Технологическая карта урока литературного чтения "Анна Ахматова «Памяти другу" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Алексеева Дарья Игоревна

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;

2)  освоить навыки выразительного чтения.

Предметные:

  1. знать биографические сведения об авторе произведения и содержание его произведения;
  2. выразительно читать произведения.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать коммуникативные умения посредством парной работы.

Личностные:

  1. развивать уважительное чувство к природе;
  2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 24.04.2024

Школа: МБОУ «СОШ №12»

Класс: 4 Г

Урок: 3

Время: 14:50 – 15:30   Кабинет: 202

Студент: Алексеева Дарья Игоревна

Группа: 43

Учитель: Щепёткина Светлана Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Анна Ахматова «Памяти другу»»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетенции в процессе изучения поэзии Анны Ахматовой.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;

2)  освоить навыки выразительного чтения.

Предметные:

  1. знать биографические сведения об авторе произведения и содержание его произведения;
  2. выразительно читать произведения.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать коммуникативные умения посредством парной работы.

Личностные:

  1. развивать уважительное чувство к природе;
  2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Перспективная начальная школа», Литературное чтение 4 класс, 2 часть

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Желаю вам продуктивной работы на уроке. Я знаю, что у вас с нами все получится.

Приветствуют учителя и слушают его.

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

Речевая разминка.

Посмотрите внимательно на слайд. Итак, читайте после меня.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щёчке родинка –

Это тоже Родина.

А сейчас девочки прочитают это четверостишие с восклицанием. 3-4

А мальчики с вопросительной интонацией. 3-4

Скажите, для чего мы проводим речевую разминку? Молодцы.

- Ребята, как называется большой раздел, который мы сейчас проходим?

Скажите, с каким произведением вы уже познакомились? Вспомните главного героя. Как вы можете охарактеризовать его?

В какое время происходили события рассказа?

Выполняют речевые упражнения

- Чтобы подготовить наш речевой аппарат, т.к. мы будем читать, говорить.

“Убеждаемся, что без прошлого нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество”

“Главный инженер” Алексей Пантелеев

- Во времена ВОВ, блокады Ленинграда

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРП:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: моделирование

П: составление плана

Формы контроля: внешний

Мало тех, кого не затронула война в те годы. Исключением не стала одна знаменитая писательница, с которой вы уже знакомы. Ее имя состоит из букв, которые висят на доске. Составьте.

Все верно. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Анны Ахматовой.

Какую цель мы можем себе поставить на

уроке? Используйте опору на слайде. Познакомимся…

Определим…

Научимся...

- Анна Ахматова

со стихотворением

цель стихотворения

читать выразительно

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: рассказ биографии автора

М: беседа

П: объяснение значения слов

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

М: работа с книгой

П: чтение абзацев

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

 А сейчас посмотрите внимательно  на портрет поэтессы.

Что вы уже знаете о ней?

Вы можете обратить внимание, как угловато изобразил Анну Ахматову художник. И не просто так, ведь судьба Ахматовой была трагична, возможно поэтому она выглядит на картине немного враждебно с закрытой позой. Ее первый супруг, поэт Николай Гумилев, был расстрелян, третий муж, критик Николай Пунин, был арестован и погиб в лагере, а единственный сын, Лев Гумилев, провел в тюрьмах более десяти лет. Творчество поэтессы многие годы подвергалось литературной цензуре, замалчиванию и травле, а многие произведения Ахматовой были опубликованы лишь спустя десятилетия после ее смерти. Сейчас немного поработаем с кариной. Откройте свои учебники на странице ___. Работаем в четверках. На слайде вы видите план. 1-я четверка опишет фон картины, 2-я - позу писательницы, 3-я - лицо писательницы. (4,5,6 - аналогично) Не забывайте, ребята, это описание картины. Отвечайте на вопросы полно, доказательно. На это у вас есть 2 минуты.

План:

  1. Что изображено? (формы)
  2. Какие цвета использовал автор?
  3. Какое настроение хотел передать автор данными красками?

Итак, давайте внимательно послушаем, что увидела 1 группа? (5, 3) Те, кто описывал тоже самое, есть что дополнить?

Я увидела, что вы очень внимательные, ребята. Анна Ахматова была очень сильная, справлялась со всеми трудностями и продолжала писать стихи, с одним из которых мы с вами познакомимся.

Открываем 151 страницу.

Прочитайте название. Кто же этот друг? Что с ним случилось? Что можете предположить?

А сейчас сядьте удобно и послушайте меня очень внимательно. *выразительное чтение учителя*

Посмотрите на дату стихотворения. Что это за год?

Вы поняли, кого автор называет другом?

