобы он не заболел,
Я воды ему нагрел,
А потом попарил в ванне,
В полотенце завернул.
Т-с-с! Смотрите, на диване
Он пригрелся и уснул!

      СОЛНЫШКО

Вышло солнце в небеса
И глядит во все глаза.
Здравствуй, солнце золотое!
Хорошо гулять с тобою -
Словно добрыми руками,
Обнимаешь нас лучами.

       РУЧЕЕК

Говорливый ручеек
К речке-мамочке притёк
И за ручку вместе с нею
К морю побежал скорее.
Ручейки, как все ребята,
Искупаться в море рады.
Но купаться ручейкам
Надо под присмотром мам!

-------------

Ручеёк бежит, звеня.
Приглашает он меня:
"Ну-ка, наперегонки!
Кто быстрее до реки?!"

И пустился наутёк.
Я за ним, не чуя ног.

Впереди блестит река.
Слышу плеск издалека:
"Не догонишь всё равно -
Я в реке уже давно!"
   
    МАМОЧКА МОЯ

Кто на свете всех добрее?
- Мамочка моя!
Кто меня всегда жалеет?
- Мамочка моя!
Кто мне сказку прочитает?
- Мамочка моя!
Кто за дело поругает?
- Мамочка моя!
Кто обнимет, приголубит?
- Мамочка моя!
Кто нас с папой крепко любит?
- Мамочка моя!
Кто на свете всех прекрасней?
Кто всегда со мной?
У кого сегодня праздник?
- У неё, родной!

ТАНЯ И КУКЛА

Таня куклу разбудила,
Причесала и умыла,
Накормила кашей вкусной,
Чаем, пирогом с капустой,
Приодела, собрала,
В детский садик повела.

По дороге наказала,
Чтобы с Мишкой не играла
(Он драчун и страшно грубый),
А дружить велела с Любой -
Ведь в карманах Любы этой
Вечно водятся конфеты.

Так дощли они до сада,
На работу Тане надо.
А работа Тани нашей -
Быть ребёнком
в группе младшей.   

КАК ТЕБЕ НЕ СТЫДНО, МИШКА?

Как тебе не стыдно, Мишка!
Стал ты толстый, даже слишком,
Косолапый, неуклюжий...
Вон вчера - свалился в лужу
И, конечно, весь промок
С головы до самых ног.

Мы тебя едва отмыли
И полдня потом сушили.
Ты простыл и заболел -
В ухо мне всю ночь сопел.

Мне всё это надоело!
Знаю, что с тобою делать -
Приучу тебя к порядку!
Становись-ка на зарядку
И с меня пример бери!
Начинаем: раз-два-три...

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО МЫЛО?

Для чего нам нужно мыло
И прозрачная водица?
Чтобы Таня руки мыла,
Чтоб могла она умыться!

Мылим, мылим руки, чтобы
Испугались все микробы,
Чтобы Таня не болела,
Чтобы чистой стала кожа.
Пухнет мыло пеной белой,
Так на облако похоже,
И смывается водой.

Потому что очень важно
(Пусть запомнит это каждый!)
Руки мыть перед едой!

КАК МОЕТСЯ КОШКА?

Как-то раз решила Таня
Вымыть нашу кошку в ванне.
Ей шампунь достала новый,
Пенку с запахом сосновым.

Только кошка недовольна
И царапается больно.
Убежала из корыта,
Спину выгнула сердито:

"Ты оставь меня в покое,
Я сама себя помою -
Без шампуня и без губки
Я свою помою шубку!
Мы без мыла, без водицы -
Языком-м ум-меем-м м-мыться".

УБЕРЁМ ИГРУШКИ!

Живут в кровати у Танюшки
Разнообразные зверюшки:
Собака, тигр и бегемот,
Мартышка, лев и рыжий кот.
А как-то раз под одеялом
Змею я даже отыскала!

Какой-то зоосад в кровати!
Для Тани места там не хватит.

Спать тесно
       со зверьём
                Танюшке,
На место
       уберём
             игрушки!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ТАНЮШЕ

Котик, котик Котофей!
Приходи к нам поскорей!
Наша Таня хочет спать,
Надо Таню покачать.

Ты так ласков, так хорош -
Лучше няньки не найдёшь!
Ты ей песню промурлычь,
Дрёму сонную накличь.

