Технологическая карта урока литературного чтения "«Николай Рыленков «Всё в тающей дымке»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Алексеева Дарья Игоревна

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;

2)  освоить навыки выразительного чтения.

Предметные:

  1. знать биографические сведения об авторе произведения и содержание его произведения;
  2. выразительно читать произведения.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать коммуникативные умения посредством парной работы.

Личностные:

  1. развивать уважительное чувство к природе;
  2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 26.04.2024

Школа: МБОУ «СОШ №12»

Класс: 4 Г

Урок: 3

Время: 14:50 – 15:30 Кабинет: 202

Студент: Алексеева Дарья Игоревна

Группа: 43

Учитель: Щепёткина Светлана Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Николай Рыленков «Всё в тающей дымке»»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетенции в процессе изучения произведения Николая Рыленкова «Всё в тающей дымке».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;

2)  освоить навыки выразительного чтения.

Предметные:

  1. знать биографические сведения об авторе произведения и содержание его произведения;
  2. выразительно читать произведения.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать коммуникативные умения посредством парной работы.

Личностные:

  1. развивать уважительное чувство к природе;
  2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Перспективная начальная школа», Литературное чтение 4 класс, 2 часть

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Желаю вам продуктивной работы на уроке. Я знаю, что у вас с нами все получится.

Приветствуют учителя и слушают его.

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний, взаимоконтроль

Речевая разминка.

Посмотрите внимательно на слайд. Итак, читайте после меня.

Ехал Грека через реку

Видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Греку цап

А сейчас прочитаем по строчке за мной.

Скажите, для чего мы проводим речевую разминку? Молодцы.

- В парах потренируйтесь.

- Кто прочитает полностью?

Выполняют речевые упражнения

- Чтобы подготовить наш речевой аппарат, т.к. мы будем читать, говорить.

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРП:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: моделирование

П: составление плана

Формы контроля: внешний

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Николая Рыленкова.

Какую цель мы можем себе поставить на

уроке? Используйте опору на слайде. Познакомимся…

Определим…

Научимся...

со стихотворением

цель стихотворения

читать выразительно

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: рассказ биографии автора

Формы контроля: внешний

М: творческое чтение

П: слушание художественного чтения

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

- Официально Дмитрий Кедрин родился в 1907 году на Донбассе, в семье шахтера.

Любовь к литературе Дмитрию привила бабушка Неонила. После окончания коммерческого училища Кедрин много занимался самообразованием. Стихи он начал писать еще в училище, в основном эпиграммы и сатиру. С 16 лет поэзия увлекла его всерьез.

- В первые дни начала Великой Отечественной войны Кедрин пытался добровольцем уйти на фронт, но его не взяли из-за слабого зрения. Позже отказался эвакуироваться с семьей в тыл, когда фашисты подходили к Москве.

- Занимался переводами антифашистской поэзии народов СССР, написал две книги стихов, которые так и не были изданы. В мае 1943 года в качестве военного корреспондента Кедрин выехал на фронт и почти год работал на Северо-Западном фронте корреспондентом авиагазеты 6-й воздушной армии "Сокол Родины". Писал много стихов, посвященных родной Украине и ее героям. В конце 1943 года был награжден медалью "За боевые заслуги".

- Далее события развивались по нарастающей. 15 сентября на платформе Ярославского вокзала незнакомые мужчины чуть не столкнули Кедрина под идущий на скорости поезд. От верной гибели его спасли случайные пассажиры, находившиеся на перроне. Дома Дмитрий сказал жене : "Это похоже на умышленное преследование". Он не знал, что от небытия его отделяло всего трое суток.

Чтение учителем стихотворения

 - Чем заворожило вас стихотворение?

 - Что вы представили?

 - Нарисуйте картину словами.

 - У кого появилось желание самому прочитать стихотворение?

  - Вы  будете не просто читателями, а читателями внимательными.  

