ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ
статья по чтению

Шурыгина Марина Сергеевна

Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_ovladeniya_navykom_chteniya.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни.

В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые.

 Ещё в 18 веки французский философ Дени Дидро сказал: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать». Если  дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи. 

Научить  детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками  чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие, воображение.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

       1. Овладение звуко-буквенными обозначениями

На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

      2. Послоговое чтение

         На этом этапе важную роль играет развитие у ребёнка психических процессов и функций: анализа, синтеза, оперативной памяти, устойчивости, переключение внимания, увеличение поля зрения, общей эрудиции ребенка и развитие речи.

     3.  Ступень синтетического чтения

Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения).

Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного.

4. Этап автоматизации чтения.

        Этап автоматизации - это этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.

Требования к сформированности навыка чтения.

  1. Осмысленность (сознательность) чтения.

Сознательность чтения проявляется в умении читателя ясно, глубоко понять фактическое содержание читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств.

  1. Правильность чтения.

    Правильность чтения – это безошибочность и плавность воспроизведения звуковой стороны текста.

Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает, или, напротив, допускает:

  • Замены
  • Пропуски
  • Перестановки
  • Добавления
  • Искажения
  • Повторы букв (звуков), слогов и слов
  • Правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.

Ошибки здесь неоднородны.

Одни их них появляются из-за непонимания или искаженного понимания текста;

другие вызываются непониманием значения прочитываемого слова или смысла предложения;

третьи возникают из-за нетвердого усвоения учеником графического образа каких-то букв и порождаемых этим затруднений в распознавании буквы;

четвертые происходят в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв, графических частей прочитываемого слова с артикуляционными актами и пониманием.

  1. Беглость (темп, скорость) чтения.

  Беглостью чтения называют такой темп чтения, который обеспечивает сознательность восприятия при чтении и который соответствует темпу устной речи.

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту.

Каждый из компонентов, образующих в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые, так или иначе, влияют на весь процесс чтения. Важнейшим компонентом, составляющих технику чтения и более других воздействующим на иные ее стороны, является способ чтения. Из пяти основных способов чтения: плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов самым продуктивным является чтение целыми словами и группами слов . Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов.

Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно понимания.

  1. Выразительность чтения.

Выразительность чтения – это качество громкого чтения, проявляющееся в умении читателя голосом передать авторский замысел и своё отношение к прочитанному.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы формирования навыков чтения

Материал будет полезен как учителям, так и родителям....

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Этапы овладения навыком чтения у детей младшего школьного возраста.

Доклад в рамках семинара ГППЦ "Особенности практической работы учителя - логопеда в условиях Центра"Доклад посвящён памяти выдающегося учёного Тихона  Георгиевича Егорова. В докладе рассмотрены в...

Преодоление трудностей в овладении навыком чтения.

Школьникам пришедшим в первый класс приходится преодолевать много трудностей. Это привыкание к новым школьным условиям, урокам и переменам, режиму дня, учителю, к новому коллективу. Помимо всего этого...

Этапы формирования навыка чтения и работы с текстом младших школьников

Этапы формирования навыка чтения и работы с текстом младших школьников. Различные виды упражнений по возрастам....

Четыре ступени овладения навыком чтения

Знакомство родителей с 4 ступенями овладения чтения...

Особенности овладения навыком чтения детей с ОВЗ (умственная отсталость).

Статья для выступления на методическом объединении...