РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развитие речи» для 4 класса на 2024-2025 учебный год,34 часа
рабочая программа по чтению (4 класс)

Романова Ольга Николаевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие речи» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класса.

Рабочая программа реализуется в рамках Плана внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Особенностью программы является ее двухкомпонентная структура. Содержание программы включает теоретический материал и выполнение практических работ, которые являются предпосылкой для дальнейшей реализации самостоятельного словесного творчества. В практическую часть включены задания по обучению младших школьников конструированию рифмованных текстов и текстов разных типов речи. Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской и творческой деятельности. Преемственность внеурочной деятельности с учебным предметом «Литературное чтение» позволяет проводить системную работу по развитию воображения обучающихся, обогащает их читательский и творческий опыт, способствует совершенствованию текстовой деятельности и связной речи. Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

В соответствии с Планом внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования, рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Рабочая программа предполагает проведение занятий в следующих формах:

круглый стол, онлайн-экскурсия, решение кейса, конкурс, исследование, тренинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_razvitie_rechi_4_klass_romanova_o.n.docx49.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

 «Развитие речи»

                                                       для 4 класса

                                               на 2024-2025 учебный год

Всего часов на учебный год: 34 часа

Составитель:

Романова Ольга Николаевна, учитель внеурочной деятельности

Санкт-Петербург,

2024

        Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие речи» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класса.

Рабочая программа реализуется в рамках Плана внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Особенностью программы является ее двухкомпонентная структура. Содержание программы включает теоретический материал и выполнение практических работ, которые являются предпосылкой для дальнейшей реализации самостоятельного словесного творчества. В практическую часть включены задания по обучению младших школьников конструированию рифмованных текстов и текстов разных типов речи. Содержание занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской и творческой деятельности. Преемственность внеурочной деятельности с учебным предметом «Литературное чтение» позволяет проводить системную работу по развитию воображения обучающихся, обогащает их читательский и творческий опыт, способствует совершенствованию текстовой деятельности и связной речи. Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

В соответствии с Планом внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования, рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Рабочая программа предполагает проведение занятий в следующих формах:

круглый стол, онлайн-экскурсия, решение кейса, конкурс, исследование, тренинг.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Потешка как жанр устного народного творчества, песенка-приговорка

 Особенности потешки как жанра: лаконичность, игровая форма, ритм, условная рифма, сочетание слова и движения. Художественное чтение потешки: плавность голоса и ритмичность речи, согласованность с движением рук; соответствие интонаций настроению и назначению потешки; повышение и понижение силы голоса.

Практические работы: художественное чтение разных по тематике и структуре потешек с сопровождением движений и жестов. Нахождение в тексте потешки выразительных средств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы для создания потешки.

Круг чтения: В.Д. Берестов «Бычок», И.П. Токмакова «Аист», Е.А. Благинина «Ой ладушки-ладушки», «Комары и мошки…», «Идет коза рогатая…», «Зайчик серенький сидит…», «Кисонька-мурысенька…», «Как у нашего кота…», «Поскакали, поскакали…», «Ехал мальчик маленький…», «Баба сеяла горох…», «Скок-поскок…» и т. д.

 Учимся сочинять потешки: выбор и обоснование темы для создания собственной потешки. Подбор рифмованных слов и предложений и соответствующих движений. Коллективное создание рифмованных потешек.

Раздел 2. Поэзия как жанр литературного произведения 

Поэтические произведения поэтов-классиков, которые используются для чтения детьми (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. Фет, С.А. Есенин, А. Майков).

Тематики стихотворений для детей (описание природы, тема родины, жизнь детей, моя семья). Замысел поэта как важнейший элемент сочинительства, его реализация в теме, основном содержании и структуре поэтического текста. Примеры произведений разных поэтов по общей тематике. Особенности настроения в стихах разной тематики: волнительное, радостное, грустное (описание природы), веселое, игровое, юмористическое (стихи о детях), трогательное, радостное (стихи о семье).

 Рифма – главная особенность поэзии, созвучие схожих окончаний в словах. Рифма как выразительное средство создания ритмического рисунка стиха. Сравнение разных рифмованных слов и строчек. Выразительные средства поэтического произведения (эпитеты, сравнения, гипербола, метафора, олицетворение). Сравнение разных поэтических произведений: использование разных выразительных средств.

 Практические работы: сравнение замыслов одного поэта (и разных поэтов) в стихотворениях одной темы. Нахождение в тексте и оценка выразительных средств. Подбор сравнений и эпитетов для выбранной темы собственного поэтического произведения.

Круг чтения: А.С. Пушкин «Зимнее утро», А.А. Майков «Весна», Ф.И. Тютчев «В небе тают облака», С.А. Есенин «Береза», А.А. Фет «Печальная береза…», И.З. Суриков «Детство», Г.А. Ладонщиков «Наша Родина», «Родная земля», И.С. Никитин «Русь», А.Л. Барто «Я лежу болею», «По дороге в класс», В.Д. Берестов «За игрой» и т.д.

Учимся сочинять стихи: выбор и обоснование темы для создания собственного стихотворения. Подбор рифмованных слов и предложений. Коллективное создание рифмованных четверостиший на разные темы.