Убаюкай, укачай
И награду получай:
Дам тебе кусок мяска,
Да немного молока.

Не стесняйся, котик, кушай!
И во сне приснись Танюше.
Т-ш-ш!
      
       ДОЖДЬ

Дождик-дождик, подожди!
Дождик-дождик, не дожди!
Хватит землю поливать,
Дай немного погулять.

     ***

Промокли горки и качели,
И лавочки, и карусели,
Промокли домик и грибок,
Песок в песочнице промок...
Все по домам бегут скорей...
Лишь дождь гуляет во дворе.

И потому
он плачет и печалится,
Что одному
ему гулять не нравится.

    ***

Дождик.
Распускаются зонты,
Словно пестрые
прекрасные цветы.
И наверно,
дождик представляет,
Что не город он,
а клумбу поливает.

     ***

Дождик льёт три дня подряд,
Он и сам уже не рад!
Но упрямые прогнозы
Вновь сулят дожди и грозы.

Город наш совсем промок,
Льются реки вдоль дорог,
И машины там и тут
Уж не едут, а плывут…

Видно, в небе отчего-то
Очень сильно плачет кто-то.

    ***

Капли падают - кап, кап -
С крыш, с деревьев и со шляп,
С капюшонов и зонтов,
С наших курток и пальто...
Сколько капель!
Сколько луж!
Будто город принял душ!
   
      ОСЕНЬ

Опустел наш садик,
улетели птицы,
Листья, облетая,
тихо шелестят:
Неужели лето
вновь не возвратится
В наш забытый Богом,
опустевший сад?

    ЖЁЛТЫЙ ЛИСТ

Желтый лист кружится,
под ноги ложится,
Он такой красивый,
словно золотой!
Солнцем он подсвечен,
осенью отмечен -
Подниму его я,
унесу домой.

Будет он как память
о любимом саде,
Где сейчас деревья
в золотом огне.
И зимою долгой
листик этот желтый
Круглою ладошкой
вновь помашет мне!
1996г.

     ЁЛОЧКА

Льется дождик золотой,
С ёлочки стекая.
Полюбуйтесь на неё:
Вот она какая!

Вся сверкает и цветёт
Яркими огнями.
Приглашает в хоровод
Веселиться с нами.

Новый год уже в пути,
Скоро к нам приедет.
Ярче, елочка, свети
Ты на радость детям!

       ВОЛК

Серый волк явился в зал,
Удивился и сказал:
- Это что за хоровод?
Кто у ёлочки поёт?
Разрешите мне, ребята,
С вами встретить Новый год!
Я под ёлкой попляшу,
Никого не укушу!

      ЛИСИЧКА

Я – лисичка, рыжий хвостик.
Я пришла к ребятам в гости.
Буду с ними веселиться,
Возле ёлочки кружиться.

      БЕЛКА

Белка-белочка, вертушка,
Хлопотушка- хохотушка,
Рыжим хвостиком трясёт:
-Здравствуй, здравствуй,
Новый год!
Что ты, что ты, шалунишка,
Не грызи на ёлки шишки!
Ведь они не настоящие,
А стеклянные, блестящие.

    СНЕГИРИ

К нам на ёлку, посмотри,
Прилетели снегири.
И уселись на макушке,
Как нарядные игрушки.

    ЗАЙЧИКИ

Маленькие зайчики
Прыгают, как мячики.
Как они сегодня рады –
Веселятся до упада.
Дед Мороз под Новый год
Им морковку раздаёт!

       МЕДВЕДЬ

К вам на праздник новогодний
Сам медведь пришёл сегодня.
Мишки спят зимой в берлогах,
Так что сонный я немного.
Разбудил будильник мишку,
И пустился я вприпрыжку
С вами встретить Новый год!
Где у вас для мишки мёд?
Ну, а если мёда нет,
Дайте мне тогда конфет!

     ПАЛЬЧИКИ
    (считалка)

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать:

Первый мы зовём - большой,
Указательный - второй,
Средний палец - длинный самый,
А четвёртый - безымянный,
Ну а пятый - наш любимчик,
Самый маленький, мизинчик.

Сосчитай-ка их опять -
Раз, два, три, четыре, пять!

   ЧТО ЭТО?

Утром ярко-рыжий кот
Молоко тумана пьёт.
А потом на небосклон
Погулять выходит он.

