Отличие исполнительской выразительности от выразительности как характеристики навыка чтения.
методическая разработка по чтению (3 класс)

    Исполнительская выразительность отличается от выразительности как характеристики навыка чтения тем ,что  ученики от технической выразительности переходят к творческой выразительности.  Понятие исполнительская выразительность  шире , глубже  ,чем выразительность, которая является  одним из  компонентов навыка чтения. Умение  детей , в зависимости от жанра ,исполнить  выразительно басню, сказку, загадку или рассказ. Умение читать по ролям :"вживаться" в свою роль, передавать характер, настроение .

На уроках  всегда работаю над выразительностью и исполнительской выразительностью. Составление партитуры произведения,  определение идеи текста, выявление героев и их характеров, чтение по ролям, подготовка мини-спектаклей на уроке.Работа детей чаще группами и парами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чем отличается исполнительская выразительность от выразительности как характеристики навыка чтения. 

   Важнейшим фактором, влияющим на успеваемость учащихся, является навык чтения: комплекс читательских умений и навыков.

Каждый из компонентов, входящих в состав навыка чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.

Главенствующее место в этой схеме занимает осознанность, понимание того, что прочитывается, то есть смысловая сторона чтения .Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств: возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, начитанности, жизненного опыта.

Техническая сторона чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность чтения, выразительность чтения, темп чтения.

    Особое внимание хотелось бы уделить такому компоненту как ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ.

Выразительность проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания текста, использовать паузы, делать логические и психологические ударения, находить нужную интонацию, читать достаточно громко и внятно, учитывать синтаксический строй предложения.

Первой, наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения и рассказывания учителя  - "взрослое чтение".

     Говорить выразительно - значит выбирать слова образные,  вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображаемой картины, события, действующего лица. Ясная и правильная передача мысли автора - первая задача выразительного чтения. Содержание произведения  всегда включает в себя отношения автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление. Слова текста воссоздают в воображении  читающего образы, вызывающие у него эмоциональное отношение. Эти же эмоции передаются слушателям.

     Для выразительного прочтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил и глубоко понял его. Работа над выразительным чтением произведения имеет несколько этапов:

Первый этап - подготовка слушателей к восприятию произведения, называемая вводным занятием.

Вторым этапом является - первое знакомство с произведением, которое в школе обычно осуществляется путем выразительного чтения произведения учителем. Неизгладимость первых впечатлений налагает на читающего большую ответственность.

Третий этап - разбор, анализ произведения. Мы вдумываемся в произведение, чтобы лучше его исполнить, так как выразительное чтение, есть чтение сознательное. Последовательность этапов важна на уроках чтения. Она позволяет доступно, быстро и правильно освоить произведение.

   В технику речи  также входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

Воспитать, поставить голос - это означает развить и укрепить все голосовые данные, отпущенные человеку природой - объем, силу и звучность голоса.

На уроке использую  упражнения.

Например:

- Выдохните воздух, вдохните (не слишком много) и, выдыхая, протяжно произнесите на одной ноте:

МММИ - МММЭ - МММ А - МММО - МММУ - МММЫ.

Произносите это сочетание звуков на разных нотах, постепенно переходя от низких к высоким и, наоборот, от высоких нот к низким.

      Обучение выразительному чтению - сложный процесс, который пронизывает все этапы урока. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор.  

      На уроках применяю приемы воссоздающие воображение:  графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание сценариев, а также чтение по ролям, драматизация.

       Интонация играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса.  На уроке  провожу речевые разминки  .

Наример: Упражнение «Поход»

Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,

За горой нас солнце ждет,

Наш подъем все выше, круче,

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам навстречу солнце встало.

Упражнение на поиск логического ударения.

На доске написаны предложения

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

    В зависимости от того на какое слово поставлено логическое ударение ,смысл предложения меняется. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.

      Для выразительного чтения также большую роль имеют паузы (художественные и психологические).На уроке можно потренироваться в использовании пауз и наглядно показать детям их значение.