Раздел 3. Рассказ как жанр повествовательной прозы 

Авторский замысел в рассказе как элемент сочинительства. Темя и идея произведения. Рассказ-повествование. Характеристика и особенности повествования как типа речи: повествовательные тексты могут рассказывать о том, что происходит с человеком или предметом, раскрывать, как именно развиваются события дальше и в какой последовательности. Наличие большого числа действий (глаголов в тексте) как особенность повествования.

Тематика рассказов: о животных, о детях, о дружбе. Рассказ-повествование. Особенности структуры рассказа (завязка, кульминация, развязка). Сюжет. Событие как эпизод из жизни героя. Настроение, возникающее у читателя при чтении повествования.

Изобразительно-выразительные средства языка и их функция в тексте: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гипербола. Рассказ-описание. Характеристика описания – тип речи, при котором автор раскрывает признаки, свойства, качества, внешние особенности предмета, 9 обстановки или человека. Разновидности описания: пейзаж, портрет человека, животное, интерьер, местность, предмет быта. Изобразительно-выразительные средства языка описания. Практические работы: сравнение рассказов разной тематики. Анализ сюжетов в рассказах-повествованиях, выразительных средств в описаниях.

Круг чтения: А.П. Чехов «Мальчики», «Каштанка», «Белолобый», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», «О больших и маленьких», М.М. Пришвин «Осинкам холодно», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Журка», «Разговор птиц и зверей», Е.А. Пермяк «Надежный человек», «Торопливый ножик», Л.Н. Толстой «Прыжок», «Акула», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», В.Ю. Драгунский «Друг детства», главы из повести Л.Н. Толстого «Детство» и т. д.

Учимся сочинять рассказы-повествования и рассказы-описания: выбор и обоснование темы для создания собственного рассказа. Подбор события для определения сюжета рассказа, действующих лиц (сочинение рассказа по серии сюжетных картинок, по игрушкам).

Коллективное создание рассказа в соответствии с его структурными компонентами: завязка, кульминация, развязка.

Подбор сравнений, эпитетов, метафор, характеризующих развитие сюжета, изображающих действия героев и их поступки для выбранной темы собственного рассказа. Нахождение в тексте и оценка выразительных средств. Выбор и обоснование темы для создания коллективного рассказа-описания.

 Подбор объекта описания: человек/предмет/место/животное, конструирование текста-описания животного (внешность, повадки, порода, мое отношение), обстановки учебного кабинета, жилой комнаты, человека (портрет моего одноклассника, друга).

Коллективное создание рассказа в соответствии с его структурными компонентами. Самостоятельное создание текста-описания в соответствие с его структурными компонентами.

Раздел 4. Заключительная конференция «Мы любим и знаем поэзию» 

Подведение итогов изучения теоретического курса и анализ проделанной практической работы, участие обучающихся в коллективной творческой деятельности в форме конференции.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты  

В части гражданско-патриотического  воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

В части патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

В части духовно-нравственного воспитания:

  • признание индивидуальности каждого человека;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

В части эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

В части трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

В части экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе;
  • неприятие действий, приносящих ей вред.

В части ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовыми логическими действиями:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить        закономерности        и        противоречия        в        рассматриваемых        фактах,        данных        и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовыми исследовательскими действиями:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) в работе с информацией:

  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  •  корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1) различать прозаическую и стихотворную речь:

  • называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа);  
  • отличать лирическое произведение от эпического;

2) понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/ прочитанного произведения: отвечать на вопросы и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;

  • различать и называть отдельные жанры фольклора и художественной литературы;

3) владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:

  • формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
  • составлять план, характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей;
  • выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту).

Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности

Тема

Количество часов

Возможность использования ЭОР

1

Читаем и разыгрываем потешки

6

ФГИС «Моя школа»

2

Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа

10

ФГИС «Моя школа»

3

Чтение и анализ рассказов -повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

16

ФГИС «Моя школа»

4

Заключительное занятие «Мы любим и знаем поэзию»

2

ФГИС «Моя школа»

Общее количество часов по программе

34

Календарно-тематическое планирование

Тема

1

Читаем и разыгрываем потешки

2

Читаем и разыгрываем потешки

3

Читаем и разыгрываем потешки

4

Читаем и разыгрываем потешки

5

Читаем и разыгрываем потешки

6

Читаем и разыгрываем потешки

7

Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа

8

Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа

9

Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа

10

Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа

11

Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа

12

Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа

13

Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа

14

Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа

15

Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа

16

Чтение и анализ стихотворений. Творческая работа и практическая работа

17

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

18

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

19

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

20

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

21

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

22

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

23

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

24

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

25

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

26

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

27

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

28

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

29

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

30

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

31

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

32

Чтение и анализ рассказов повествований и описаний разной тематики. Творческая и практическая работа

33

Заключительное занятие «Мы любим и знаем поэзию»

34

Заключительное занятие «Мы любим и знаем поэзию»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по "Развитию познавательных способностей" разработана на основе:-авторской программы Холодовой О.А. "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных спо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие познавательных способностей" для учащихся 2 класса.

Рабочая  программа  разработана на основе требований   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи"

Программа курса внеурочной деятельности....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» 3 класс

Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие мелкой моторики»

Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Развитие мелкой моторики»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» 4 класс

В основе построения учебного курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на з...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развитие математической грамотности» ФГОС НОО 3 класс

Содержание курсаЛогические и комбинаторные задачиМагический квадрат. Комбинаторные задачи. Логические задачи. Задачи на множества.Арифметические действия и задачиЧисла от 1 до 100. Задачи на части. Чё...