Технологическая карта урока литературного чтения "Произведение Н. Рубцова «Доволен я буквально всем»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Алексеева Дарья Игоревна

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;

2)  освоить навыки выразительного чтения.

Предметные:

  1. знать биографические сведения об авторе произведения и содержание его произведения;
  2. выразительно читать произведения.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать коммуникативные умения посредством парной работы.

Личностные:

  1. развивать уважительное чувство к природе;
  2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 26.04.2024

Школа: МБОУ «СОШ №12»

Класс: 4 Г

Урок: 3

Время: 14:50 – 15:30 Кабинет: 202

Студент: Алексеева Дарья Игоревна

Группа: 43

Учитель: Щепёткина Светлана Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Произведение Н. Рубцова «Доволен я буквально всем»»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетенции в процессе изучения произведения Николая Рубцова «Доволен я буквально всем».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;

2)  освоить навыки выразительного чтения.

Предметные:

  1. знать биографические сведения об авторе произведения и содержание его произведения;
  2. выразительно читать произведения.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать коммуникативные умения посредством парной работы.

Личностные:

  1. развивать уважительное чувство к природе;
  2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Перспективная начальная школа», Литературное чтение 4 класс, 2 часть

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Желаю вам продуктивной работы на уроке. Я знаю, что у вас с нами все получится.

Приветствуют учителя и слушают его.

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний, взаимоконтроль

Речевая разминка.

Посмотрите внимательно на слайд. Итак, читайте после меня.

Ехал Грека через реку

Видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Греку цап

А сейчас прочитаем по строчке за мной.

Скажите, для чего мы проводим речевую разминку? Молодцы.

- В парах потренируйтесь.

- Кто прочитает полностью?

Выполняют речевые упражнения

- Чтобы подготовить наш речевой аппарат, т.к. мы будем читать, говорить.

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРП:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: моделирование

П: составление плана

Формы контроля: внешний

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Николая Рубцова.

Какую цель мы можем себе поставить на

уроке? Используйте опору на слайде. Познакомимся…

Определим…

Научимся...

со стихотворением

цель стихотворения

читать выразительно

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: рассказ биографии автора

Формы контроля: внешний

М: работа с книгой

П: чтение абзацев

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

- Николай Михайлович Рубцов родился  в 1936 году, за пять лет до начала Великой Отечественной войны. Отец его  ушел на фронт, мать умерла. Остался он сиротой. Воспитывался в сельском детдоме. 

- Н.М.Рубцов, поэт с необыкновенным даром. Его считают одним из выдающихся лирических поэтов. За свою короткую  жизнь он успел издать лишь 4 поэтических сборника, но оставил свой неповторимый, добрый и прекрасный след в поэзии.

-Прочитайте первую строку стихотворения.

- Как вы думаете, по первой строке, можно определить, о чём хотел рассказать нам поэт, какие мысли и чувства передать?

- Разделите текст на две части по смыслу, — велела Евдокия Васильевна.

Ты тоже найди границу между частями текста.

- Всё верно.

-  Прочитай первую часть. В каком предложении выражено душевное состояние героя?

- Покажи, обращаясь к тексту, как меняется точка зрения (обзор) героя.

- Подтверди, что герой отмечает конкретные приметы жизни осеннего леса, что он в лесу — свой, а не чужой.

- Какие слова использует поэт, чтобы сказать об облаках?

- О реке? Приписывает ли герой явлениям природы человеческие чувства и переживания?

- Какой строчкой начинается вторая часть стихотворения? Прочитайте всю вторую часть

- Как герой хотел бы подтвердить свою любовь к осеннему лесу и небесам?

- Что, с точки зрения героя, даст ему превращение в лист, в дождь, а затем обратно в человека? Является ли природа для героя тем волшебным миром, который даёт силу и вдохновение?

Слушают учителя

Читают первую строку произведения

-  В первой части стихотворения герой рассказывает о том, что происходит с ним. Границу между двумя частями стихотворения можно условно провести после строчки: «Как чувство радости беспечной…». Во второй (условно второй) части стихотворения герой говорит о своих мечтах.

- «Доволен я буквально всем!»