-на доске предложения, в которых паузы графически обозначены.

Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

Как удивили | его слова | брата!

Как удивили его | слова брата!

        Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают. Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым.

      На уроках можно работать  над скороговоркой . Сначала произносим ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова. Перед началом работы ставятся  определенные задачи.

Например: При речевом исполнении этого текста я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу похвастаться .

Пример:

 Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой».

Для выразительного чтения важными являются :ритм , мелодика речи ,тон голоса тембр, невербальные средства (мимика, тело- движения, жесты, позы)

      Исполнительская выразительность отличается от выразительности как характеристики навыка чтения тем ,что  ученики от технической выразительности переходят к творческой выразительности.  Понятие исполнительская выразительность  шире , глубже  ,чем выразительность, которая является  одним из  компонентов навыка чтения. Умение  детей , в зависимости от жанра ,исполнить  выразительно басню, сказку, загадку или рассказ. Умение читать по ролям :"вживаться" в свою роль, передавать характер, настроение .

Возьмем к примеру выразительное  исполнение  басни.

         Одной из жанровых особенностей басни является то, что основной смысл сформулирован в морали, которая освобождает от раздумий над идеей произведения. Мораль басни требует от исполнителя четкого и ясного ответа на вопрос: зачем я читаю, что я хочу сказать своим исполнением? Нужно установить цель: «Хочу заклеймить бездельника», «Хочу разоблачить коварный замысел врага»,— говорит себе читающий и этой четкой задаче подчиняет все детали и все особенности своего исполнения».  В интересах автора и проводимой им идеи, «мораль» басни следует читать возможно мягче,  легко и даже игриво.

       Мораль должна быть прочитана так, чтобы дети обратили на нее внимание и задумались над ней. Однако никогда не следует им навязывать мораль и читать нарочито серьезно. Она всегда должна вытекать из рассказа.

Подготовьтесь к чтению морали

1) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все - не впрок, И в сердце, льстец, всегда отыщет уголок.

(И. А. Крылов. Ворона и Лисица)

2) «Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!»

(И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей)

Наличие морали облегчает чтецу определение исполнительской задачи. Однако другая особенность басни — аллегоричность — усложняет ее исполнение. Перед чтецом встает вопрос о том, какой образ следует представлять — тот, который рисует автор, или тот, который подразумевается. Если у исполнителя при чтении не получится яркого, четкого образа, то «изюминка» басни исчезает. Поэтому особое внимание нужно уделить передаче образов, характеров персонажей. Для этого важно с детьми на уроке составлять партитуру.

-там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;

-точка, тире, двоеточие - на счёт РАЗ, ДВА;

-вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.

1. ПАУЗЫ

№ п/п Знаки препинания, счёт, обозначение

- раз I

2 . — : - раз, два II

? ! - раз, два, три III

4 Красная строка - раз, два, три, четыре IIII

5 После прочтения заглавия - раз, два, три, четыре, пять III1I

- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.

2. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Обозначение

-----Слова, на которые падает логическое ударение

 Повышение тона

 Понижение тона 

Исполнение басни невозможно без выразительности как одной из характеристик навыка чтения. Компонент навыка чтения - выразительность -основа исполнительской выразительности.

Например можно взять лирическое произведение Николая Алексеевича Заболоцкого "Лебедь в зоопарке" Е.И. Матвеева Литературное чтение 3 класс.

Выразительному чтению на уроке  предшествовало: рассматривание  репродукции  картины М.Врубеля «Царевна-лебедь»,  поиск ассоциаций с в изобразительном искусстве, в музыке;"взрослое чтение" - т.е чтение стихотворения учителем; определение настроения ;анализ художественного произведения, поиск главного героя; определение темы, идеи, исполнительских задач ;деление на части, поиск изобразительных средств и приемов(сравнение ,метафора, олицетворение ,эпитет), определение  логического ударения ,паузы, темпа, ритма; составление партитуры.

