Технологическая карта урока литературного чтения "Плиний Младший «Письмо Тациту»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Алексеева Дарья Игоревна

 

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с событиями древней Помпеи;

2)  проанализировать письмо Плиния Младшего и ознакомиться с картиной «Последний день Помпеи».

Предметные:

  1. знать события Помпеи в 79 году нашей эры;
  2. ознакомиться с произведениями, посвященным событиям Помпеи.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать дикцию.

Личностные:

  1. развивать уважительное чувство к истории;
  2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku.docx207.28 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 06.05.2024

Школа: МБОУ «СОШ №12»

Класс: 4 Г

Урок: 3

Время: 14:50 – 15:30 Кабинет: 202

Студент: Алексеева Дарья Игоревна

Группа: 43

Учитель: Щепёткина Светлана Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Плиний Младший «Письмо Тациту»»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления о событиях древней Помпеи в 79 году нашей эры.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить с событиями древней Помпеи;

2)  проанализировать письмо Плиния Младшего и ознакомиться с картиной «Последний день Помпеи».

Предметные:

  1. знать события Помпеи в 79 году нашей эры;
  2. ознакомиться с произведениями, посвященным событиям Помпеи.

Развивающие:

1) развивать интерес к предмету;

2) развивать дикцию.

Личностные:

  1. развивать уважительное чувство к истории;
  2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Воспитательные:

1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства;

2)  осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Перспективная начальная школа», Литературное чтение 4 класс, 2 часть

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Желаю вам продуктивной работы на уроке. Я знаю, что у вас с нами все получится.

Приветствуют учителя и слушают его.

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

- Посмотрите на экран. Что это?

- Да. Всё верно, это украшения, но где же они были найдены?

- Это украшения, найденные в руинах Помпеи.

- Какие-то украшения и инструменты

- Не знаем.

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРП:  планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;

Презентация

Постановка учебной задачи
(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

Сегодня мы с вами познакомимся с тем, что же там произошло и почему город Помпей теперь руины.

 

УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: рассказ биографии автора

Формы контроля: внешний

Ф: индивидуальная, фронтальная

М: работа с книгой

П: чтение

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

- Помпея, или Помпеи, - это древний античный город на юге Италии, погибший в результате извержения вулкана Везувий. Извержение продолжалось с 24 по 26 августа 79 года нашей эры. Большинство жителей успело спастись, но сам город был полностью погребён под 6-7 метровым слоем пепла, пемзы и камней.  Лишь в середине 18 века он был случайно обнаружен при строительных работах. Масштабные раскопки города начались только в 19 веке – через 17 веков после трагедии. Как раз в это время, в 1827 году  в Помпеях побывал Карл Брюллов

- Найдите в «Музейном доме» картину «Последний день Помпеи», написанную Карлом  Брюлловым.

 - Рассмотрите внимательно картину

- Какие чувства вызывает картина? О чём вы думаете, глядя на картину?

- Что заинтересовало? Что хотите узнать?

Брюллова в Помпеи не было во время катастрофы. Он был там как раз тогда, когда велись раскопки города. Художника потрясло то, что он увидел: расчищенные древние улицы и дома, сохранившиеся росписи стен, посуда, музыкальные инструменты, украшения.(слайд)

- Кроме того, известно, что Брюлллов знал содержание письма, написанного восемнадцатилетним очевидцем этой ужасной трагедии – писателем и историком Плинием Младшим. Воображение живо дорисовало художнику, как всё было 24 августа 79 года…

- Давайте прочитаем письмо.

- Ещё раз рассмотрим репродукцию картины. Сможете подтвердить, что художник знал содержание письма Плиния Младшего?

- Слушают

Смотрят картину

- Страх, паника, смирение

- Что произошло.

Читают «Письмо Тациту»

- Да

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация

Учебник

Учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П:  ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

- Сейчас мы с вами окунёмся в то время и посмотрим, как всё было.

Смотрят видео «A Day in Pompeii - Full-length animation»

- Какие чувства вызвало видео?

- Ответы детей

УУПД:  применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;

УУКД:  строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Презентация

Физкультминутка (1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы работы: фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

- Что можно сказать о поведении людей, стоящих перед лицом гибели: каждый спасает сам себя или заботится о своих близких?

 - Могут ли люди, с точки зрения художника, сохранять в себе лучшие качества, стоя на пороге смерти?

-  Люди ведут себя благородно: каждый заботится не о себе, а о своих близких.

-  Да, он верил, что даже в самый страшный момент жизни люди могут сохранять в себе лучшие человеческие качества, благородство души, любовь к близким, заботу о них

УУПД:  находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;  понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы работы: фронтальная

М: наглядный

П: просмотр видео

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: внешний

Смотрят видео «Последний день Помпеи. Почему это шедевр Карла Брюллова»

Во время видео идёт обсуждение картины

Смотрят видео

Участвуют в обсуждении

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Формы контроля: самоконтроль

- А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали?

- Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы!

- Какая была у нас цель урока?

- Мы её достигли?

- Спасибо за урок!

- Ответы детей

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;  корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

УУРД:  осуществлять контроль результата своей деятельности;

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 3классе по УМК «Начальная школа XXI века»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯв 3классе   по УМК «Начальная школа XXI века»...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк». 3 класс УМК "ШКОЛА 21 века"

Технологическая карта урока литературного  чтенияТема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк»....

Технологическая карта урока литературного чтения "Пивоварова. "Сочинение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с биографией И. Пивоваровой, рассказом И.Пивоваровой «Сочинение».Задачи урока:Дидактические:знать особенности юмористи...

Технологическая карта урока литературного чтения «Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» (3 класс), УМК «Перспективная Начальная Школа»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства учащихся с новым автором Виктором Драгунским и его произведением «Ровно ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Зимовье зверей»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Зимовье зверей»Задачи урока:Дидактические:знать содержание сказки; жанровые особенности ск...

Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка «Бременские музыканты» Братьев Гримм»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты».Задачи урока:Дидактические:Знать сведения об авторах сказки, их творчес...