Слушают биографию автора

- Ответы детей

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация

Учебник

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы работы: фронтальная

М: творческое чтение

П: слушание произведения

Формы контроля: внешний

Найдите слова, с помощью которых автор создаёт образ родной природы. Подчеркните их.

- Какой образ природы создаёт автор?  С помощью каких слов создаётся этот образ?

 - Как вы считаете, почему для автора дорог  этот образ?

- Здесь нужно всмотреться, чтобы ясной любовью наполнилось сердце

- Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно

- Всю прелесть застенчивой русской природы

- Тающая дымка, не яркие краски, звуки не резки, реки медленны, туманные озёра.

- Он любит такую природу. Возможно, это его малая родина. Он возвратился в родные края, и его поразила эта «тихая» красота

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Презентация

Физкультминутка (1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы работы: индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

Повторное чтение по строфе и анализ.

 - Что такое перелески?

- Как понимаете строчки « и всё ускользает от беглого взора»

 - Что нужно сделать, чтобы увидеть красоту?

- Почему нужно всматриваться, чтобы понять красоту природы?

 - Какое чувство рождает эта красота в душе поэта?

- Прочитайте.

- Какое слово усиливает это чувство?

- Какие звуки природы, по-вашему, могут проникнуть в душу?

 - Какой добрый совет даёт вам поэт?

 - Какие созвучья  наполняли вашу душу?

- Почему именно «созвучья»?

- Небольшой лес

-  Не на чем остановить взор, задержать его, так как, всё неприметно.

- Всмотреться

- Такая красота медленно проникает в душу, не захватывает человека, а постепенно наполняет душу.

Читают «…чтоб ясной любовью наполнилось сердце…»

- Ясной

- Шум ветра, шелест травы, пенье птиц, шум дождя, раскаты грома.

- Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно.

Ответы детей

Звуки дополняют друг друга

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы работы: фронтальная

М: инструктаж

П: объяснение задания

М: творческое чтение

П:  выразительное чтение

Формы контроля: самоконтроль, внешний

- А теперь давайте попробуем сами прочитать стихотворение

Контролирует выразительное чтение стихотворение обучающихся

Читают стихотворение

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

Формы контроля: самоконтроль

- А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали?

- Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы!

- Какая была у нас цель урока?

- Мы её достигли?

- Спасибо за урок!

- Ответы детей

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

УУРД:  осуществлять контроль результата своей деятельности;

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по произведению А.П.Чехова "Каштанка". УМК "Начальная школа XXI века" (под ред. Н.Ф.Виноградовой)

Данный материал может быть использован при проведении урока литературного чтения, при составлении технологической карты урока. Представленный урок был проведен с учащимися 4-го класса МБОУ СОШ №...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда» 3 класс УМК "Школа 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: А.П.Гайдар «Тимур и его команда»...

Технологическая карта урока литературного чтения "Аркадий Гайдар “Чук и Гек” «Дорога к отцу»" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся читательской компетентности в процессе изучения второй части произведения А. Гайдара “Чук и Гек” &la...

Технологическая карта урока литературного чтения "Украинская народная сказка «Колосок» в обработке С. Могилевской", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения украинской народной сказки в обработке С. Могилевской «Колосок»Задачи урока:Дидактические:Знать содержание сказки; ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Что такое новости? Кто рассказывает новости?" (УМК "Начальная школа XXI", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что такое новости, какие источники новостей существуют, кто распространяет новости, умение работать с информацией детских журналов.Зад...

Технологическая карта урока литературного чтения "Чарушин Е.И. "Томкины сны" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе чтения и анализа рассказа Е. И. Чарушина «Томкины сны», умения ориентироваться в тексте, анализировать его и вы...

Технологическая карта урока литературного чтения "«Николай Рубцов «Доволен я буквально всем» - пересказ»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:Освоить навык выразительного пересказа стихотворения.Разобрать характер лирического героя.Предметные:1. Научатся рассказывать стихотворение ...