Иногда с котом летят
Много беленьких котят,
И резвятся в вышине,
Как барашки на волне.

А когда не в духе кот,
Даже небо слёзы льёт.
Не видать тогда кота,
И не выйти без зонта.

Несколько потешек для организации подвижных игр детей

1. Имитация движений

Мы гуляли по тропинке
     Так, так, так!
Мы качались, как осинки
     Так, так, так!
Громко хлопали в ладошки
     Так, так, так!
Покружились мы немножко
     Так, так, так!
Мы, как птички, полетали
     Так, так, так!
Наклонялись за цветами
     Так, так, так!
Мы поплавали, как рыбки,
     Так, так, так!
Подарили всем улыбки
     Так, так, так!

2. В конце стихотворения надо замереть.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Пляшут, скачут, веселятся,
Злого волка не боятся.

Берегись, лесной народ!
На охоту волк идёт.
Разбежались все зайчата
И попрятались куда-то.
("зайчата" замерли, а "волк" ходит и смотрит, не шевелится ли кто из них)

Не шевелятся, сидят,
Не поймает волк зайчат.

3. Сороконожка (имитация - догонялки)
(Водящий встаёт первым, остальные "прицепляются" к нему в цепочку, образуя "сороконожку")

По лесной дорожке
  Оп-оп-оп!
Шла сороконожка
  Топ-топ-топ!

То скакала-прыгала
Прыг-прыг-прыг!
То ногами дрыгала
Дрыг-дрыг-дрыг!

Но, пока играла
Вот беда!
Ножки растеряла
Да-да-да!
(все разбегаются)

Раз-два-три-четыре-пять,
Надо ножки догонять!
(Водящий бежит догонять "ножки")

4. ЗАИГРАЛИ МЫ НА СКРИПКЕ
(имитация, знакомство с музыкальными
инструментами, внимание)

Заиграли мы на скрипке:
Ди-ли-ли, ди-ли-ли!
Зайки танец свой под липкой
Завели, завели!

А теперь - на балалайке:
Динь-ди-лень, динь-ди-лень!
Пляшут зайки на лужайке
Целый день, целый день!

Мы - на дудочке весёлой:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Скачут зайки во зелёном
Во саду, во саду!

Заиграли на гармошке:
Тра-ля-ля, тра-ля-ля!
Зайки хлопают в ладошки
И ушами шевелят!

В барабаны бить мы стали:
Трам-там -там, трам-там-там!
В страхе зайки ускакали
По кустам, по кустам!

        ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА
(сопровождается соответствующими
  движениями кистей рук)

Утром пальчики проснулись,   (разжать кулачки)
Потянулись                (напрячь, развести пальцы)
И встряхнулись               (встряхнуть кисти),
Крепко-крепко обнялись,      (имитация рукопожатия),
За работу принялись.         ("закатываем рукава")
Налепили куличей,            (ладошки "лепят" пирожки)
Стали звать к себе гостей,   (приглашающие движения кистями рук)
Заиграли на рояле            ( имитация игры не клавишах)
И весь день протанцевали.    (ручки "танцуют")

      ЛИСА И ЗАЙЦЫ
(имитация-догонялки)

Дили-дили-дили-дили,
Зайцы по воду ходили.
По дороге так скакали,
Что всю воду расплескали.
("зайцы" прыгают)

А за ними шла лисица
   По лесной дороге,
Наступила в ту водицу -
   Промочила ноги.
("лиса" встряхивает ноги)

И стоит, ругается:
"Погодите, зайцы!
(грозит пальчиком)
Раз, два, три, четыре, пять,
Я бегу вас догонять!"
("зайцы убегают", "лиса" их догоняет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"

Предмет: литературное чтение Тема урока:  Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...

Методические рекомендации "Работа с текстом на уроках литературного чтения"

Методические рекомендации "Работа с текстом на уроках литературного чтения" помогут учителям начальных классов разнообразить приёмы работы на уроках русского языка и литературного ...

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе "И. Гамазкова «Кто как кричит?». Рифма в стихотворении"

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе "И. Гамазкова «Кто как кричит?». Рифма в стихотворении"...

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"

Методическая разработка "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в 4-м классе на примере произведения Ю.И.Коваля "Никакой я горчицы не ел"...

Методические рекомендации по формированию познавательных УУД на литературном чтении

     Для того, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе, в первую очередь ему необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счетом. Чтение является средств...