Ассоциации  в изобразительном искусстве, в музыке, в литературе: Царевна-лебедь» М. Врубель; Балет Чайковского «Лебединое озеро»;«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин.

Изобразительные средства и приемы:

эпитеты- «светлое сияние», «белый изгиб»,

сравнение «как изваянье приподнятой к небу волны»

Метафора “и дивные два аметиста мерцают в глазницах у ней”.

В стихотворении поэт передает восхищение красотой лебедя, ее статью и величественностью, это слышится в словах «крылатое диво», «белоснежное диво», « и вся она как изваяние», животное, полное грез». Само произведение передает чувство легкой грусти, свободы ,наслаждения.
Автор выбирает спокойный напевный тон для передачи этих чувств, поэтому и читать произведение следует, не торопясь, в некоторых местах -торжественно. Автор несколькими штрихами рисует городскую среду и других птиц, что вызывает у читателя контрастное настроение: лебедь-гармония и спокойствие, а все остальное-отсутствие того и другого.

Скрежещут над парком трамваи,

Скрипит под машинами мост,

Истошно кричат попугаи,

поджав перламутровый хвост.

    Идея произведения: только природа вечна, а все человеческое в этом мире преходяще. Только природа, вобрав в себя все прекрасное, как дивная птица лебедь, сильна и неповторима. 

Партитура поможет прочитать стихотворение более выразительно.

Сквозь летние сумерки парка I
По краю
искусственных вод I
Красавица,  I  дева,  I  дикарка —I
Высокая лебедь плывет.I

                             Плывет белоснежное дивоII

                           Животное, I полное грез,I

                           Колебля на лоне залива I

                          Лиловые тени берез. II

Детям предлагается сделать иллюстрацию к стихотворению. Чтобы  еще больше прочувствовать это произведение. На следующем уроке была проведена  выставка рисунков и выразительное чтение стихотворения "Лебедь в зоопарке"

Например такие  произведения как   «Кухня» Осипа Эмильевича Мандельштама ;сказка "Умнее всех" Дмитрия Наркисовича Мамина- Сибиряка ;"Сказка о рыбаке и рыбке","Сказка о мертвой царевне"Александра Сергеевича. Пушкина, стихотворение "Разговаривали вещи"  Юнны Петровны  Мориц  на уроках литературного читаем по ролям, ставим на уроках и на внеклассных занятиях  спектакли.  Эта работа очень нравится детям. Считаю, что постановка маленьких спектаклей и чтение по ролям особенно способствует развитию исполнительской выразительности.

    Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения. Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести его слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению.

Выразительно читать, говорить - это значит "действовать словами", т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий. Учитывая различия в речевой подготовке ребят, считаю , что работу над выразительностью речи необходимо вести на уроках обучения грамоте, литературного  чтения и русского языка. Начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Это работа  должна продолжаться и при рассматривании картинок, когда собственные мысли детей оформляются в предложение или короткое высказывание.

Необходимо помочь ребятам выбрать правильную интонацию и темп речи, с тем, чтобы они способствовали правдивому выражению мысли, а звучание голоса ребенка было столь же выразительно, как и в жизни.

Учителю важно знать методику работы над выразительным чтением. Именно он прививает первоначальные знания детям по усвоению чтению. Пробудить любовь к чтению сложно, но используя выше описанные правила, можно быстро и эффективно получить нужный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков выразительного, осознанного и беглого чтения в начальной школе

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы  функциональной грамотности  закладываются в  начальных классах, где идёт интенсивно...

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСОЗНАННОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

В своей работе я постаралась обобщить и систематизировать различные приемы и методы работы, которые способствуют совершенствованию и развитию навыка осознанного качественного чтения, помогают ре...

«Совершенствование навыков выразительного, осознанного и беглого чтения у учащихся начальных классов».

В своей статье я делюсь опытом работы по совершенствованию выразительного, осознанного и беглого чтения у учащихся начальной школы. Также я предлагаю комплект упражнений для 5-минуток чтения....

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...