Технологическая карта урока литературного чтения "Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Алексеева Дарья Игоревна

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;

2)  освоить навыки выразительного чтения.

Предметные:

  1. знать биографические сведения об авторе произведения и содержание его произведения;
  2. выразительно читать произведения.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать дикцию.

Личностные:

  1. развивать уважительное чувство к природе;
  2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 26.04.2024

Школа: МБОУ «СОШ №12»

Класс: 4 Г

Урок: 3

Время: 14:50 – 15:30 Кабинет: 202

Студент: Алексеева Дарья Игоревна

Группа: 43

Учитель: Щепёткина Светлана Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Дмитрий Кедрин «Всё мне мерещится поле с гречихою»»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетенции в процессе изучения произведения Дмитрия Кедрина «Всё мне мерещится поле с гречихою»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;

2)  освоить навыки выразительного чтения.

Предметные:

  1. знать биографические сведения об авторе произведения и содержание его произведения;
  2. выразительно читать произведения.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать дикцию.

Личностные:

  1. развивать уважительное чувство к природе;
  2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Перспективная начальная школа», Литературное чтение 4 класс, 2 часть

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Желаю вам продуктивной работы на уроке. Я знаю, что у вас с нами все получится.

Приветствуют учителя и слушают его.

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний, взаимоконтроль

Это упражнение смогут выполнить только те, у кого дыхание сейчас правильное и спокойное.

- Скажите, какое у вас сейчас дыхание?

- Ну хорошо, значит вы справитесь с этим. Перед нами сейчас скороговорка, не сильно сложная.

-  На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д, до 33.

- Ваша задача: сделать глубокий вдох через нос, и на выдохе начать вести счёт как можно дольше, может, у кого-то даже получится посчитать до 33-х.

- Сначала я покажу.

Показывает, как это сделать

- Теперь вы в парах должны будете проговорить это друг другу по очереди.

- А какие правила работы в парах вы знаете?

- Отлично, тогда начинайте. У вас 30 секунд, чтобы это проговорил первый в паре.

- 30 секунд прошло, теперь один слушает, а второй проговаривает. Так же 30 секунд.  

- Время вышло.

- Кто хочет посоревноваться – поднимите руку, я выберу двоих.

Выбирает двоих детей, проверяет их произношение скороговорки и оценивает.

- Это было интересно / Стоит поработать над этим немного ещё / Для первого раза неплохо.

- Спокойное

- Называют правила работы в паре

В парах проговаривают

-  На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д, до 33.

Читают скороговорку

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРП:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: моделирование

П: составление плана

Формы контроля: внешний

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Дмитрия Кедрина.

Какую цель мы можем себе поставить на

уроке? Используйте опору на слайде. Познакомимся…

Определим…

Научимся...

со стихотворением

цель стихотворения

читать выразительно

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: рассказ биографии автора

Формы контроля: внешний

М: работа с книгой

П: чтение абзацев

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

- Кедрин, Дмитрий Борисович— русский советский поэт. Родился 4февраля 1907 года

в донбасском поселке Щегловка в семье горняка. Начал печататься в1924 году. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме. Вначале Великой Отечественной  войны добровольцем ушёл на фронт. Переехав в Москву, работал в заводской  многотиражке консультантом при издательстве «Молодая гвардия».

- Первый поэтический сборник— «Свидетели» был издан в1940 году. Одним из первых  значительных произведений Кедрина является замечательная стихотворная драма «Рембрандт» (1940) о великом голландском художнике.

- У поэта был чудесный дар проникать в далекие эпохи. В истории его интересовали люди труда, творцы материальных и духовных ценностей. Особенно любил он Русь, написав о ней поэмы - «Конь», «Ермак», «Князь Василько Ростовский», «Песня про Алену-старицу» и др.

- Дмитрий Борисович был не только мастером исторической поэмы и баллады,

но и превосходным лириком.

- Давайте ознакомимся со стихотворением.

Читает стихотворение

- Что такое поле с гречихою?

- А кляча чубарая?

- Это лошадь пятнистая.

- Что такое скирды на гумне?