- Сначала герой лежит на животе и смотрит вниз на землю,                      собирая бруснику и играя с ящерицами. Затем его точка зрения меняется: он переворачивается на спину и смотрит вверх на деревья и облака, прислушиваясь к крику болотной птицы. Затем взгляд героя снова обращается вниз. Но он смотрит не на землю перед собой, а вниз и вдаль на реку, которая течет внизу.

- Герой не просто говорит «брусника», а отмечает, какая именно брусника; он не просто говорит о крике птицы, а дает ему характеристику.

- Герой сопоставляет явления природы с человеческими чувствами и переживаниями. Плывущие по небу облака кажутся герою печальными, их бесконечное движение он сравнивает с течением человеческих мыслей.

Я так люблю осенний лес,

Над ним — сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой веселый свист…

- Из этих строчек видно, что герой настолько любит лес и весь мир природы, что хотел бы стать его частью, слиться с ним, превратившись в лист или дождь.

- Такое превращение, по мнению героя, способно очистить его душу, дать ему силу, помочь пройти его жизненный путь. 

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация

Учебник

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы работы: фронтальная

М: творческое чтение

П: слушание произведения

Формы контроля: внешний

- Дети, с помощью чего выражает свои мысли и чувства поэт? Художник? Композитор?

- Давайте послушаем музыкальное произведение, в котором, как мне кажется, так удивительно сочетаются переживание красоты русской природы и чувств любви к Отечеству .- Это «Концерт  2, Сочинение18» Сергея Рахманинова. Часть первая.

- Стихи, картины, музыка

Слушают произведение

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Презентация

Физкультминутка (1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы работы: индивидуальная

М: творческое чтение

П: слушание произведения

Формы контроля: внешний

- Есть такая профессия – мастер художественного слова. Сегодня на уроке выразительное чтение стихотворения «Доволен я буквально всем!» вы услышите в исполнении мастера художественного слова Бориса Болдина.

- Читая стихотворение, мы должны не только правильно произносить слова, ставить логические ударения, управлять голосом, мы должны почувствовать душой, сердцем, что хотел донести до нас поэт.

Слушают произведение

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы работы: фронтальная

М: инструктаж

П: объяснение задания

М: творческое чтение

П:  выразительное чтение

Формы контроля: самоконтроль, внешний

- А теперь давайте попробуем сами прочитать стихотворение

Контролирует выразительное чтение стихотворение обучающихся

Читают стихотворение

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

Формы контроля: самоконтроль

- А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали?

- Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы!

- Какая была у нас цель урока?

- Мы её достигли?

- Спасибо за урок!

- Ответы детей

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

УУРД:  осуществлять контроль результата своей деятельности;

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по произведению А.П.Чехова "Каштанка". УМК "Начальная школа XXI века" (под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Данный материал может быть использован при проведении урока литературного чтения, при составлении технологической карты урока. Представленный урок был проведен с учащимися 4-го класса МБОУ СОШ №...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 3 класс УМК "Школа 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»...

Технологическая карта урока литературного чтения "Аркадий Гайдар “Чук и Гек” «Дорога к отцу»" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся читательской компетентности в процессе изучения второй части произведения А. Гайдара “Чук и Гек” &la...

Технологическая карта урока литературного чтения "Украинская народная сказка «Колосок» в обработке С. Могилевской", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения украинской народной сказки в обработке С. Могилевской «Колосок»Задачи урока:Дидактические:Знать содержание сказки; ...

Технологическая карта урока Литературного чтения: "Стихотворение Рубцова Н.М. «Про зайца"" (2 класс, УМК: "Перспектива")

Цель урока: формирования знаний у обучающихся о биографии Н. Рубцова  и его произведение «Про зайца»Задачи урока:Дидактические:Познакомить с биографией автора произведения;Изучить сти...

Технологическая карта урока литературного чтения "Что такое новости? Кто рассказывает новости?" (УМК "Начальная школа XXI", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что такое новости, какие источники новостей существуют, кто распространяет новости, умение работать с информацией детских журналов.Зад...

Технологическая карта урока литературного чтения "Чарушин Е.И. "Томкины сны" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе чтения и анализа рассказа Е. И. Чарушина «Томкины сны», умения ориентироваться в тексте, анализировать его и вы...