А кто главные герой произведения? Какой прием использовала поэтесса? Хорошо, ребята.

Все ли слова были понятны, когда читали?

Уточните, как вы понимаете слова зарево, вдова, безымянная (могила).

Зарево – отсвет пожара на небе.

Вдова – женщина, у которой умер муж.

Безымянная – на которой не указано имя.

.

Ответы детей.

- Наверное, этот друг погиб и в честь него написано стихотворение

- 1945 - год окончания ВОВ.

- Безымянного солдата, погибшего на войне.

- Весна

- Олицетворение

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД:  ответственно выполнять свою часть работы;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Учебник

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы работы: групповая

М: моделирование

П: составление строф стихотворения

Формы контроля: внешний, взаимоконтроль

Кто прочитает первое четверостишие? 

- Обратите внимание: заря не просто розовая, она красная, как зарево, т.е. в цвете зари поэтесса видит отблески пожаров – память о войне.

- Что вы представили, когда прочитали 3-ю и 4-ю строчки?

- Да, в могиле под обелиском с красной звездой похоронен солдат, имя которого неизвестно, поэтому на его могилу не придёт вдова. Кто же горюет, скорбит по погибшим?

Кто прочитает второе четверостишие?

- В первой части мы увидели красный цвет: цвет пожара, цвет Знамени Победы. А в этой части – какие увидели цвета?

Сравнивая первое и второе четверостишие, можете ли вы сказать, какой прием здесь использовал автор?

- Как весна старалась привести в порядок, заботилась о могиле, ведь больше некому

Весна, весна-вдова у могилы солдата.

- Зелёный: почки, трава и жёлтый: бабочка, одуванчик – это цвета жизни.

- Прием контраста.

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Раздаточный материал

Физкультминутка (1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы работы: индивидуальная

М: упражнение

П: анализ стихотворения

Формы контроля: взаимоконтроль

А сейчас вам нужно найти доказательства в стихотворении, что описывается весеннее утро. Работаем в парах. На это у вас есть 2 минуты

Одна из пар будет читать стихотворение. Как только вы услышите доказательство, которое выбрали, вам в паре нужно поднять руки.

 Вы очень внимательные, ребята!

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Скажите, внимательно ли читал художник стихотворение Ахматовой? Приведите доказательства

1. Нежный и туманный

2. Когда заря, как зарево, красна.

3. Хлопочет, запоздалая весна.

4. Дохнет на почку

5. Бабочку с плеча на землю ссадит

6. Первый одуванчик распушит

Да, автор показывает весенние утро, использует и алый и зеленый цвета. Сразу чувствует весна.

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД:  ответственно выполнять свою часть работы;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы работы: фронтальная

М: инструктаж

П: объяснение задания

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль

Скажите, какими чувствами наполнено стихотворение?

Почему лирический герой не называет имени своего друга?

Как нужно читать это стихотворение?

Сейчас подготовьте выразительное чтение, но это у вас есть 2 минуты.

Молодцы, ребята, я думаю, можно поставить оценки.

Ребята, скажите, почему это стихотворение включено в наш раздел? Какой смысл несет в себе данное стихотворение?

-Грусти, печали, скорби и чувством красоты весенней природы, счастьем жизни…

Друг тот, кто поможет в трудную минуту. Их много, не перечислить имена тех, кто спас Родину и всех живущих.

С печалью, торжественно

- О войне. О памяти о ней.

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

Формы контроля: самоконтроль

- А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали?

- Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы!

- Какая была у нас цель урока?

- Мы её достигли?

- Посмотрите на экран и продолжите фразы:

Раньше я думал(а)… Теперь я знаю…

Мне было интересно…

- Спасибо за урок!

- Ответы детей

УУПД: представлять информацию в разных формах;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

УУРД:  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 3классе по УМК «Начальная школа XXI века»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯв 3классе   по УМК «Начальная школа XXI века»...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк». 3 класс УМК "ШКОЛА 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк»....

Технологическая карта урока литературного чтения "Пивоварова. "Сочинение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с биографией И. Пивоваровой, рассказом И.Пивоваровой «Сочинение».Задачи урока:Дидактические:знать особенности юмористи...

Технологическая карта урока литературного чтения «Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» (3 класс), УМК «Перспективная Начальная Школа»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства учащихся с новым автором Виктором Драгунским и его произведением «Ровно ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Зимовье зверей»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Зимовье зверей»Задачи урока:Дидактические:знать содержание сказки; жанровые особенности ск...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка «Бременские музыканты» Братьев Гримм»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты».Задачи урока:Дидактические:Знать сведения об авторах сказки, их творчес...