- Скирды на гумне – это стоги сена на поле

Как путешествует мысленный взгляд героя?

Как путешествует его взгляд во второй строфе?

Прочитайте третью строфу.

Как меняется картина в этой строфе?

Прочитайте четвертую строфу.

Какая картина встает перед героем?

Какие глаголы в стихотворении использует поэт, чтобы рассказать о своих

переживаниях?

Являются ли воспоминания о детстве для поэта ценностью, богатством?

Слушают

- Поле с растением гречиха, гречка

- Не знаем

- Не знаем

- Он вспоминает простор   гречишного поля, маленький деревенский дом, букет сирени на окне

- Он вспоминает деревенскую лошадь, аиста на крыше, деревенскую старую церковь

- Герою вспоминаются детские  ощущения, когда мама пела колыбельную, дорогу, которая уходила сквозь поле

- Вспоминает старенький деревенский домик, где прошло его детство

- Мерещится, вспоминается, чудится. Они выбраны для того, чтобы передать призрачность и хрупкость воспоминаний.

- Поэт самой композицией строф обозначает ценность, богатство героя, связанную с драгоценными воспоминаниями о детстве, матери, доме, чувством любви к малой родине и грусти, что все это невозвратимо

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация

Учебник

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы работы: фронтальная

М: творческое чтение

П: слушание произведения

Формы контроля: внешний

- Дети, с помощью чего выражает свои мысли и чувства поэт? Художник? Композитор?

- Прослушайте музыкальное произведение на стихотворение Дмитрия Кедрина и  почувствуйте еще раз настроение, которое создается при его слушании.

Слушают «ТРИО КСП НОРИЛЬСК - Все мне мерещится поле с гречихою (стихи Д. Кедрин, музыка А. Пономаренко)»

- Какое настроение у вас оно вызвало?

- Стихи, картины, музыка

Слушают произведение

Ответы детей

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Презентация

Физкультминутка (1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы работы: индивидуальная

М: творческое чтение

П: слушание произведения

Формы контроля: внешний

– Как вы думаете, можно ли напеть строчки из стихотворения Кедрина?

– Какие строчки роднят его с песней?

– А что еще определяет песенность этого произведения? Из каких частей, обычно, состоит песня?

– Какую нагрузку несет на себе куплет?

– А припев – что это такое?

– Можем ли мы условно разделить текст стихотворения на куплеты и припев?

-Попробуйте это сделать. Что у вас получилось?

– Почему вы выделили 2 последние строки каждой строфы как припев?

- Да

-  Мама поет печальную колыбельную песню.

-  Куплет, припев

-  Он определяет основное содержание песни

-  Та часть песни, которая обычно повторяется

- Да

Читают свои варианты

- Они очень похожи по содержанию. Здесь автор говорит о том, что ему чудится, мерещится, вспоминается

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы работы: фронтальная

М: инструктаж

П: объяснение задания

М: творческое чтение

П:  выразительное чтение

Формы контроля: самоконтроль, внешний

- А теперь давайте попробуем сами прочитать стихотворение

Контролирует выразительное чтение стихотворение обучающихся

Читают стихотворение

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: самоконтроль

- А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали?

- Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы!

- Какая была у нас цель урока?

- Мы её достигли?

- Спасибо за урок!

- Ответы детей

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

УУРД:  осуществлять контроль результата своей деятельности;

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики «Умножение и деление чисел на 4, на 5», (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: создание условий для закрепления знаний таблицы умножения и деления на 4 и 5; формирование вычислительных навыков, умений решать примеры и задачи.Задачи урокаДидактические:Продолжить изуча...

Технологическая карта урока по технологии "Аппликация из семян.Изделие: панно-насекомое" (УМК "Перспективная начальная школа",2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: обучение технологии аппликации из пластилина и семян; освоение технологии изготовления аппликации из природных материалов на пластилине, изг...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово". Характеристика героев" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: рефлексии. Цель урока: обобщение знаний по читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева«Честное слово»: формирование умение анализировать ха...

Технологическая карта урока литературного чтения "Кедрин. "Бабье лето" 4 класс. УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в проце...